Форма отчета по деловой игре

Деловая игра

«Разработать систему мероприятий по совершенствованию стратегического управления компанией»

Цель игры.

Цель игры заключается в том, что бы научить студента разрабатывать систему мероприятий, направленных на совершенствование стратегического управления компанией.

Продолжительность игры.

Продолжительность игры может составить от 120 до 240 мин в зависимости от уровня теоретической и практической подготовки студента.

Сценарий игры.

Система мероприятий должна быть разработана с позиции занимаемой студентом должности в организации либо с позиции любой другой должности, которой он отдает предпочтение и использует в игре. В случае, если студент не работает, он может выбрать любое другое гипотетическое предприятие, на котором он хотел бы трудиться в желаемой для себя должности, которую использует в игре.

Студент должен сформулировать цель, миссию и стратегию компании.

Студент должен указать ассортимент основной продукции, производимой компанией в стоимостном и натуральном выражениях или меню главных услуг, оказываемых данным хозяйствующим субъектом.

Для получения конечных результатов следует применить метод СВОТ, который является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды компании. Применяя метод СВОТ, нужно выявить сильные и слабые стороны, которые имеет компания, а также внешние угрозы и возможности, а затем установить связь между ними.

Условия игры.

1. Студент выбирает хозяйствующий субъект и должность, в которой он участвует в игре. Затем он указывает объёмы производства основного ассортимента продукции в натуральном и стоимостном выражениях (или перечень основных услуг).

2. Студент составляет список сильных сторон компании.

3. Студент указывает перечень слабых сторон компании.

4. Студент систематизирует возможности компании.

5. Студент изыскивает угрозы, которые могут возникнуть у компании в процессе её деятельности.

После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон хозяйствующего субъекта, а также угроз и возможностей, необходимо с помощью матрицы СВОТ (рис. 1) установить связь между ними.

Регламент игры.

Студент должен составить списки сильных и слабых сторон хозяйствующего субъекта, а также возможностей и угроз, заключенных для него во внешней среде, используя ниже приведенные ориентировочные перечни. При этом он должен исключить из них элементы, не относящиеся к объекту исследования, а также добавить другие специфические для данной компании.

1. Сильные стороны:

1.1.Высокая квалификация персонала.

1.2. Хорошая репутация у покупателей.

1.3. Известный лидер рынка.

1.4. Адекватные финансовые ресурсы.

1.5. Изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности компании.

1.6. Возможность получения экономии от роста объёма производства (услуг).

1.7. Защищенность от сильного конкурентного давления.

1.8. Эффективная технология.

1.9. Преимущества в части минимизации издержек.

1.10. Преимущества в области конкуренции.

1.11. Наличие инновационных возможностей и их реализации.

1.12. Проверенный временем менеджмент:

2. Слабые стороны:

2.1. Расплывчатость стратегических направлений.

2.2. Снижение конкурентоспособности.

2.3. Устаревшее оборудование.

2.4. Более низкая прибыльность потому, что…

2.5. Недостаточная квалификация персонала.

2.6. Плохой контроль за выполнением стратегии.

2.7. Трудности, возникающие с внутренними производственными проблемами.

2.8. Уязвимость по отношению к конкурентному давлению.

2.9. Отставание в области научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.

2.10. Ограниченный ассортимент продукции.

2.11. Недостаточное знание рынка.

2.12. Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

3. Возможности:

3.1. Выход на новые рынки или сегменты рынка.

3.2. Расширение ассортимента продукции.

3.3. Добавление сопутствующих продуктов.

3.4. Возможность перейти в группу с лучшей стратегией.

3.5. Ускорение роста рынка

4. Угрозы:

4.1. Появление новых конкурентов.

4.2. Рост продаж замещающих продуктов.

4.3. Замедление роста рынка.

4.4. Неблагоприятная политика правительства.

4.5. Возрастающее конкурентное давление.

4.6. Затухание делового цикла.

4.7. Возрастание силы торга у покупателей и поставщиков.

4.8. Изменение потребностей и вкуса покупателей.

4.9. Неблагоприятные демографические возможности.

Опыт применения деловой игры показывает, что целесообразно оставить в каждом списке не более трех наиболее значимых фактора.

3.1.6 Алгоритм игры.

1. Студент формирует списки сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз для хозяйствующего субъекта, на котором он работает.

2. Студент с помощью матрицы СВОТ (рис. 1)устанавливает связи между сильными (слабыми) сторонами и возможностями (угрозами).

  Возможности 1. 2. 3.   Угрозы 1. 2. 3.  
Сильные стороны 1. 2. 3.     Поле 1 Сила и возможности Поле 2 Сила и угрозы
Слабые стороны 1. 2. 3.   Поле 3 Слабость и возможности Поле 4 Сила и угрозы

Рис. 1. Матрица СВОТ

Слева выделяются два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два блока (возможности и угрозы), в которые вписываются все значимые выявления возможности и угрозы.

На пересечении блоков образуется четыре поля: поле 1 – сила и возможности, поле 2 – сила и угрозы, поле 3 – слабость и возможность, поле 4 – слабость и угрозы. На каждом из полей студент должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения компании.

В отношении тех пар, которые были выбраны из поля 1, следует разработать стратегию по использованию сильных сторон компании для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле 3, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.

Если пара находится на поле 2, то стратегия должна предполагать использование силы компании для устранения угрозы. Для пар находящихся на поле 4 компания должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Результаты игры

В результате проведения игры необходимо разработать перечень мероприятий, направленных на совершенствование стратегического управления компанией.

Форма отчета по деловой игре

В результате анализа взаимодействия сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз разрабатываются мероприятия, направленные на совершенствование стратегического управления компанией, которые оформляются в виде таблицы, пример, которой указан ниже в таблице 1.

Каждое мероприятие плана следует начинать с глагола в повелительном наклонении.

Таблица 1. Мероприятия, направленные на совершенствование стратегического управления компанией ОАО «Хлебокомбинат»

№№ п/п   Наименование мероприятия Сроки исполнения, месяцы Ответственный исполнитель
Создать службу стратегического анализа компании Генеральный директор
Заменить устаревшее хлебопекарное оборудование (марка) на новое (марка), более производительное и энергоэкономное Главный инжектор
Создать систему управления качеством готовой продукции (название продукции), обеспечивающую … Главный технолог

Наши рекомендации