Правовое регулирование оплаты труда.понятие о компенсационных выплатах. удержания из заработной платы. гарантии и компенсации
Оплата труда, права раб-в на оплату труда и их защиту опред. Конст-ей У., междунар. правовыми актами, КЗоТом, ЗУ: «Об оплате труда», «О КД и соглашениях», «О пред-ях в Украине» и др.. Особенность правового регулирования оплаты труда: осуществляется широкой системой норм.-правовых актов, принятых с участием тр. кол-ов и профорганизаций (КД, соглашения по социально-эконом. вопросам, положения об оплате труда и премировании). Имеются два аспекта зарплаты – экономический и правовой. С экономич. точки зрения зарплата – это стоимость или цена труда в денежной форме как часть раб-а в национальном доходе, к-я на эквивалентной основе выплачивается ему за выполнен. работу. Юр. категорией она становится тогда, когда правовыми нормами определяются размер и порядок ее получения за тр. процесс. Для правового определения зарплаты имеет значение обяз-ть соб-ка выплачивать раб-у вознаграждение за его труд, а также наличие у раб-а субъективного права на вознаграждение по предварительно установленным нормам труда. Зарплата должна выплачиваться деньгами. Её выдача в форме долговых обязательств, расписок, др. форме запрещается. Структура заработка состоит из основной и допол. частей, а также др. поощрительных и компенсацион. выплат. Основная зарплата - это вознаграж. за выполнен. работу в соот. с установлен. нормами труда (норма времени, выработки, обслуживания, должност. обязан.); - устанавлив. в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для раб-в или должност. окладов служащих. Допол. зарплата – вознаграждение за труд свыше установлен. норм, за трудовые успехи и изобретательность, а также за особые условия труда. Она включает: доплаты, надбавки, гарант. и компенсацион. выплаты, предусмотрен. ЗУ; премии, связан. с выполнением производствен. задач и функций. К др. поощрительным и компенсацион. выплатам относятся: вознаграждения по итогам работы за год, премии по спец.системам и положениям, компенсацион. и др. денежные и матер. выплаты, предусмотрен. ЗУ. Существует два способа регулирования оплаты труда: а) государственное; б) договорное. Они определяются КЗоТ, ЗУ«Об оплате труда» и др. норм.-правовыми актами.
Нормирование труда. Чтобы правильно оплатить труд, надо правильно определить размер израсходованного труда. Установление норм времени на выполн. определен. работ или размеров выработки в тоннах, куб.м, штуках на единицу времени принято называть нормированием труда. К технически обоснован. нормам выработки и нормам времени относятся единые и типовые нормы; местные нормы, разрабатываются на основе действующих межотраслевых, отраслевых или местных нормативов. Нормы труда устанавливаются на определенный срок и действуют до момента их пересмотра в связи со сменой условий (внедрение новой техники, технологии и др.). Не является основанием для замены норм достижение высокого уровня выработки продукции отдельными работниками или бригадой за счет новых приемов труда, передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест. Введение, замена и пересмотр норм труда осуществляется соб-м по согласованию с профкомом, о чем раб-и уведомляются не позднее, чем за месяц. Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных. Одноразовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие одиночный характер (внеплановые, аварийные и др.). Ст.88 КЗоТ определяет условия труда, к-е должны учитываться при разработке норм выработки, норм времени и норм обслуживания.
Тарифная система и ее основные элементы. Основой регулирования зарплаты является тарифная система, т.е. установленная в централизован. порядке совокупность правовых норм оплаты труда с учетом ее сложности,содержания, условий, общест-ой значимости отрасли н/х и природно-климатич. условий. Правовое значение тарифной системы: она регламентирует порядок учета качества продукции и ее отображение в зарплате. В тариф. систему включаются: тариф. сетки и ставки, схемы должностных окадов и тариф.-квалифик. характеристики (справочники). Они используются для распределения работ в зависимости от их сложности и ответ-ти по разрядам тариф.сетки. Тарифная система – основа формирования и дифференциации размеров зарплаты.
Тариф.-квалиф. справочник – это сборник, содержащий характеристику основных видов работ по их сложности, важности и точности в данной отрасли н/х. Здесь помещены характеристики знаний и навыков, к-и должен владеть раб-к для выполнения соот. данному разряду работ. Справочник служит для тарификации работ и присвоения раб-м личных разрядов. Тарифно-квалификационные справочники и характеристики. Оплата труда.
Это вознаграждение, устанавливаемое предварительно в гос.-нормативном порядке или по соглашению сторон трудового дог-а. Соотношение между количественными и качественными показателями труда, или мерою труда, и вознаграждением, создают систему оплаты труда. Если мерой труда выступает кол-во изготовленной продукции, то вознаграждение за этот труд принято называть подрядной системой заработной платы. Когда мерой труда является израсходован. время, то эта система оплаты называется почасовой. С юр.точки зрения одной из наиболее сложных является подрядно-прогрессивная система зарплаты. Ее суть: раб-к при перевыполнении нормы выработки и качественных показателях труда получает вознаграждение по прогрессивно возрастающим подрядным расценкам. Как правило, она вводится на определен. срок.
При аккордной системе оплаты труда вознаграждение выплачивается по конечному результату комплекса работ – сдан главный строительный объект, выполнен монтаж оборудования и т.д.. Аккордная оплата определяется на основе действующих норм выработки или норм времени, к-е предвидены на отдельные работы входящие как составная часть в целостный объект. Поэтому конечный расчет за такую работу – после приемки всего объекта.
При бригадной форме организации труда заработок каждого члена бригады определяется на основании общих результатов работы бригады. Общий коллективный заработок бригады распределяется между членами бригады соот. их квалификации и отработанного времени с учетом коэффициента трудового участия. Почасовая система оплаты труда применяется преимущественно для оплаты труда служащих. Она подразделяется на почасовую, ежедневную и ежемесячную.
Основа правового регулирования премиальной оплаты – положения, разработан. на пред-ях и в орган-ях, и утвержден. соб-ом по согласованию с профкомом (преимущественно это выполнение месячной нормы выработки. Раб-и, допустившие производственныеые упущения, прогулы, нарушения общест-го порядка, могут быть полностью или частично лишены премии. Поскольку такое депремирование ст.147 КЗоТ не отнесено к дисциплинарным наказаниям, то оно может применяться наряду с мероприятиями дисциплинарного наказания.
Допол. к системе оплаты труда может устанавливаться вознаграждение по итогам работы пред-ия или орган-ии за год («тринадцатая зарплата»). Порядок определения размера вознаграждения определяется положениями (в одном случае – вознаграждение в твердом кол-ве дневных заработков раб-а, в др.- в % к заработку (месячному или годовому)). Возможно уменьшение размера вознаграждения за упущения в работе и т.д.
Конвенция МОТ №95 «Об охране заработной платы» гласит: вычеты из зарплаты разрешаются только при соблюдении условий и в размерах, определенных зак-ом или устанавливаемых КД. Ст.127 КзоТ: удержания из зарплаты производятся по приказу соб-а для: 1) возвращения аванса, выдан. в счет зарплаты; возврата сумм, излишне выплачен. вследствие счетных ошибок; погашения неизрасходован. и своевремен. не возвращен. аванса на служебную командировку, на хознужды, если раб-к не оспаривает оснований и размера удержаний. Тогда издается приказ об удержании не позднее месяца со дня окончания срока, установлен. для возвращения аванса, погашения задолженности или со дня выплаты неправильно исчисленной суммы; 2) при увольнении раб-а до окончания того рабочего года, в счет к-о он уже получил отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержание за эти дни не производится, если раб-к увольняется с работы по основаниям, указанным в пунктах 3,5 и 6 статьи 36 и пунктах 1,2 и 5 статьи 40 КЗоТ или при направлении на учебу и в связи с переходом на пенсию; 3) при возмещении ущерба, причиненного по вине раб-а пред-ю, учрежд., орг-ции (ст. 136 КЗоТ). При каждой выплате зарплаты общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотрен. ЗУ – 50% зарплаты. Так, можно удерживать из зарплаты до 50% при возмещении убытков, причинен. третьим лицам хищением гос-го или общест. имущества, или имущества, принадл. гражданам на праве частной соб-ти; при возмещении вреда, причинен. увечьем или иным повреждением здоровья, в случае утраты кормильца. При удержании из зарплаты по нескольким испол. документам за раб-м сохраняется не менее 50% заработка. Эти ограничения не распространяются на удержания из зарплаты при отбывании исправработ и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. Ст. 129 КзоТ: не допускаются удержания из выходного пособия, компенсацион. выплат, на к-е по ЗУ не обращается взыскание.
Действующее закон-во о труде предвидит гарантии раб-м при осуществлении ими своих трудовых обязанностей: сохранение предыдущего места работы; сохранение среднего заработка при выполнении гос-ых, общест-ых, трудовых обязан-ей вне места своей работы; при направлении на обучение, переобучение и повышение квалификации, изобретателям и рационализаторам при внедрении ими своих новшеств на др. предприятиях; при переезде в др. местность и служебных командировках. Т.о., гарантийными считаются случаи, когда работник непосредственно не выполняет свои тр. обязанности, но он получает среднюю зарплату.
Компенсационные выплаты – их цель компенсировать раб-у его матер-ые затраты в связи с выполнением им тр. обязанностей: за невыданную спецодежду, износ дичного инструмента раб-а и в др. случаях установ. ЗУ. Доп.размеры могут быть установлены КД, а также тр. дог-м (контрактом). В соот. со ст. 54. ЗУ «Об оплате труда» подлежит компенсации утрата части зарплаты в связи с нарушением сроков ее выплаты раб-м. Эта компенсация осуществляется соот. индексу цен на потребительские товары и тарифы на услуги в порядке, установ. действующим закон-ом.
Раб-м, к-е освобождены от работы вследствии избрания их на выборные должности в госорганы, профсоюзные и др.общ-ые организации, предоставляется право после окончания их полномочий на выборной должности предыдущая работа( должность) , а при ее отсутствии – др. равноценная работа (должность) на том же или при их согласии на др. предприятии. За военнослужащими срочной службы, к-е до призыва работали на пред-ях, независимо от формы собственности и хозяйствования, при увольнении с военной службы сохраняется право на трудоустройство в 3-х мес. срок на то же предприятие или его правопреемник на должность, не ниже занимаемой до призыва на военную службу. Им предоставляется материальная помощь в размере месячной зарплаты. В данном случае речь идет не о восстановлении на работе, а о предоставлении предыдущей работы, если она свободна, или др.равноценной работы.