Важнейшим относительным показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности организации, является рентабельность.
Анализ рентабельности позволяет дать ответ на вопрос насколько прибыльно функционирует организация и как эффективно оно использует вложенный капитал.
Рентабельность характеризует прибыль, полученную с 1 рубля средств, вложенных в финансовые операции.
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производственной деятельности коммерческой организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).
Показатели рентабельности
Показатель | Экономическое содержание | Расчет показателя |
Рентабельность имущества | Показывает, какую прибыль получают с каждого рубля, вложенного в активы | Ra = ЧП/Аср·100 % |
Рентабельность текущих активов | Характеризует эффективность использования текущих активов | Rта = ЧП/ОАср·100 % |
Рентабельность инвестиций | Характеризует эффективность использования средств, инвестированных в организацию | Rинв = ПБ/(СКср + ДОср) ·100 % |
Рентабельность собственного капитала | Показывает долю прибыли в собственном капитале | Rск = ЧП/СКср·100 % |
Рентабельность производственных фондов | Характеризует эффективность использования основных производственных и оборотных фондов | Rпф = ЧП/(ОПФср + МОСср)·100 % |
Рентабельность продаж | Характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж | Rпр = Пр/Вр |
Рентабельность организации | Определяет эффективность деятельности организации | Rп = ЧП/Врп·100 % |
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений ее деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Анализ расходов
Одной из важнейших задач управленческого учета на предприятии является управление затратами. Учет и анализ затрат необходимы, чтобы контролировать использование ресурсов предприятия, делать прогнозы возникновения дополнительных ресурсов, получать максимальную отдачу от их использования.
Эффективное управление затратами позволяет предприятию увеличить конкурентоспособность продукции или услуг (за счет снижения издержек), определить их реальную себестоимость, обеспечить объективными данными разработку бюджета предприятия, оценить стоимость бизнес-процессов или деятельность структурных подразделений, обоснованно принимать управленческие решения.
Деятельность предприятий на современном рынке характеризуется:
увеличением сложности продукции и предоставляемых услуг;
повышением требований к системе управления качеством;
увеличением капиталоемкости, количества и ассортимента продукции и услуг;
уменьшением жизненного цикла продукции и услуг, а также времени их выхода на рынок;
использованием передовых технологий и разнообразных каналов распространения.
Все эти факторы вызвали рост накладных издержек, которые заменили часть прямых расходов на труд и материалы.
Структурные факторы:
горизонтальная интеграция, связанная с масштабом производства;
вертикальная интеграция, определяющая диапазон производимой продукции или услуг;
корпоративный опыт;
используемые технологии;
сложность, определяемая широтой ассортимента изделий или услуг.
Наиболее существенные функциональные факторы:
- концепция вовлеченности работников в постоянные усовершенствования
- концепция комплексного управления качеством
- использование мощностей предприятия;
- использование связей с поставщиками и клиентами в контексте цепочки ценности предприятия.
В настоящее время в анализе затрат все большее значение приобретают функциональные факторы, так как выводы на основе структурных факторов быстро устаревают.
Для предприятий, которые выпускают разнообразные продукты в рамках производственного ассортимента, точные реальные данные по затратам очень важны для определения цены продукции или услуги, их представления продвижения на рынке, а также для принятия управленческих решений по ассортименту продукции и каналам распределения.
Метод, основанный на функционально-стоимостном анализе, ФСА (ABC - Activity Based Costing), дает наиболее точные результаты при распределении суммарных фактических затрат на продукты и услуги. ABC-метод разработан как <операционно-ориентированная> альтернатива традиционным финансовым подходам. Он отличается, тем, что:
предоставляет информацию в форме, понятной для работников предприятия, непосредственно участвующих в бизнес-процессе;
Распределяет накладные расходы в соответствии с подробным расчетом использования ресурсов, детальным представлением о процессах и их влиянии на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.
АВС-метод помогает найти пути улучшения показателей стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по этому методу позволяет получить значительный объем информации для принятия решения.