Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
(ОК-6; ОПК-1)
Промежуточная аттестация по дисциплине – это форма контроля, проводимая по завершении изучения дисциплины в семестре. Студенты сдают экзамен, который включает в себя вопросы на знание теоретических положений курса и на умение осуществлять правоприменительную деятельность.
Типовые контрольные задания представлены в приложении – фонд оценочных средств по данному курсу.
Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен) проводится в устной форме.
Обучающемуся предлагается ответить на два вопроса и решить задачу.
Примерные вопросы к экзамену
1. Понятие государства и его основные признаки.
2. Сущность государства и его социальное предназначение.
3. Понятие права, его признаки, место и роль права в системе регуляторов общественных отношений.
4. Источники российского права.
5. Нормы права и нормативные правовые акты, действие нормативных правовых актов.
6. Понятие системы права и ее основные отрасли.
7. Конституционное право Российской Федерации – ведущая отрасль системы права России.
8. Сущность и значение Конституции Российской Федерации.
9. Определение Конституции Российской Федерации, ее содержание, прямое действие и охрана.
10. Федеративное устройство России.
11. Конституционные основы государственной власти Российской Федерации.
12. Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина и гарантии их осуществления.
13. Правовое государство: понятие и признаки.
14. Проблемы формирования правового государства в России.
15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
16. Понятие административного права и метод его регулирования.
17. Субъекты административного права.
18. Основные черты административно-правовых отношений.
19. Виды административно-правовых отношений.
20. Административное принуждение.
21. Административное правонарушение и административная ответственность.
22. Понятие гражданского права, его методы, принципы и система.
23. Гражданские правоотношения.
24. Общие положения права собственности.
25. Содержание права собственности.
26. Понятие семейного права и метод регулирования брачно-семейных отношений.
27. Принципы и источники семейного права.
28. Понятие брака, условия и порядок вступления в брак.
29. Прекращение брака и признание брака недействительным.
30. Личные и имущественные отношения между супругами.
31. Договорный режим супружеского имущества.
32. Права и обязанности родителей и детей.
33. Алиментные отношения членов семьи.
34. Понятие трудового права и его источники.
35. Субъекты трудового права.
36. Понятие трудового договора и его содержание.
37. Заключение трудового договора, его изменение и основания прекращения.
38. Понятие уголовного права.
39. Принципы уголовного права.
40. Понятие преступления и его признаки.
41. Классификация преступлений.
42. Понятие уголовной ответственности.
43. Понятие уголовного наказания и его содержание.
44.Цели уголовного наказания и виды уголовных наказаний.
Примеры задач, выносимых на промежуточную аттестацию
(ОК-6; ОПК-1)
Задача № 1
Пронин был привлечен к уголовной ответственности за то, что будучи полицейским линейного отдела внутренних дел, задержав на железнодорожной станции Крылова с похищенными вещами, отпустил его, а вещи изъятые у вора, присвоил.
Проанализируйте объективные и субъективные признаки соучастия и решите имеется ли соучастие в этом случае.
Задача №2
Афанасьев попросил своего друга , владельца автомашины, Пантелеева отвезти его в аэропорт. По пути в аэропорт он неоднократно он неоднократно просил Пантелеева ехать быстрее, так как опаздывал на рейс.
Поддавшись на уговоры, Пантелеев превысил скорость и совершил столкновение с другим автомобилем. В результате аварии один человек погиб.
Пантелеев был привлечен к ответственности по ч.2 ст. 264 УК РФ.
Является ли Афанасьев соучастником преступления, совершенного Пантелеевым?
Задача № 3.
Леонид Лапшин после 15-летнего пребывания в браке с Зинаидой Зотовой стал замечать, что она посещает собрания религиозной секты. Зинаида уволилась с работы, пыталась приобщить к деятельности секты их 10-летнюю дочь Светлану. При этом Зинаида Зотова запретила Светлане ходить в школу, а вместо этого стала водить ее на собрания секты, заставляла много часов проводить в молитвах и за чтением религиозной литературы. Леонид Лапшин требовал от Зинаиды Зотовой не препятствовать обучению Светланы в школе. На это Зинаида заявила, что читать и считать Светлана уже умеет, а дальнейшая учеба и безнравственная обстановка в школе не пойдут ей на пользу, а причинят только зло. Она потребовала от Леонида, чтобы он не вмешивался в процесс воспитания ее дочери.
Нарушен ли в данной семье принцип равенства супругов? В какой орган следует обратиться Леониду для защиты своих прав.
Задача № 4
У Березовского И. и Карпухиной А, не состоящих браке, родился ребенок. Березовский отказался подать заявление в ЗАГС об установлении своего отцовства. Через 3 месяца после рождения ребенка Карпухина А. перестала воспитывать ребенка и скрылась. Ребенок находился на иждивении и попечении тети Карпухиной Садиковой А. проживавшей в той же квартире.
Относиться ли Садикова А. к числу лиц имеющих право обратиться в суд с требованиями об установления отцовства Березовского И. и о лишении его родительских прав? Имеет ли право Садикова А. требовать розыска Карпухиной А?
Задача № 5.
Семина Т.проживала в г. Москве в двухкомнатной квартире. Временно зарегистрированный в Москве Лосев П. обратился к ней с просьбой зарегистрировать его по месту жительства в указанной квартире, уверив ее, что проживать в квартире он не будет, ему нужна только московская регистрация. Семина и Лосев заключили брак, после чего по заявлению Семиной Лосев был зарегистрирован в ее квартире в качестве члена семьи. Вручив Семиной крупную сумму денег «за прописку», Лосев больше в ее квартире не появлялся, никаких сведений о месте его пребывания у нее не было. Через год Семина решила приватизировать квартиру. Поиски Лосева никаких результатов не дали. Семина решила обратиться в суд с требованием о признании ее брака с Лосевым недействительным.
Являются ли Лосев и Семина добросовестными супругами? Кто из них вправе обратиться в суд с требованием о признании их брака недействительным?
Задача №7
Прокудин взял у Павлова взаймы 20 тыс. руб., в подтверждение чего выдал расписку, где указал, что он, Прокудин, через 6 месяцев со дня составления расписки должен возвратить Павлову взятые в долг денежные средства в сумме 20 тыс. руб. Прокудин и Павлов знакомы с детства.
По наступлению указанного срока Павлов обратился к Прокудину и предъявил выданную им расписку, на что Прокудин ответил, что не является должником Павлова, так как он Доброхотов.
В разговоре выяснилось, что Прокудин сменил имя и регистрация смены имени произошла:
1) через неделю после выдачи расписки;
2) за неделю до выдачи расписки.
Вопросы
1. Все ли необходимые сведения о Прокудине как участнике гражданских правоотношений (заемщике) указаны в расписке?
2. Предусмотрена ли гражданским законодательством возможность смены имени?
3. Охарактеризуйте юридическую процедуру смены имени и перечислите юридические последствия этого факта применительно к каждой из двух ситуаций.
Более полный вариант заданий представлен в приложении «Фонд оценочных средств – промежуточная аттестация»