Место курса в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина "Сравнительное правоведение" играет важную роль в подготовке юристов различных профилей, способствует формированию их профессионального правового сознания. В настоящее время сравнительное правоведение как наука является неотъемлемой частью отечественной правовой науки.
Дисциплина «Сравнительное правоведение» включена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 030501.68 «Юриспруденция» и содержится в цикле дисциплин специализации для специальности 030501.65 «Юриспруденция». Дисциплина "Сравнительное правоведение" является учебно-теоретической, комплексной, то есть сочетающей элементы различных сфер юридических знаний. Дисциплина предназначена для развития у студентов навыков профессиональной деятельности, которые возможно использовать в их дальнейшей юридической практики. Важную часть учебной дисциплины составляют материалы историко-сравнительного и сравнительно-правового характера, нацеленные на познание общих закономерностей и особенностей развития российской правовой системы в контексте правовой карты современного мира.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Сравнительное правоведение»
В результате освоения содержания курса «Сравнительное правоведение» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК), определенными ФГОС ВПО:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- быть способным логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- быть способным использовать основные положения и методы естественных, социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК-10).
В результате освоения курса «Сравнительное правоведение» обучающийся должен:
1. знать:
- юридические понятия и правовые термины по сравнительному правоведению;
- основные доктринальные положения сравнительного правоведения;
- структуру и основные этапы развития правовой системы;
- основные положения, характеризующие правовую карту мира
2. уметь:
1. применять и толковать национальное законодательство и законодательство зарубежных стран;
2. использовать основные положения различных отраслей национального права;
3. выполнять консультативную деятельность, связанную с применением отдельных положений отраслевого законодательства в рамках конкретныхправоотношений;
4. составлять и разрабатывать правовые документы;
3. владеть навыками:
- применения теоретических положений национальной правовой с истемы;
- составления, подготовки и предъявления процессуальных документов в сфере юрисдикционных и неюрисдикционных способов защиты прав и свобод человека;
- самостоятельного поиска, анализа и систематизации правовых норм;
- аналитической работы с документами материального, процедурного и процессуального характера.
Структура и содержание курса
Объем курса и виды учебной работы
1.1. Очная форма обучения – 5 лет
Вид занятия | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия: | ||
- лекции | ||
- семинарские | ||
Самостоятельная работа | ||
Общая трудоемкость | ||
Вид итогового контроля | зачет |
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Разделы и темы курса «Сравнительное правоведение» | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации | |||
Лекции | Практич. занятия | Самост. Работа | Всего часов | |||||
Тема 1. Понятие сравнительного правоведения, его становление как самостоятельной правовой науки | 1-2 | Устный опрос | ||||||
Тема 2. История, теория, методология сравнительного правоведения | 3-4 | Устный опрос, тестирование, решение задач | ||||||
Тема 3. Сравнительное правоведение и международное право | 5-6 | Устный опрос, тестирование | ||||||
Тема 4. Классификация правовых систем современности, основные правовые семьи | 7-8 | Устный опрос, тестирование, решение задач | ||||||
Тема 5. Романо-германская правовая система | 9-10 | Устный опрос, тестирование, решение задач | ||||||
Тема 6. Англосаксонская правовая семья (семья общего права) | 11-12 | Устный опрос, решение задач | ||||||
Тема 7. Религиозные правовые семьи | 13-14 | - | Письменный опрос, решение задач | |||||
Тема 8. Проблемы социалистической правовой семьи | 15-16 | Устный опрос, Тестирование, решение задач | ||||||
Тема 9. Смешанные правовые системы | 17-18 | Устный опрос, Тестирование, решение задач | ||||||
Тема 10. Российская правовая система | 1-2 | Контрольная работа | ||||||
Тема 11. Сравнительное конституционное право | 3-4 | - | Устный опрос, тестирование, решение задач | |||||
Тема 12. Сравнительное гражданское право | 5-6 | Устный опрос, тестирование | ||||||
Тема 13. Сравнительный гражданский процесс | 7-8 | Устный опрос, решение задач | ||||||
Тема 14. Сравнительное уголовное право | 9-10 | Письменный опрос, решение задач | ||||||
Тема 15. Система юридического образования и подготовка юристов | 11-12 | - | Устный опрос, тестирование |
4.3. Содержание тем курса «Сравнительное правоведение»
Раздел 1. Общая часть: Сравнительное правоведение как наука. Теоретические основы и методология сравнительного правоведения.