Анализ с использованием данных бухгалтерского учета.
Наличие дополнительной информации, содержащейся в бухгалтерском учете, позволит определить влияние на прибыль от продаж следующих факторов:
- выручки от продажи (нетто),
- структуры проданной продукции,
- себестоимости проданной продукции,
- уровня среднереализационных цен.
Таблица 15
Исходные данные для анализа
(тыс.руб.)
Показатели | Условн. обозн. | Базовый год | Отчетный год | Изменения | Баз.данные, пересчит. на объем прод. отчетный | |
абсол. (+,-) | Коэф.рос- та (Тр) | |||||
Выручка-нетто | Вн | + 4685 | 1,049 | 96600 (Внусл.) | ||
Полная себестоимость | С/Сп | + 3509 | 1,042 | 78322 (С/Спусл.) | ||
Прибыль от продаж | Пп | + 1396 | 1,078 | 18278 (Ппусл.) |
В графах 3 и 4 могут быть взяты плановые и фактические данные соответственно.
Расчет влияния вышеперечисленных факторов на прибыль от продаж приведем в таблице:
(тыс.руб.)
Показатель | Расчет влияния | Прибыль от продаж | Влияние фактора на прибыль от продаж |
базовый | Внб - С/Спб | Ппб | __ |
95250 - 77350 | |||
усл.1 | Ппб× Тр | Ппусл.1 | Ппусл.1 - Ппб |
17900 × 1,049 | + 877 | ||
усл.2 | Внусл. - С/Спусл. | Ппусл.2 | Ппусл.2 - Ппусл.1 |
96600 - 78322 | - 499 | ||
усл.3 | Вно - С/Спусл. | Ппусл.3 | Ппусл.3 - Ппусл.2 |
99935 - 78322 | + 3335 | ||
отчетный | Вно - С/Спо | Ппо | Ппо - Ппусл.3 |
99935 - 80639 | - 2317 |
Проверка:
1.∆ Пп = + 1396.
2. + 877 - 499 + 3335 - 2317 =1396.
Выводы:
1. Увеличение выручки увеличило прибыль на 877 тыс.руб.
2. Изменение структуры продукции снизило прибыль на 499 тыс.руб.
3. Увеличение среднереализационных цен увеличило прибыль на 3335 тыс.руб.
4. Увеличение себестоимости проданной продукции снизило прибыль на 2317 тыс.руб.
Сравнение результатов факторного анализа по форме №2 и с использованием данных бухгалтерского учета показывает, что уточненные данные выявили главную причину изменения прибыли от продаж - рост среднереализационных цен.
Если в исходные данные ввести информацию, отражающую изменение цен и на элемент материальных затрат, то можно расширить перечень факторов до шести; оценив влияние на изменение прибыли от продаж изменения цен на проданную продукцию, цен на элементы материальных затрат, выручки-нетто, структуры продукции, затрат на 1 руб. продукции и изменения структуры затрат [17, стр. 222-225 ].
Для анализа влияния перечисленных факторов на изменение прибыли от продаж составим следующую таблицу:
(тыс.руб.)
Показатели | Базовые данные | Баз. данные на проданную продукцию по отчету | Отчетные данные | Отч. данные с корректировкой на изм. цен |
Вн | ||||
С/Сп | ||||
Пп |
Для упрощения изложения расчета влияния факторов введем дополнительные обозначения показателей по номерам граф.
Например: Вн2 - выручка-нетто базового периода (95250), а Вн4 - отчетного (99935) и т.д. по всем показателям.
1. Влияние изменения цен на продукцию:
Вн4 - Вн3 = 99935 - 96600 = + 3335
2. Влияние изменения цен на элементы материальных затрат:
С/Сп5 - С/Сп4 = 76214 - 80639 = - 4425
3. Влияние изменения объема реализации (по базисной себестоимости):
4. Влияние изменения структуры продукции:
5. Влияние изменения затрат на 1 рубль продукции:
С/Сп3 - С/Сп2 = 78322 - 76214 = +2108
6. Влияние изменения структуры затрат (в результате изменения структуры продукции):
Проверка:
1. ∆ Пп = +1396.
2. +3335 - 4425 + 225,0 +126,4 + 28,6 +2108 = 1398.
Отклонение в пределах допустимого.