Глава III. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.

В зависимости от характера правонарушений государство устанавливает за их совершение различные виды юридической ответственности. Так, за нарушение обязанностей по службе чаще всего следует дисциплинарная ответственность (выговор, строгий выговор, увольнение с работы и т. д.). Нарушение обязательств, вытекающих из договоров (например, договора купли-продажи, найма жилого помещения), влечет гражданско-правовую ответственность. Ответственность за преступления, предусмотренные Уголовным кодеком, называется уголовной. Она наступает только по приговору суда. Административная же ответственность наступает за совершение правонарушений, которые именуются административными. Разные виды ответственности влекут разные правовые последствия для нарушителя. И государству далеко не безразлично, к какому виду ответственности будет привлечен гражданин. Здесь уместно напомнить образное выражение К. Маркса, который говорил о необходимости правильной классификации правонарушений, поскольку это «решает тысячи человеческих судеб и определяет нравственную физиономию общества». Поэтому долг каждого законодателя, по словам К. Маркса, «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка». В нашем государстве действует большое количество многообразных правил, соблюдение которых необходимо для поддержания общественного порядка, нормальной работы предприятий, учреждений и организаций, создания благоприятных условий для реализации прав граждан, для труда и отдыха советских людей. Нарушения установленных правил, если они представляют большую общественную опасность, рассматриваются законодателем как преступления, влекущие уголовную ответственность. Однако большинство нарушений не настолько серьезны, чтобы оценивать их как преступления и сразу привлекать к уголовной ответственности. Если, например, пьяный водитель нарушил правила движения, создал аварийную обстановку и сбил пешехода — это преступление. Такое общественно опасное действие предусмотрено уголовными кодексами союзных республик. Но вот гражданин переходит дорогу в неположенном месте. Свидетелями подобного нарушения правил уличного движения мы бываем, к сожалению, довольно часто. Такое поведение лица, безусловно, вредно. Но в сравнении с только что описанным его вред менее значителен. Это не означает, конечно, что подобное нарушение можно вообще оставить без реагирования. Именно за такие по характеру нарушения, которые менее серьезны, чем преступления, и установлена административная ответственность. Административная ответственность имеет ряд особенностей. Во-первых, она менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к которому применяется. Во-вторых, административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного. В-третьих, административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе (в противоположность дисциплинарной ответственности налагаются специально уполномоченными на то органами и должностными лицами, относящимися главным образом к аппарату государственного управления. Только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности могут налагаться единолично народными судьями (например, административная ответственность за мелкое хулиганство, мелкую спекуляцию и т. д.). В-пятых, процедура применения административной ответственности является более простой и оперативной, чем в уголовном процессе (при соблюдении тем не менее всех гарантий законности). Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, общим для всех ее видов является то, что она наступает при наличии правонарушения. А вот для того, чтобы определить, возможно ли наступление именно административной ответственности, необходимо выяснить сам характер допущенного нарушения закона. Для каждого вида ответственности характерно наличие самостоятельного фактического основания ее применения.

Общими отличительными осо­бенностями являются: нормативная база, основа; характер, содержание; основание; привлечение к административной ответственности значи­тельным количеством органов государственного управления, их должностными лицами; субъектами административной ответственности являются на­равне с физическими и юридические лица.

Нормативной основой административной ответственности является КоАП. Это единственный законодательный акт, опреде­ляющий, какие деяния являются административными правонару­шениями, закрепляющий основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершив­шим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административ­ной ответственности.

Нормативную основу уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс, дисциплинарной — Трудовой кодекс и многие другие нормативные правовые акты — уставы и положения о дисциплинарной ответственности, принимаемые, утверждаемые различными государственными органами.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности своим характером, т.е. содержани­ем. Содержание ее образуют административные взыскания, являющиеся мерами административной ответственности. Некоторые из них в определенной мере схожи с уголовными наказаниями, например, штраф, исправительные работы, административный арест. Между тем, эти меры как административные взыскания ме­нее суровы по сравнению с уголовными.

Административный арест как мера административной ответ­ственности выражается в лишении свободы, существует лишение свободы и как мера уголовного наказания. Вместе с тем, админист­ративный арест не может превышать пятнадцати суток, а лишение свободы по уголовному праву может устанавливаться на срок от шести месяцев до десяти лет, за особо тяжкие преступления до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека,— до двадцати пяти лет.

По содержанию административная ответственность сущес­твенно отличается от дисциплинарной. Административная ответ­ственность преимущественно носит материальный (денежный), дисциплинарная — моральный характер. По существу, каждое административное правонарушение обеспечено такой мерой, как штраф. Нет ни одной меры административной ответственности, схожей с дисциплинарной.

Немаловажным отличительным критерием является и то, что административная ответственность налагается особым континген­том органов или лиц. Одни из них специально предназначены для этих целей, другие-выполняют такие полномочия как дополни­тельные к основным. К первому виду относятся судьи по адми­нистративным делам и исполнительным производствам и адми­нистративные комиссии, ко второму виду — многочисленные органы государственного управления и их работники, например, сельский (поселковый) исполнительный комитет, районная (го­родская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолет­них, орган внутренних дел в лице его начальника, заместителей начальника и других работников милиции,

От уголовной административная ответственность отличается упрощенным порядком разрешения дела об административном правонарушении, сокращенными сроками их разрешения. Например, в целом ряде случаев привлечение к административной ответственности возможно на месте совершения административного правонарушения и без оформления соответствующих документов об административном правонарушении. Отдельные категории лиц за совершение административных правонарушений вообще не могут быть привлечены к административной ответственности, т.е. к ним не применяются санкции нарушенных административно-деликтных норм. Это в первую очередь лица, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью.

Заключение

Никто не может, быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Для того, чтобы полнее раскрыть понятие административной ответственности, необходимо дать определение административного правонарушения, которое влечет меры административной ответственности.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Все правонарушения по степени их общественной опасности подразделяются на 2 вида: проступки и преступления.

Проступки — это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе (к ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения).

Самым опасным видом правонарушения являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжелый вред личности, государству, обществу. В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника). Основными дисциплинарными мерами являются выговор, замечание, увольнение с работы и т. д.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.

Уголовная ответственность обладает наиболее жесткими мерами государственного воздействия, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждение, штраф, административный арест).

Административная ответственность за правонарушения, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017)

3. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях: постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5. // БВС. - 2005. - №6.

4. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2000.

5. Административное право. Серия «Учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

6. Додин Е.В. Основания административной ответственности// Ученые записки. Выпуск 1 (18). М., 1964.

7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н.Г.Салищевой, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова и др. - М.: ТК Велби, 2002.

8. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н.Топорниной. - М.: Юристъ, 1997.

9. Общая теория права: Учебник для вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. М., 1998.

10. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин. Ответственность (Сущность, применение и эффективность административных взысканий). Л., 1975.

11. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000.

12. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Наши рекомендации