Выбор темы выпускной квалификационной работы и назначение научного руководителя
Типы выпускных квалификационных работ бакалавров
И критерии их оценки
Основные критерии оценок всех ВКР бакалавров следующие:
- актуальность постановки проблемы исследования;
- соответствие представленной работы заявленной теме и цели исследования;
- качество использованной литературы и других информационных источников, умение систематизировать и обобщать теоретический материал;
- присутствие обоснованной исследовательской методики и использование исследовательских методов;
- умение применять и анализировать эмпирические данные, проводить количественный и качественный анализ, оценивать полученные результаты, делать выводы;
- способность формулировать выводы и предложения по результатам исследования, их соответствие целям работы;
- целостность структуры выпускной работы, корректность сносок, точность использования понятий, грамотное использование языка и аккуратное оформление работы.
Существуют разные типы выпускных работ, при оценке которых используются дополнительные критерии:
1) Анализ проблем и положения в области бизнеса и управления.
Работа дает анализирующую картину положения, проблем, например, в какой-то области бизнеса, в регионе, но не претендует на широкое понимание доказательств или опровержение научных гипотез.
Работа может рассматривать какую-либо закономерность действия (законы, стандарты бухгалтерии), а также практическое применение результатов и проблем. Работа может быть написана с использованием количественных или качественных методов исследования. В исключительных случаях допускается составление выпускной квалификационной работы по данному типу, опираясь только на специальную литературу и на другие информационные источники.
Примерный перечень тем:
- «Банковская система России: анализ становления и тенденции развития»,
- «Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в РФ»,
- «Налоговая система РФ и направления ее совершенствования»,
- «Анализ внешнеэкономических связей».
2) Исследование опыта конкретной области бизнеса или управления в организации
Целью является изучение многогранной, ценной и важной ситуации в бизнесе и управлении на базе одной или нескольких организаций, используя такой метод исследования как case-анализ, в рамках которого можно использовать как качественные, так и количественные методы. Результаты case-анализа кроме описания должны содержать аналитические результаты, оценку ценности опыта и его использования.
Примерный перечень тем:
- «Мировая практика создания и функционирования особых экономических зон: отечественный и зарубежный опыт»,
-«Экономическая оценка эффективности деятельности транспортной организации»,
- «Повышение эффективности организации труда (на примере конкретной организации)».
Критерии оценки: новизна и ценность собранной информации для целей управления, обоснованный выбор опросов, экспертных оценок и др., техники сбора информации и их системное использование, умение выбрать из объемной информации важное и менее важное, а также делать обоснованные выводы, важность использования опыта, умение открыть его сущность, разделять общее и специфическое, владение методами исследований.
3) Теоретико-исследовательские анализирующие работы на основе эмпирических материалов
Работа начинается с определения исследовательской проблемы и объекта. Затем следует раскрытие теоретических основ исследования, критический анализ имеющихся теорий, выбор и обоснование применяемых методов исследования, анализ результатов исследования и их сравнение с гипотезами и последующими выводами. Студенческая работа может быть частью более обширного развития исследовательского направления преподавателей кафедры. При выполнении работы можно использовать эмпирическую базу данных кафедры.
Критерии оценки: способность постановки проблемы из ранних исследований, умение критически анализировать различные теоретические концепции, владение методикой исследования, репрезентативность, умение связывать результаты с соответствующими областями организаций.
Примерный перечень тем:
- «Методы оценки риска»,
- «Современные формы конкуренции в мировой экономике»,
- «Модернизация отраслей общественного сектора: цели, формы, результаты и направление дальнейшего развития».