Тема 4. Статистическая сводка и группировка
Статистическое наблюдение дает нам обширный, но разнородный по содержанию материал, характеризующий исследуемое явление. Поэтому на втором (по классической схеме деления) этапе статистического исследования решается задача его сводки. Студент должен понять, почему научной основой сводки, является группировка материала и каковы стоящие перед ней задачи. Необходимо помнить, что распределение зарегистрированной совокупности на группы осуществляется с соблюдением определенных правил, следование которым призвано обеспечить достоверность полученных данных на текущем этапе статистического исследования. Это означает, что группировка должна опираться на предварительный социально-экономический и правовой анализ изучаемой совокупности.
Следует учесть, что в статистике наибольшее распространение получили такие виды группировок как типологические, вариационные (они же структурные) и аналитические. Кроме того, в зависимости от количества признаков, положенных в основу группировки, выделяют простые и сложные группировки. Иногда возникает необходимость построения рядов распределения. Например, все осужденные к лишению свободы распределяются на тех, которые ранее отбывали лишение свободы и осуждавшихся ранее к другим видам наказаниям. При проведении группировки неизбежно встает вопрос о числе выделяемых групп и интервалов между ними. Это всегда вопрос факта и его решение зависит от качественной определенности материала, целей исследования и решаемых задач. Например, по-разному будут выглядеть группировки и интервалы в демографической характеристике осужденных и сроках наказания в виде лишения свободы.
Правовая статистика призвана решать практические задачи. Поэтому применительно к уголовно-правовой статистике принято группировать все преступления по разделам и главам УК РФ, а также в соответствии со статьями внутри глав УК. Учитывая, что уголовно-правовая статистика охватывает своими показателями личность преступника и меры борьбы с преступностью, группировка по структуре особенной части УК дает возможность оценить состояние преступности как систему (отдельные элементы структуры преступности и связь между ними), выявить связь между тяжестью совершенного преступления, личностью преступника и мерой наказания, социально-демографические сдвиги в структуре осуждённых и др. Группировки осужденных осуществляются по демографическим признакам - пол, возраст, образование, социальная принадлежность, род занятий и т.д.
Большое практическое значение имеет группировка по описательным признакам - место совершения преступления (город, село), отрасль производства, размер ущерба, степень общественной опасности преступления, форма вины, стадия развития преступной деятельности и др. Группировке подлежат и меры уголовно-правового воздействия за совершенные преступления.
Студент должен уяснить, что полученные показатели ничего не утверждают и не отрицают. Правовая статистика дает добротный материал, анализ которого позволяет сделать вывод о состоянии преступности, об эффективности мер ее предупреждения, обеспечивает выход на причины и условия преступности.
Результаты сводки и группировки излагаются в удобной для восприятия форме. Общепризнанно, что наиболее приемлемыми являются табличный и графический методы изложения статистического материала. Достоинство табличного способа изложения статистического материала (в отличие от описательного), состоит в его компактности, наглядности, в предопределенности статистических выводов, в целостности восприятия "статистической картины”. Сущность статистической таблицы состоит в совокупности суждений, выраженных не словесно, а с помощью цифр. Подобно грамматическому предложению статистическая таблица состоит из двух элементов: статистического подлежащего и статистического сказуемого. Подлежащее характеризует ту совокупность, о которой идет речь в статистической таблице, например виды преступлений. Сказуемое раскрывает те признаки, которые описывают подлежащее, например количество осужденных по мерам наказания, число оправданных и др. Различают простые, групповые и комбинационные таблицы. Студент должен знать правила составления статистических таблиц и пользуясь примерами из правовой статистики уметь строить различные их виды. Графический способ изложения статистического материала при помощи своей элементной базы – геометрических линии, фигур, знаков и точек позволяет представить наглядно полученный результат.