Занятие 39.1 − практическое Время − 2 часа

Занятие строится по схеме, изложенной выше. Курсантам предлагается решить следственную ситуацию по предложенной ранее системе.

Занятие 39.2 − практическое Время − 2 часа

Занятие строится по схеме, изложенной выше. Курсантам предлагается решить следственную ситуацию по предложенной ранее системе. Письменное решение вводных сдаётся преподавателю на проверку. Подводятся итоги изучения темы.

Тема 40. Методика расследования изготовления или сбыта поддельных денег или

Ценных бумаг

Занятие 40 − семинар Время − 2 часа

П Л А Н

1. Криминалистическая характеристика изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг.

2. Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению.

3. Типичные следственные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования.

4. Особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий при расследовании.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть логическую взаимосвязь между личностью преступника, способом совершения преступления (способом подделки) и образованием закономерных следов. В данной ситуации в полной мере проявляется поисковый (ориентирующий) характер криминалистической характеристики, поскольку познание следов преступления может привести к установлению личности фальшивомонетчика. Подробнее курсантам следует осветить вопрос отграничения изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (фальшивомонетничества) от мошенничества, обосновав свой ответ с позиции различий в качестве подделки. Из этого следует необходимость подробного освещения способов подделки денег или ценных бумаг.

В ответе на второй вопрос следует особо подчеркнуть, что уголовное дело возбуждается во всяком случае обнаружения поддельного денежного знака или ценной бумаги. В этой связи особое внимание должно быть уделено возможностям непроцессуальных криминалистических исследований в установлении оснований для возбуждения уголовного дела.

При ответе на третий вопрос необходимо проанализировать типичные следственные ситуации, обозначить программу действий следователя по разрешению каждой из них, после чего подробнее остановиться на одной из них. Например, на ситуации, когда поддельные деньги обнаружены в какой-либо организации − банке и т.п. Курсантам необходимо таким образом построить последовательность проведения следственных действий, результатом которой стало бы установление «движения» поддельной купюры от возможного изготовителя до такой организации.

Тактику проводимых следственных действий при ответе на четвертый вопрос необходимо рассматривать применительно к одной из следственных ситуаций, например, когда сбытчик поддельных денег задержан с поличным, и он даёт признательные показания. В данном случае особое внимание следует уделить доказыванию технологии изготовления поддельных денежных знаков. В этой связи особое значение приобретает и установление навыков задержанного лица в изготовлении фальшивок (например, навыки владения компьютерными технологиями). Поэтому необходимо подробнее раскрыть тактику проведения следственных экспериментов и проверок показания на месте. Неоценимую помощь при расследовании подобных уголовных дел оказывают специалисты, поэтому курсантам необходимо осветить и вопросы взаимодействия, а также возможности специальных исследований в установлении фальшивомонетчика и доказывании его преступной деятельности. Здесь же рассматриваются возможности криминалистических учётов в раскрытии и расследовании подобных преступлений.

Наши рекомендации