Лекция проводится с использованием современных образовательных технологий
После изучения тем 7 и 8 студент должен получить представление о значении собирания и грамотного оформления доказательств по уголовному делу, о последствиях несоблюдения норм процессуального права при этом; об основных положениях, касающихся теории доказательств, отраженных в российском уголовном процессе; о сущности объективной истины и ее роли в процессе доказывания; студенту также следует знать такие понятия как: доказательства, предмет и пределы доказывания, относимость и допустимость доказательств, их классификация, соотношение таких понятий как проверка и оценка доказательств, порядок использования в качестве доказательств по уголовному делу результатов ОРД. Далее, необходимо уметь дать характеристику отдельным видам доказательств.
1. Общие положения о доказательствах: понятие и классификация доказательств
2. Источники доказательств
3. Предмет и пределы доказывания
4. Понятие процесса доказывания. Собирание, проверка и оценка доказательств
5. Правила оценка доказательств. Относимость, допустимость и достаточность доказательств
6. Использование в доказывании результатов ОРД
7. Преюдиция
Тема 8. Виды доказательств
1. Понятие, предмет и значение свидетельских показаний
2. Предупреждение об ответственности за отказ и за дачу заведомо ложных показаний
3. Свидетельские иммунитеты. Лица, которые не могут быть свидетелями
4. Показания потерпевшего: понятие и значение
5. Показания подозреваемого и обвиняемого. Процессуальные гарантии соблюдения прав подозреваемого и обвиняемого при допросе
6. Заключение и показания эксперта и специалиста как вид доказательств
7. Вещественные доказательства: понятие, значение и виды, правила приобщения к делу
8. Протоколы следственных и судебных действий как доказательства
9. Документы как вид доказательств, отличие документов от вещественных доказательств – документов
Тема 9. Меры уголовно-процессуального принуждения
Лекция проводится с использованием современных образовательных технологий
После рассмотрения данной темы студент должен иметь представление о значении применения мер уголовно-процессуального принуждения для проведения предварительного расследования, об альтернативах этим мерам; знать понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения, сходство и различия в понятиях "меры принуждения" и "меры пресечения", условия и порядок применения заключения под стражу, основные нормативно-правовые акты, его регламентирующие, гарантии законности применения мер уголовно-процессуального принуждения.
1. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
2. Задержание подозреваемого: основания, процессуальный порядок
3. Меры пресечения: понятие, основания и порядок их применения
4. Виды мер пресечения (связанные и не связанные с лишением свободы)
5. Меры пресечения, не связанные с лишением свободы (подписка о невыезде, поручительство, залог, наблюдение командования воинской части, отдача несовершеннолетних под присмотр)
6. Заключение под стражу. Сроки содержания под стражей, порядок их продления
7. Порядок содержания лиц, заключенных под стражу
8. Домашний арест
9. Отмена или изменение мер пресечения
10. Иные меры уголовно-процессуального принуждения
Особенная часть
Тема 10. Возбуждение уголовного дела
После изучения названной темы студент должен иметь представление о значении стадии возбуждения уголовного дела, о совокупности мер, которые могут приниматься для предотвращения и пресечения преступления, закрепления следов преступления; знать понятие стадии возбуждения уголовного дела, поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, перечень обстоятельств, при наличии которых может быть отказано в возбуждении уголовного дела, процессуальное оформление возбуждения уголовного дела, а также функции прокурора по обеспечению законности на указанной стадии. Необходимо также уметь охарактеризовать вопросы соблюдения регистрационной дисциплины.
1. Понятие, значение стадии возбуждения уголовного дела
2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовное дело
3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
4. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
5. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела
6. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
7. Меры, принимаемые к предотвращению или пресечению преступления, к закреплению следов преступления при возбуждении уголовного дела, направлении заявления или сообщения по подследственности или подсудности
8. Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела
Тема 11. Предварительное расследование
По окончании рассмотрения данной темы студент должен иметь представление о сущности и значении стадии предварительного расследования, о совокупности следственных действий, осуществляемых на этой стадии, о формах взаимодействия следователя с органами дознания; знать: 1) понятие названной стадии; 2) формы предварительного расследования, отличие дознания от предварительного следствия (по срокам, субъектам проведения, категории дел и пр.); 3) понятие и признаки подследственности; 4) иные действия следователя или дознавателя, осуществляемые на стадии предварительного расследования; кроме этого, студент должен уметь объяснить со ссылкой на законодательство, в чем заключается процессуальная самостоятельность следователя по сравнению с дознавателем.
1. Понятие и значение стадии предварительного расследования
2. Общие условия предварительного расследования
3. Формы предварительного расследования, их характеристика
4. Дознание как форма предварительного расследования. Соотношение дознания и предварительного следствия
5. Дознание в сокращенной форме
6. Подследственность: понятие и признаки определения
7. Процессуальная самостоятельность следователя
8. Место производства предварительного следствия. Отдельные поручения
9. Срок предварительного следствия. Порядок его продления
10. Недопустимость разглашения данных предварительного следствия
11. Порядок представления и рассмотрения ходатайств
12. Соединение и выделение уголовных дел
13. Порядок обжалования действий следователя
14. Общие правила производства следственных действий
Тема 12. Виды следственных действий