Понятие, цель, управленческого анализа
Управленческий анализ.
Понятие, цель, управленческого анализа
В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.
Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности.
УА использует как данные сводной финансовой отчетности, так и оперативную (внутреннюю) информацию компании. Он проводится в большинстве случаев для внутренних целей компании, т.к. основывается на использовании в том числе коммерческой (закрытой) информации. УА необходим для выявления параметров, факторов, причин, оказавших влияние на итоговые финансовые показатели деятельности, и служит для выработки решений, позволяющих организации достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее деятельности.
В то же время, финансовый и управленческий анализ не являются «параллельными». Финансовый анализ является как бы «верхушкой» УА, т.е. УА лишь детализирует и конкретизирует общие выводы, полученные по результатам финансового анализа.
Характерным отличием финансового и управленческого анализа является его направленность. Финансовый анализ имеет четко ретроспективную направленность. Он позволяет оценить результаты деятельности организации, эффективность управления ею в прошедшем периоде.
УА направлен в будущее, он является перспективным, поскольку служит прогнозированию, планированию деятельности, принятию оптимальных решений и, тем самым, достижению наилучших результатов.
Особенности УА:
1) максимальная закрытость результатов анализа, ориентация анализа на любые источники информации (в финансовом анализе – максимальная открытость, ориентация только на публичную финансовую отчетность);
2) отсутствие какой бы то ни было регламентации анализа;
3) направленность анализа на интересы руководства (в финансовом анализе – большое количество пользователей).
Управленческий анализ– это раздел экономического анализа и составная часть управленческого учета, основной целью которого является изучение прошлой, текущей, а главное – будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной тактики. Кроме того, управленческий анализ – один из важнейших этапов в процессе принятия управленческого решения.
Цель управленческого анализа– внутренняя оценка эффективности деятельности различных сегментов организации, обоснованности планируемых показателей, контроль за выполнением планов и смет и выявление резервов повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Методы расчета цены
Основные методы ценообразования:
нормативный (себестоимость и прибыль рассчитываются по нормам и нормативам);
параметрический:
метод удельных показателей;
метод балльных оценок;
экономико-математические методы;
затратный метод (себестоимость определяется исходя из затрат предприятия);
агрегатный метод;
метод «воспринимаемой ценности товара»;
рыночные методы (метод определения цены на основе спроса);
метод экспертных оценок (используется для прогнозирования уровня цен);
тендерный метод;
балловый метод;
комбинированные методы.
Ценообразование на основе издержек соотносит цену продукта с издержками, сопряженными с его производством и распределением. Ценообразование на основе спроса соотносит цену продукта с интенсивностью общего спроса на него и признает разницу в интенсивности спроса между подгруппами покупателей. Ценообразование на основе конкуренции соотносит цену продукта с ценами, устанавливаемыми соперниками.
На основе выбранной методики предприятие приступает к расчету цены, которая в свою очередь учитывает психологическое восприятие покупателей, соответствие ценовому образу фирмы, учитывает реакцию конкурентов и другие факторы.
Планирование оптимальной цены продаж
Надежной основой для ценообразования служит себестоимость продукции. Себестоимость в зависимости от методов учета затрат и калькуляции себестоимости продукции, работ или услуг может исчисляться на основе полных затрат на производство или только на основе переменных затрат. Поэтому и методы расчета оптимальной цены реализации могут быть различными.
Метод ценообразования на основе переменных затрат состоит в том, что рассчитывается процент наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Для расчета используется две формулы
1) % наценки = [(Расчетная величина прибыли + Суммарные постоянные затраты + Коммерческие и общехозяйственные расходы): Суммарные переменные производственные затраты] х 100%
2) Цена на основе переменных затрат = переменные производственные расходы + % наценки х переменные производственные затраты на единицу продукции.
Метод валовой прибыли
% наценки = [(расчетная величина прибыли + коммерческие и общехозяйственные расходы): Суммарные производственные расходы] х100%
Цена на основе валовой прибыли = Суммарные производственные расходы + (Суммарные производственные расходы х % наценки: 100)
Метод рентабельности наиболее простой и применяемый метод. Он основан на исчислении маржинального дохода и обеспечении превышения его над постоянными расходами.
Валовая прибыль на ед. продукции / Полная себестоимость продукции * 100% = Уровень рентабельности
Себестоимость продукции + Себестоимость продукции Х уровнеь рентабельности: 100% = Цена продаж
Краткосрочный нижний предел цены, когда цена продаж покрывает лишь переменные затраты, Эта цена обеспечивает предприятию нулевой маржинальный доход. Этот метод может использоваться только в системе Директ-Костинг. Такая цена служит исходным показателем для корректировки цен внутри года по месяцам, кварталам или более коротким отрезкам времени, а также по продукции, выпускаемой малыми партиями и в очень короткий отрезок времени, когда надо срочно установить цену продажи в таких ситуациях.
Цена должна быть ориентирована на рынок, согласована с маркетинговой стратегией предприятия, стоимостью продукции, пре6длагаемой потребителям. Цена должна учитывать цены конкурентов.
Прежде, чем устанавливать цену необходимо проанализировать связь между ценой и:
Спросом
Затратами
Планирование оптимальной цены продажи на основе модели спроса и предложения
Под результатом оптимизации товарного ассортимента понимается такой вариант выпуска продукции, характеризующийся структурой, объемом производства и уровнем цен, который обеспечит достижение поставленной перед предприятием цели — получение максимальной прибыли от реализации продукции и поддержание имиджа фирмы, обеспечивающих основу для сохранения эффективности финансово-хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.
Предлагаемая методика планирования производственной программы на основе оптимизационных процедур позволяет достигать результатов, соответствующих целям краткосрочного характера: анализ ассортиментных позиций с точки зрения их безубыточности, а также максимизация прибыли с точки зрения их влияния на показатели производственной и сбытовой деятельности. Вместе с тем результаты реализации методики позволяют осуществлять эффективные управленческие действия, направленные на достижения стратегических задач предприятия.
Существует ряд методов, с помощью которых решается задача оптимизации объемов производства. Но поскольку объем производства, цена на продукцию и затраты на ее производство находятся в функциональной зависимости друг от друга, а получение максимальной прибыли возможно при определенных сочетаниях между этими величинами, то при решении данной задачи необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Следовательно, в качестве требуемой оптимизационной процедуры необходимо использовать предельный анализ, главным критерием которого является равенство предельных доходов и предельных издержек.
Для прогнозирования же показателей издержек и цен для проведения предельного анализа предлагается использовать метод, заключающийся в индексировании цен и статей себестоимости, имевших место в месяце, предшествующем анализируемому периоду, прогнозируемыми темпами инфляции.
Таким образом, принятие решений относительно планирования производственной программы осуществляется на основе прогноза продаж за вычетом нереализованных остатков прошлых коллекций, оптимизированного, минимально и максимально допустимого объемов производства (табл. 1). Кроме того, следует учитывать показатели, характеризующие производственный потенциал предприятия (мощность).
Принятие конечного управленческого решения относительно итогового показателя объема производства основывается на приоритете целей предприятия и находится в компетенции его руководства. Так, например, производство моделей пальто первой группы может быть равно прогнозному значению продаж, так как оно не превышает максимально допустимого объема производства, а позволит в свою очередь сохранить потребителя в условиях конкуренции на рынке. В то же время производство моделей второй и третьей группы не может превышать максимально возможного объема, хотя спрос на них выше, а оптимальное значение ниже порога рентабельности (табл. 2). Дальнейшее исследование должно затронуть рентабельность отдельных видов продукции на основе операционного анализа на предмет влияния структуры себестоимости и цены на показатели эффективности производства. В целом прогнозный ассортимент характеризуется существенным запасом финансовой прочности, позволяющим сдерживать опасность недополучения прибыли, вследствие возможной низкой активности в нише свободной реализации продукции, хорошим уровнем рентабельности продаж. В то же время значительный уровень постоянных издержек делает анализируемый ассортимент потенциально рискованным, что проявляется в относительно высоких значениях операционного рычага в некоторых группах, являющегося измерителем риска (табл. 2).
В целом применение описанной методики планирования объемов в условиях промышленного производства и использование результатов ее внедрения способствует совершенствованию системы управления ассортиментом предприятия.
Анализ доходов
уровень прибыли – это:
– основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации, способствующий возможности возрастания капитала и бизнеса;
– главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
– индикатор кредитоспособности организации;
– индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
– гарант выполнения организацией обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.
Прибыль зависит от уровня себестоимости, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное – от того, насколько продукция, работы и услуги удовлетворяют потребности потребителя, т.е. имеется ли на них спрос.
Прибыль выступает одним из основных источников ресурсов воспроизводства и формирования бюджетов всех уровней. В росте прибыли заинтересованы все участники производства, потому что наличие прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень ее деловой активности. В получении прибыли заключается главный интерес собственника, поскольку обеспечивает возможность роста капитала и бизнеса.
С позиций экономического подхода прибыль (убыток) – это прирост (уменьшение) капитала собственников, имеющий место в отчетном периоде. Прибыль, исчисленную по данному алгоритму, называют экономической.
В рамках бухгалтерского учета прибыль – это положительная разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.
Полноценный анализ каждого элемента доходов, расходов и прибыли по данным отчета о прибылях и убытках предполагает:
– экспресс-анализ (чтение) данных отчета, их взаимоувязку с другими формами отчетности;
– расчет аналитических показателей структуры и динамики доходов, расходов и прибыли;
– трендовый анализ доходов, расходов и прибыли;
– расчет, анализ и оценку показателей рентабельности;
– факторный анализ рентабельности;
– оценку влияния привлечения заемных средств на рентабельность собственного капитана;
– обобщение результатов анализа отчета о прибылях и убытках.
Целью анализа прибыли организации является финансово-экономическое обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост ее финансовых результатов.
Анализу чистой прибыли и ее качественным характеристикам должно быть уделено особое внимание Вместе с тем на «качество» прибыли могут оказывать влияние и другие внешние и внутренние факторы:
1) внешние – ситуация в секторе рынка, где организация представлена своей продукцией; общие финансово-экономические, политические, социальные, природно-климатические условия ведения бизнеса и др.;
Внутренние – учетная политика организации (в частности, в отношении признания доходов и расходов; оценки основных средств, финансовых вложений, обязательств и т.д.), налоговая политика, использование эффекта операционного и финансового рычага, дивидендная политика и т.д.
Показатели рентабельности
Показатель | Экономическое содержание | Расчет показателя |
Рентабельность имущества | Показывает, какую прибыль получают с каждого рубля, вложенного в активы | Ra = ЧП/Аср·100 % |
Рентабельность текущих активов | Характеризует эффективность использования текущих активов | Rта = ЧП/ОАср·100 % |
Рентабельность инвестиций | Характеризует эффективность использования средств, инвестированных в организацию | Rинв = ПБ/(СКср + ДОср) ·100 % |
Рентабельность собственного капитала | Показывает долю прибыли в собственном капитале | Rск = ЧП/СКср·100 % |
Рентабельность производственных фондов | Характеризует эффективность использования основных производственных и оборотных фондов | Rпф = ЧП/(ОПФср + МОСср)·100 % |
Рентабельность продаж | Характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж | Rпр = Пр/Вр |
Рентабельность организации | Определяет эффективность деятельности организации | Rп = ЧП/Врп·100 % |
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений ее деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Анализ расходов
Одной из важнейших задач управленческого учета на предприятии является управление затратами. Учет и анализ затрат необходимы, чтобы контролировать использование ресурсов предприятия, делать прогнозы возникновения дополнительных ресурсов, получать максимальную отдачу от их использования.
Эффективное управление затратами позволяет предприятию увеличить конкурентоспособность продукции или услуг (за счет снижения издержек), определить их реальную себестоимость, обеспечить объективными данными разработку бюджета предприятия, оценить стоимость бизнес-процессов или деятельность структурных подразделений, обоснованно принимать управленческие решения.
Деятельность предприятий на современном рынке характеризуется:
увеличением сложности продукции и предоставляемых услуг;
повышением требований к системе управления качеством;
увеличением капиталоемкости, количества и ассортимента продукции и услуг;
уменьшением жизненного цикла продукции и услуг, а также времени их выхода на рынок;
использованием передовых технологий и разнообразных каналов распространения.
Все эти факторы вызвали рост накладных издержек, которые заменили часть прямых расходов на труд и материалы.
Структурные факторы:
горизонтальная интеграция, связанная с масштабом производства;
вертикальная интеграция, определяющая диапазон производимой продукции или услуг;
корпоративный опыт;
используемые технологии;
сложность, определяемая широтой ассортимента изделий или услуг.
Наиболее существенные функциональные факторы:
- концепция вовлеченности работников в постоянные усовершенствования
- концепция комплексного управления качеством
- использование мощностей предприятия;
- использование связей с поставщиками и клиентами в контексте цепочки ценности предприятия.
В настоящее время в анализе затрат все большее значение приобретают функциональные факторы, так как выводы на основе структурных факторов быстро устаревают.
Для предприятий, которые выпускают разнообразные продукты в рамках производственного ассортимента, точные реальные данные по затратам очень важны для определения цены продукции или услуги, их представления продвижения на рынке, а также для принятия управленческих решений по ассортименту продукции и каналам распределения.
Метод, основанный на функционально-стоимостном анализе, ФСА (ABC - Activity Based Costing), дает наиболее точные результаты при распределении суммарных фактических затрат на продукты и услуги. ABC-метод разработан как <операционно-ориентированная> альтернатива традиционным финансовым подходам. Он отличается, тем, что:
предоставляет информацию в форме, понятной для работников предприятия, непосредственно участвующих в бизнес-процессе;
Распределяет накладные расходы в соответствии с подробным расчетом использования ресурсов, детальным представлением о процессах и их влиянии на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.
АВС-метод помогает найти пути улучшения показателей стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по этому методу позволяет получить значительный объем информации для принятия решения.
Планирование прибыли
Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.Планирование прибыли предполагает разработку прогнозов по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное планирование, формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет, которая определяет систему долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии со стратегией развития предприятия. Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых показателях предприятия, планируемых объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной системе норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов, действующих налоговых ставках, результатах анализа прибыли за предшествующий период. Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных направлений хозяйственной деятельности. На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета. При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и расходами по всем направлениям деятельности предприятия. При использовании данного метода необходимо учитывать прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции. Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе). Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период. Для составления плана прибыли используются и другие методы, например анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, а также другие аналитические методы. Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам: Минимальный оборот = 1 — (% постоянных расходов / 100) или Минимальный оборот = 1 — (Переменные расходы / Плановый оборот капитала) Важное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала. Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:
Оборотные средства + Капитальные вложения = вложенный капитал;
Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные средства / Вложенный капитал
Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость
Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала
Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия
Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:
собственный капитал;
активы предприятия;
единицу реализуемой продукции;
Инвестируемый капитал.
Однородная структура предпочтения. Это структура рынка потребителей, выбор которых приблизительно совпадает. Марки товара пользуются приблизительно равным спросом и обладают похожими характеристиками.
Рассеянная структура предпочтения. Противоположность однородной структуры. Вкусы потребителей кардинальным образом различаются. Марке фирмы-производителя, которая возникнет на рынке первой, необходимо занять место в центре для привлечения внимания большего числа клиентов, для снижения общей неудовлетворенности. Если существует несколько торговых марок, то они, скорее всего, расположатся по всему рынку и будут значительно отличаться друг от друга, чтобы удовлетворить разнообразные нужды потребителей.
Групповая структура предпочтения. На рынке могут быть отчетливые группы потребителей с равными предпочтениями, которые именуются естественными сегментами рынка. У фирмы, первой вышедшей на рынок, есть три варианта действия:
1) занять место в центре для привлечения внимания всех групп потребителей;
2) сосредоточить усилия на самом крупном сегменте рынка (концентрированный маркетинг);
Таблица 6.1.
Показатели работы предприятия «Восход» за апрель 200хг.
Рассчитаем точки безубыточности разных видов продукции при существующих объемах производства:
, где
, i = А, В, С.
Величина среднего маржинального дохода на 1 кг продукции предприятия при сложившихся объемах реализации:
Объемы производства, позволяющие покрыть все затраты и выйти на нулевой уровень прибыли:
Видим, что уровень точек безубыточности для всех трех видов продукции лежит гораздо ниже сложившихся объемов производства, что является, безусловно, положительным для предприятия фактором. Таким образом, предприятие имеет достаточно широкие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также долю отдельных ее видов в суммарном выпуске.
Начинать планирование дальнейшей деятельности предприятия следует с анализа прибыльности разных видов продукции с учетом рыночной ситуации и возможностей предприятия. Для начала следует определить наиболее прибыльный вид продукции. Сделать это можно на основе данных о маржинальном доходе. Если никаких (ни рыночных, ни технологических) ограничений для производства и реализации продукции нет, выпуск изделий с максимальным маржинальным доходом на единицу выпуска будет наиболее желательным способом расширения производства.
При наличии каких-либо ограничений выбор следует делать в пользу продукта с максимальным маржинальным доходом на единицу ограниченного ресурса.
Максимальный маржинальный доход на 1 кг продукции в примере – у пельменей, наивысшая доля маржинального дохода в выручке и маржинальный доход на один человеко-час — у вареников, а самый большой маржинальный доход на один час работы оборудования — у блинчиков.
Проводя анализ безубыточности, не следует забывать и о других факторах рыночной активности предприятия. Максимальный уровень прибыли не является единственной, а в большинстве случаев и главной целью предприятия. Отказ от производства одного или нескольких видов продукции из их общей номенклатуры может отрицательно сказаться на имидже, а в конечном итоге и на рыночной позиции производителя. В большинстве случаев широкая номенклатура выпуска является фактором укрепления рыночных позиций предприятия, поскольку разнообразие выпускаемой продукции позволяет привлечь к ней большее число покупателей. Возможно, выпуск наименее прибыльных, но оригинальных товаров (на предприятии «Восход» из примера такой продукцией были блинчики) влияет и на рост продаж других, более прибыльных видов продукции, привлекая внимание к торговой марке и фирме-производителю все новых и новых потребителей.
Кроме того, рынок не безграничен. Расширять производство и перераспределять ресурсы с одних видов продукции в пользу других можно только до тех пор, пока продукцию можно продать.
Ограничения по емкости рынка, вероятно, самые жесткие, поскольку для предприятия являются внешними и никакими усилиями самих предприятий изменены быть не могут.
45. Маржинальная концепция и ее применение для выбора цены и определения критического объема продаж.
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан он в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Основные этапы:
1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
3. Расчет величины исследуемых показателей.
4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль.
Планирование и контроль уровня запасов
Целью управления запасами является минимизация затрат на обеспечение запасов. Контроль этих затрат осуществляется сведением к минимуму следующих показателей:
– количества заказов за год;
– длительности времени поставки и перемещения;
– длительности хранения на складе;
– количества кладовых и складов.
Длительность циклов доставки регулируется путем переговоров между отделом снабжения и поставщиком. Продолжительность перемещения регулируется выбором способов перемещения и размером партий грузов. Продолжительность хранения регулируется путем корректировки размера заказываемых партий, планирования использования материалов после их поступления на склад.
Каждая организация должна иметь систему управления запасами. Руководители подразделений должны иметь информацию об управлении запасами, о производственной программе и др.:
Темп поступления материалов должен быть равен темпу расхода материалов, поэтому мероприятия по регулированию объема запасов заключаются в сведении до минимума времени нахождения на предприятии. Это достигается путем:
– доведения до оптимального уровня величины запаса;
– поддержания на экономичном минимуме цикла незавершенного производства;
– планирования использования материалов в короткие сроки после получения;
– хранения минимального количества материалов на складе;
– использования минимального количества складов.
Регулирование количества материалов на складе начинается в отделе сбыта и в техническом отделе.
Оптимальный размер заказа – это количество, при котором стоимость объема заказов и хранения запасов минимальна. Оптимальный размер заказа рассчитывают с помощью следующих методов.
1. Табличный метод.
2. Графический метод.
3. Формула определения экономичного размера заказа.
Управленческий анализ.
Понятие, цель, управленческого анализа
В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.
Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организацией в целом. Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности.
УА использует как данные сводной финансовой отчетности, так и оперативную (внутреннюю) информацию компании. Он проводится в большинстве случаев для внутренних целей компании, т.к. основывается на использовании в том числе коммерческой (закрытой) информации. УА необходим для выявления параметров, факторов, причин, оказавших влияние на итоговые финансовые показатели деятельности, и служит для выработки решений, позволяющих организации достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее деятельности.
В то же время, финансовый и управленческий анализ не являются «параллельными». Финансовый анализ является как бы «верхушкой» УА, т.е. УА лишь детализирует и конкретизирует общие выводы, полученные по результатам финансового анализа.
Характерным отличием финансового и управленческого анализа является его направленность. Финансовый анализ имеет четко ретроспективную направленность. Он позволяет оценить результаты деятельности организации, эффективность управления ею в прошедшем периоде.
УА направлен в будущее, он является перспективным, поскольку служит прогнозированию, планированию деятельности, принятию оптимальных решений и, тем самым, достижению наилучших результатов.
Особенности УА:
1) максимальная закрытость результатов анализа, ориентация анализа на любые источники информации (в финансовом анализе – максимальная открытость, ориентация только на публичную финансовую отчетность);
2) отсутствие какой бы то ни было регламентации анализа;
3) направленность анализа на интересы руководс