Анализ калькулирования затрат
Калькулирование затрат - это процесс отнесения затрат к определенным объектам затрат (продукту, процессу, работе, услуге, заказу и т.д.).
Затраты могут непосредственно относится на объект (например, при позаказной калькуляции) или сначала накапливаться в подразделении, в котором объект обрабатывается.
Существует несколько "моделей затрат" или моделей калькулирования затрат:
1) модель калькулирования с полным распределением затрат по объектам;
2) модель калькулирования с выделением устранимых затрат, т.е. затрат, которых можно было бы избежать, если бы данный продукт был снят с производства;
3) модель калькулирования по переменным затратам, или модель маржинального калькулирования (директ-костинг);
4) модель калькулирования по нормативным затратам (стандарт-костинг).
В нашей стране используется первая модель. В западных странах она применяется для финансовых целей. В управлении же затратами используют, а значит и анализируют все остальные модели.
Рассмотрим более подробно анализ модели калькулирования с полным отнесением затрат по категориям. Объектом анализа является классификация затрат по статьям калькуляции.
Анализ начинается с определения динамики, структуры и структурной динамики статей данной классификации.
В данной модели все косвенные затраты (или накладные расходы) распределяются между единицами продукции пропорционально какой-либо базе. У нас в стране традиционно используется в качестве базы основная заработная плата производственных рабочих. Но при таком распределении накладных расходов все подразделения предприятия уравниваются, теряется специфика их работы и специфика продукции.
Задачей анализа данной модели калькулирования является выявлением возможных баз распределения накладных расходов для всех подразделений предприятия и выбор из них наиболее эффективных, т.е. в наибольшей степени отражающих вклад каждого подразделения в общие результаты деятельности предприятия.
Процесс выбора баз распределения и их оценки включает ряд этапов:
1) распределение общехозяйственных расходов между всеми (основными, вспомогательными, обслуживающими) цехами;
2) отнесение накладных расходов вспомогательных и обслуживающих цехов (вместе с частью общехозяйственных расходов) на накладные расходы основных цехов;
3) распределение накладных расходов основных цехов (вместе с частью накладных расходов, перешедших от вспомогательных и обслуживающих цехов) по видам продукции;
4) определение накладных расходов в единице продукции.
На каждом этапе предполагаются базы распределения, рассчитываются и сравниваются результаты их применения. В качестве примера можно привести следующие базы распределения: площадь цеха, количество работающих, стоимость оборудования, прямые затраты, произведенная продукция и т.д.
На Западе это называется калькулированием накладных расходов по функциям, как часть калькулирования всех затрат по функциям (системы АВС).
В зависимости от специфики отрасли анализу могут подвергаться позаказная, попроцессная или пооперационная (партионная) калькуляция; калькуляция совместно производимых и побочных продуктов.
Использование метода маржинального калькулирования позволяет получить информацию о нижней границе цены, т.е. предела, до которого предприятие ещё может снизить цену, если спрос снизился или нужно завоевать определенный сегмент рынка. Это метод (или система) дискрет-костинга. Он применяется только во внутреннем анализе для оценки экономических результатов и управленческой деятельности различных подразделений предприятия.
В системе "директ-костинг" производственная себестоимость единицы произведенной продукции (работ, услуг) формируется только из переменных затрат. Постоянные затраты (затраты за период) собираются на отдельном счете и по истечении отчетного периода полностью списываются на уменьшение прибыли, полученной от продажи продукции в данном отчетном периоде.
Система "директ-костинг" создает основу для анализа зависимости по цепочке "объем - затраты - прибыль".
В ходе этого анализа можно определить точку безубыточности (порог рентабельности, мертвую точку), запас финансовой прочности и силу воздействия операционного (производственного) рычага (левериджа), которые используются в анализе риска в деятельности предприятия (см. гл. 7).
В зависимости от срока составления различают предварительную и последующую калькуляцию (отчетную или фактическую).
К предварительным калькуляциям относятся:
1) проектные калькуляции, которые составляются на проект (например, инвестиционный);
2) сметные, которые составляются на разовый заказ (на продукцию, услуги на сторону);
3) нормативные могут быть определены по-разному:
- по текущим затратам, достигнутым на начало периода;
- на основе прогнозов на будущее (т.е. с учетом возможностей использования более совершенных технологических процессов, прогрессивных видов сырья, новых поставщиков и т.д.).
В нашей стране преобладают нормативы первого вида. Нормативы второго вида используются в системе стандарт-костинга, применяемой на Западе. Именно на основе этих нормативов формируется плановая калькуляция.
Система "стандарт-костинг" больше всего подходит для предприятий, процесс деятельности которых состоит из ряда общих или повторяющих операций. В остальных случаях её использование затруднено.
В ходе анализа оценивается целесообразность применяемого способа расчета нормативов и их вид (нормативы только по количеству, только по качеству, по количеству и качеству одновременно), а также способ реагирования на отклонение от нормативов.
Отчетные (последующие) калькуляции отражают фактические затраты за период. На их основе можно определить, какие расходы и потери имело предприятие, которые не были предусмотрены предварительной калькуляцией, оценить их и установить пути ликвидации или сокращения (потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостача ТМЦ в производстве и т.д.).
4.3. Анализ затрат на 1 рубль продукции (работ, услуг)
Анализ затрат на 1 рубль продукции используется для сравнения уровня затрат в производстве различных видов продукции на одном предприятии или между предприятием различных отраслей.
Объектом анализа является разность:
- между фактическими и плановыми затратами на рубль товарной продукции (или выручки);
- между затратами на рубль товарной продукции (или выручки) в отчетном и аналогичном прошлом периоде (хотя такое сравнение несколько условно из-за разного состава продукции).
На отклонение затрат отчетного периода на 1 рубль товарной продукции от затрат аналогичного прошлого периода оказывают влияние разные факторы: объем и структура продукции, себестоимость продукции, цены на продукцию и материалы [33, стр. 89 - 92], [23, стр. 474 - 478].
Объектом анализа является изменение затрат на 1 рубль товарной продукции по факту по сравнению с планом.
Рассмотрим влияние на это изменение вышеперечисленных факторов. Для удобства проведения аналитических действий заполним таблицу 11.
Таблица 11
Данные для расчета влияния факторов на изменение затрат
на 1 рубль товарной продукции (цифры условные)
Наименование показателей | Номер строки | За отчетный год | |
Полная себестоимость товарная продукции по плану, тыс. руб. | |||
Себестоимость фактически выпущенной продукции, тыс. руб. | а) по плановой себестоимости | ||
б) по фактической себестоимости | |||
Товарная продукция в оптовых ценах, тыс. руб. | а) по плану | ||
б) фактически в плановых ценах | |||
в) фактически в действующих ценах | |||
Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану, коп. | 86,94 | ||
Затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции | а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент (строка 2:строка 5) б) фактически в действующих ценах (строка 3 :срока 6) в) фактически в плановых ценах | 88,37 87,92 88,04 |
Фактически затраты на 1 рубль товарной продукции выше плановых на 0,98 коп. (87,92 - 86,94). Это увеличение являлось результатом совместного влияния следующих факторов:
1. Структурных сдвигов в продукции.
Влияние +1,43 коп. (88,37 - 86,94)
2. Изменения себестоимости продукции.
Влияние -0,33 коп. (88,04 - 88,37)
3. Изменения цен на продукцию и материалы.
Влияние - 0,12 коп. (88,04 - 87,92)
Суммарное влияние: +1,43-0,33-0,12 = +0,98.
Увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции на 0,98 коп. означает соответствующее уменьшение прибыли на 1 рубль товарной продукции.