Общее обсуждение готовности группы к деловой игре

Целью первого занятия является уяснение каждым участником своей роли в игре. Рекомендуется в ходе занятия заслушать каждого участника игры или руководителя каждой из групп (если участник игры представлен группой) с изложением теоретических знаний законодательства в сфере разрешения коллективных трудовых споров.

Занятие 2

План занятия

Проведение игры.

Фрагмент 1:(20 минут)

Выдвижение работниками требований к администрации; рассмотрение выдвинутых требований администрацией и принятие решения:

А) об удовлетворении требований работников;

Б) об отказе (полном или частичном) от выполнения выдвинутых требований и начале примирительных процедур;

В) о полном отказе от выполнения выдвинутых требований и начале примирительных процедур;

Г) о полном отказе от выполнения выдвинутых требований и проведения примирительных процедур.

Фрагмент 2: (25 минут)

Создание примирительной комиссии; рассмотрение спора в примирительной комиссии; вынесение решения примирительной комиссии.

Фрагмент 3: (15 минут)

Обращение участников к услугам посредника; рассмотрение спора посредником; вынесение решения посредником.

Фрагмент 4: (15 минут)

Обращение сторон в Службу по разрешению коллективных трудовых споров; создание трудового арбитража; рассмотрение спора трудовым арбитражем; вынесение решения трудовым арбитражем.

Фрагмент 5: (5 минут)

Подготовка к забастовке; проведение забастовки.

Подведение итогов игры (10 минут).

Семинар по теме 7
Правовое регулирование отношений социального партнерства в зарубежных странах

Вопросы:

1. Развитие социального партнерства в зарубежных странах?

2. Основные модели развития социально-партнерских отношений в странах Запада?

3. Особенности отношений социального партнерства в странах Восточной Европы?

4. Субъекты социального партнерства в зарубежных странах?

5. Коллективный договор в зарубежных странах?

6. Тарифные соглашения?

7. Разрешение разногласий, возникающих в ходе коллективных переговоров?

8. Нормы международного права о профсоюзах?

9. Международная организация труда: принципы организации и основные задачи в сфере социального партнерства?

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Пояснительная записка

Цель изучения данной учебной дисциплины состоит в освоении общетеоретических взглядов на совокупность юридических норм, регулирующих социально-трудовые отношения на принципах социального партнерства, а также в усвоение подходов по разрешению проблем, возникающих в правоприменительной практике. Знакомство с курсом позволит студентам сформировать навыки, необходимые для грамотного специалиста, работающего в сфере социально-трудовых технологий, а также освоить методы защиты своих социально-трудовых прав с помощью различных юридических способов.

Самостоятельная работа студента является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к семинарским занятиям и предстоящему зачету.

Самостоятельная работа может заключаться в следующем: во-первых, самостоятельная работа, под руководством преподавателя в часы, определенные расписанием занятий. Как правило, она планируется в объеме не более 5–7% от учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. Её цель – обучение студентов методам самостоятельной работы с правовыми актами и литературой. Во-вторых, самостоятельная работа, которая планируется лично студентом. Она может осуществляться в любое свободное от занятий время и заключается в самостоятельном изучении дополнительной литературы, нормативно-правовых актом. В ходе неё студенты повторяют пройденный материал, дорабатывают конспекты лекций, наиболее детально изучают те или иные проблемы изучаемой дисциплины, готовят доклады (рефераты), выполняют курсовые и контрольные работы, решают задачи. В-третьих, самостоятельная работа, которая организуется по отдельным учебным темам на основе специальных заданий. Студент обязан выполнить все пункты задания, что, в конечном счете, поможет ему освоить учебный материал и хорошо подготовиться к семинару.

Настоящие учебно-методические указания соответствуют программе учебной дисциплины. В них изложены основные понятия и признаки изучаемых правовых явлений, обращено внимание на сложные и спорные проблемы, указаны нормативные акты, к которым следует обратиться при изучении отдельных тем программы. По шестой теме «Разрешение разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства» приведена деловая игра, рассчитанная на 4 часа.

Тема 1.Социальное партнерство как институт трудового права России.

Приступая к изучению учебной дисциплины «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» необходимо выяснить причины возникновения института социального партнерства, а также историю развития отношений социального партнерства в России, условно разделив ее на этапы. В контексте этого, следует выяснить, в чем заключалась необходимость регулирования отношений социального партнерства средствами права.

Далее необходимо обратиться к понятию социального партнерства. Социальное партнерство – сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и т.д.) приводит к формулированию его различных определений. Для того чтобы уяснить сущность и содержание социального партнерства, его следует рассмотреть с двух позиций как социального и как правового института.

Определение социального партнерства в сфере труда впервые закреплено действующим Трудовым кодексом РФ. Особо следует остановиться на подходах к понятию социального партнерства в сфере труда, сформировавшихся в литературе Их два, первый – рассматривает социальное партнерство как институт современного российского трудового права, второй - как принципа в области правового регулирования труда.

Студентам при изучении данной темы необходимо выяснить назначение и роль социального партнерства в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. А также обозначить уровни социального партнерства.

Правовое регулирование социально-партнерских отношений. При изучении этого вопроса, первоначально следует дать понятие, выделить виды и основные характеристики источников правового регулирования. И затем приступить к изучению основных источников регулирования социально-партнерских отношений в сфере труда в иерархическом порядке. Международно-правовые акты о социальном партнерстве. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. Законодательство субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве. Подзаконные нормативные акты, регулирующие трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения. Социально-партнерские и локальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения социального партнерства.

При подготовке к семинарскому занятию по данной теме студентам необходимо изучить конспект лекций, рекомендованные нормативные правовые акты и учебную литературу.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Предпосылки развития отношений социального партнерства?

2. История развития социального партнерства в России?

3. Понятие социального партнерства: как социального института и правового института.

4. Роль социального партнерства в механизме регулирования социально-трудовых отношений?

5. Источники регулирования отношений социального партнерства?

Наши рекомендации