Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности. Общими ее отличительными осо­бенностями являются:

1) нормативная база, основа;

2) характер, содержание;

3) основание;

4) привлечение к административной ответственности значи­тельным количеством органов государственного управления, их должностными лицами;

5) субъектами административной ответственности являются на­равне с физическими и юридические лица.

Нормативной основой административной ответственности является КоАП. Это единственный законодательный акт, опреде­ляющий, какие деяния являются административными правонару­шениями, закрепляющий основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершив­шим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административ­ной ответственности.

Нормативную основу уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс, дисциплинарной — Трудовой кодекс и многие другие нормативные правовые акты — уставы и положения о дисциплинарной ответственности, принимаемые, утверждаемые различными государственными органами.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности своим характером, т.е. содержани­ем. Содержание ее образуют административные взыскания, явля­ющиеся мерами административной ответственности. Некоторые из них в определенной мере схожи с уголовными наказаниями, например, штраф, исправительные работы, административный арест. Между тем, эти меры как административные взыскания ме­нее суровы по сравнению с уголовными. По общему правилу штраф, налагаемый в административном порядке, не может быть более 50 базовых величин, а как уголовная мера — 50 базовых ве­личин и выше: за преступления, не представляющие большой общественной опасности — от 50 до 500 базовых величин, за ме­нее тяжкие — от 300 до 1000 базовых величин, минимальные и максимальные пределы увеличиваются в два раза, если преступле­ние совершено из корыстных побуждений (ч. 2 ст. 50 УК).

Административный арест как мера административной ответ­ственности выражается в лишении свободы, существует лишение свободы и как мера уголовного наказания. Вместе с тем, админист­ративный арест не может превышать пятнадцати суток, а лишение

свободы по уголовному праву может устанавливаться на срок от шести месяцев до десяти лет, за особо тяжкие преступления до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека,— до двадцати пяти лет (ч. 1 ст. 57 УК).

Исправительные работы по административно-деликтному пра­ву устанавливаются на срок от одного до двух месяцев, а по уго­ловному праву — от шести месяцев до двух лет.

По содержанию административная ответственность сущес­твенно отличается от дисциплинарной. Административная ответ­ственность преимущественно носит материальный (денежный), дисциплинарная — моральный характер. По существу, каждое административное правонарушение обеспечено такой мерой, как штраф. Нет ни одной меры административной ответственности, схожей с дисциплинарной.

Применение мер административной ответственности не влия­ет на освобождение от должности (работы) работника, за исклю­чением лишения профессионала-водителя права на управление автотранспортным средством.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности по своему основанию. Если основа­нием административной ответственности является администра­тивное правонарушение, то уголовной — преступление, дисципли­нарной — дисциплинарный проступок. Правда, существует ряд преступлений с административной иреюдицией. Однако ввиду их незначительного количества они скорее являются исключением из общего правила, а возможно, и упущением законодателя. Преступления — общественно опасные деяния, административные правонарушения — лишены такого качества, дисциплинарные проступки совершаются только по службе, по работе, администра­тивные правонарушения, как правило,— вне службы, вне работы. Нельзя не обратить внимание и на такое обстоятельство: при со­вершении административного правонарушения не всегда реализу­ются административные санкции. Действующий административно- деликтный закон предоставляет право органам (лицам), уполно­моченным вести административный процесс, освобождать от ответственности. Подобное может быть при наличии определен­ных в законе обстоятельств.

Немаловажным отличительным критерием является и то, что административная ответственность налагается особым континген-

том органов или лиц. Одни из них специально предназначены для этих целей, другие выполняют такие полномочия как дополни­тельные к основным. К первому виду относятся судьи по адми­нистративным делам и исполнительным производствам и адми­нистративные комиссии, ко второму виду — многочисленные органы государственного управления и их работники, например, сельский (поселковый) исполнительный комитет, районная (го­родская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолет­них, орган внутренних дел в лице его начальника, заместителей начальника и других работников милиции, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Прези­денте Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля и т.д. Ни один из подобных органов не может решать дела о преступлениях. Они разрешаются только судом. Названные органы и их лица применяют меры административной ответствен­ности к неподчиненным им по службе лицам.

Следующая отличительная особенность состоит в том, что административная ответственность применяется не только к фи­зическим, но и к юридическим лицам. Субъектами уголовной и дисциплинарной ответственности юридические лица не являются.

Специальные отличительные особенности обособляют адми­нистративную ответственность лишь от одного какого-либо иного вида юридической ответственности. Так, дисциплинарная ответ­ственность применяется только по служебной подчиненности, административная — вне служебной подчиненности, т.е. к третьим лицам; применение мер административной ответственности даже за административно-дисциплинарные правонарушения не являет­ся основанием для увольнения или перевода на нижестоящую должность.

От уголовной административная ответственность отличается упрощенным порядком разрешения дела об административном правонарушении, сокращенными сроками их разрешения. Например, в целом ряде случаев привлечение к административной ответ­ственности возможно на месте совершения административного правонарушения и без оформления соответствующих документов об административном правонарушении (ст. 10.3 ПИКоАП). Об­щий срок, в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности, равняется двум месяцам со дня совершения правонарушения. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения

дисциплинарного проступка (ст. 200 ТК); привлечение к уголов­ной ответственности возможно в следующие сроки:

1.два года — при совершении преступления, не представляю­щего большой общественной опасности;

2.пять лет — при совершении менее тяжкого преступления;

3.десять лет — при совершении тяжкого преступления;

4.пятнадцать лет — при совершении особо тяжкого преступ­ления, кроме случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи (ч. 1 ст. 83 УК)

Нельзя не обратить внимание и на существующие ограниче­ния применения административной ответственности к отдельным видам специальных субъектов административных правонаруше­ний. Так, лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к административной ответственности за незначительное количест­во (16) видов правонарушений, перечень которых дан в части 2 статьи 4.3 КоАП. Кроме того, на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не может налагаться также штраф, за исключением случаев, когда они имеют свой заработок, стипен­дию или иной собственный доход, а также исправительные работы.

Подобные ограничения существуют и применительно к во­еннослужащим, военнообязанным во время прохождения сборов, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч. 1 ст. 4.7 КоАП).

Очевидно, что названные пределы позволяют говорить о су­ществовании ограниченных субъектов административной ответ­ственности.

Отдельные категории лиц за совершение административных правонарушений вообще не могут быть привлечены к админис­тративной ответственности, т.е. к ним не применяются санкции нарушенных административно-деликтных норм. Это в первую очередь лица, пользующиеся дипломатической неприкосновен­ностью. По КоАП 1984 г. к таким лицам относились прокурорско-следственные работники, а до принятия Положения о дисцип­линарной ответственности судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 де­кабря 1997 г. № 626,— и судьи судов. Все они за совершение административных правонарушений несли дисциплинарную от­-

ветственность. В соответствии со статьей 15 КоАП работники же­лезнодорожного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несли в со­ответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей от­дельных видов административных правонарушений. Иначе говоря, все указанные лица не являлись субъектами административной ответственности. По части 2 статьи 4.7 КоАП 2003 г. физические лица, кроме указанных в части первой этой же статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специ­альных положений о дисциплине, за совершение административ­ных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях. Подобная регламентация не достаточно полно отражает фактическое положение всех субъектов, относя­щихся к рассматриваемому виду. Заметим, что к ним относятся, кроме работников железнодорожного транспорта, гражданской авиации и т.д., прокуроры, следователи прокуратуры и судьи всех судов Республики Беларусь.

Вряд ли к прокурорам, следователям и судьям могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ и административного ареста. В этой связи следовало бы или отнести их к перечню лиц, который дан в части 1 статьи 4.7, или уточнить порядок исполнения названных мер административной ответственности применительно к указанным лицам.

Глава 15

Наши рекомендации