Занятие 29 − семинар Время - 2 часа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к семинарским и практическим занятиям

по криминалистике

(Раздел V − криминалистическая методика)

для курсантов 4 курса «А» ФПСКМ (гр. 401-404),

4 курса «В» и «Г» ФПС (гр. 405-408, 409-412),

4 курса «Д» ФПСМОБ (гр. 413-416) ,

4 курса «С» ФПИС (гр. 429)

в 1 полугодии 2012/2013 учебного года

Москва − 2011

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ

Рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям по разделу «Криминалистическая методика» составлены в соответствии с действующей программой и тематическим планом по курсу криминалистики.

Семинарские и практические занятия, предусмотренные тематическим планом, а также самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя, имеют своей целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных курсантами на лекциях, и привитие им навыков и умений по использованию средств и приёмов криминалистической техники в работе с судебными доказательствами.

Планом предусмотрен комплекс заданий, которые выполняются курсантами в аудитории под руководством преподавателя в учебное время, а также самостоятельно в часы самоподготовки.

Для успешного выполнения практических занятий и самостоятельных заданий курсант должен перед каждым занятием изучить материалы лекции и соответствующий раздел учебника криминалистики, ознакомиться с рекомендуемой литературой, приведённой в конце рекомендаций, и отработать соответствующие контрольные вопросы, указанные в плане практических занятий с учётом изложенных методических рекомендаций.

При затруднениях в выполнении того или иного задания курсант может обратиться за консультацией к преподавателю или в учебно-методический кабинет кафедры криминалистики. Курсант, отсутствовавший по каким-либо причинам на занятии, обязан его отработать, выполнить соответствующие задания в часы самоподготовки и отчитаться по ним преподавателю.

По окончании изучения раздела курсанты сдают экзамен.

Рекомендации подготовлены заместителем начальника кафедры криминалистики к.ю.н., доцентом Шаровым А.В.

Рекомендации рассмотрен и одобрен на заседании кафедры криминалистики Московского университета МВД России 28 июня 2010 года, протокол № 12.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Криминалистика»

для курсантов 4 курса «А» ФПСКМ (гр. 401-404),

4 курса «В» и «Г» ФПС (гр. 405-408, 409-412),

4 курса «Д» ФПСМОБ (гр. 413-416) ,

4 курса «С» ФПИС (гр. 429)

в 1 полугодии 2010/2011 учебного года

№ темы   Название темы Всего В том числе
лекц. сем. практ. Контр. работа
Раздел V. Методика раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика)
Общие положения криминалистической методики -  
Методика расследования убийств  
Методика расследования изнасилований -  
Методика расследования разбоев и грабежей  
Методика расследования краж -  
Методика расследования взяточничества -  
Методика расследования мошенничества -  
Методика расследования вымогательства -  
Методика расследования поджоговинарушенияправилпожарнойбезопасности - -  
Методика расследованияпреступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта  
Методика расследования изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг -  
Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ -  
Всего  
Экзамен

Тематический план обсуждён и одобрен на заседании кафедры 26 апреля 2010 г. Протокол заседания кафедры № 10.

Раздел V. Методика раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика)

Тема 29. Общие положения криминалистической методики

Занятие 29 − семинар Время - 2 часа

П Л А Н

1. Понятие и структура методики расследования отдельных видов и групп преступлений.

2. Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению.

3. Понятие, сущность и содержание криминалистической характеристики преступлений.

4. Понятие, сущность и содержание следственных ситуаций.

5. Структура и содержание методик расследования конкретных видов преступлений.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо вначале дать определение криминалистической методики как раздела науки криминалистики. Затем раскрыть источники криминалистической методики, подробнее остановившись на значении следственной и судебной практики в разработке частных методик расследования отдельных видов и групп преступлений. При рассмотрении структуры криминалистической методики, состоящей из общих положений и частных методик расследования отдельных видов и групп преступлений, необходимо определить основания классификации видов и групп преступлений, для которых разрабатываются частные методики расследования (по виду преступления, субъекту, месту совершения, форме вины и т.д.). Например, методика расследования убийств − основание классификации вид преступлений − убийство; методика расследования хищений, совершаемых на железнодорожном транспорте − основание классификации род преступлений и вид транспорта; методика расследования убийств, совершаемых женщинами в быту − основание классификации вид преступления, субъект и место совершения преступления и т.п. После этого необходимо раскрыть связь изучаемого раздела криминалистики с другими разделами науки, а также с другими науками. В завершении необходимо определить структурные элементы общих положений криминалистической методики.

При рассмотрении второго вопроса необходимо показать правовую природу обстоятельств, подлежащих установлению (ст.73 УПК РФ), показать их значение в раскрытии и расследовании преступлений (например, необходимость установления связей свидетеля с подозреваемым или обвиняемым для изобличения его во лжи).

В ответе по третьему вопросу необходимо раскрыть определение типовой криминалистической характеристики вида или группы преступлений, особо показав её ориентирующее значение в построении версий, а также отличия от обстоятельств, подлежащих установлению. Затем раскрыть наиболее значимые элементы криминалистической характеристики, выделив такие элементы, как механизм следообразования (в широком смысле) и способ совершения и сокрытия преступления. В завершении можно показать вариабельность количественного и качественного содержания криминалистической характеристики, которое зависит от вида или группы преступлений (например, криминалистическая характеристика незаконной охоты − отсутствует элемент «личность потерпевшего»; криминалистическая характеристика мошенничества − к предмету преступления добавлен и непосредственный объект − право на имущество и т.п.).

Отвечая на четвёртый вопрос, курсантам необходимо дать определение следственной ситуации и обстоятельств, её составляющих. Затем необходимо дать классификацию следственных ситуаций по различным основаниям (объёму, степени типичности, степени конфликтности), обосновывая свой ответ примерами. Здесь необходимо отметить, что типичные следственные ситуации различаются, чаще всего, в зависимости от наличия той или иной информации о преступнике. После этого перейти к проблеме развития следственных ситуаций расследования, показав при этом цикличность данного процесса. В завершении курсанты освещают вопрос периодизации расследования, учитывая при этом, что большинство учёных-криминалистов и практиков делят процесс расследования на два этапа: первоначальный и последующий. Затем необходимо определить задачи каждого этапа расследования.

Наши рекомендации