Методика расчета показателей рентабельности работы предприятия
Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат. В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ПЧ). В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.6
Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов. Этот показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов. Рассчитывается по формуле:
Rпр = , где
Rпр – рентабельность производства;
ПБ – балансовая прибыль;
ПФ – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).
Рентабельность основной деятельности – отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг). Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат. Рассчитывается по формуле:
Rосн. д. = ,где
Rосн. д. – рентабельность основной деятельности;
ПР – прибыль от реализации;
Зпр – затраты на производство реализованной продукции.
Рентабельность совокупных затратопределяется как отношение чистой прибыли к средней стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств), а также содержания работников. Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов. Рассчитывается по формуле:
Rзс = , где
Rзс – рентабельность совокупных затрат;
ПЧ – чистая прибыль;
ПФ – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств);
ФОТ – затраты на содержание работников (фонд оплаты труда).
Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом. Показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции. Рассчитывается по формуле:
Rпрод = , где
Rпрод – рентабельность продукции;
ПР – прибыль от реализации;
РП – выручка от реализации в целом.
Рентабельность отдельных изделий – отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации. Рассчитывается по формуле:
Rизд = , где
Rизд – рентабельность отдельных изделий;
Пизд – прибыль от реализации конкретного вида изделия;
РПизд – выручка от реализации конкретного вида изделия.
В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность инвестиций (капитала). Этот показатель может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.
Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход - чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов, во втором - рентабельность инвестированного капитала:
Rа = ;
Rи = , где
Rа – рентабельность активов;
Rи – рентабельность инвестированного капитала;
ПЧ - чистая прибыль (прибыль, к распределению среди собственников);
ВП - проценты к уплате;
ССА - среднегодовая стоимость активов;
СК - собственный капитал;
ДО - долгосрочные обязательства.
Показатель рентабельности активов дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия). Показатель рентабельности инвестированного капитала характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием - он оценивает доходность долгосрочного капитала.
Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала:
Rск = , где
Rск – рентабельность собственного капитала;
ССК – среднегодовая стоимость собственного капитала.
Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: (а) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (Rвал); (б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (Rоп); (в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (Rч).7
а) Rвал = = ,
б) Rоп = ,
в) Rч = , где
ПР – прибыль от реализации;
СРП – себестоимость реализованной продукции;
РО – операционные расходы (за исключением процентов к уплате и налогов)
ПЧ – чистая прибыль.