Их заключения
Прокурор проверяет места содержания задержанных, изоляторы временного содержания, комнаты при дежурном органа внутренних дел, а также другие помещения, где могут находиться задержанные. Не редко фактически задержанные, когда задержание документально не оформлено, находятся не в ИВС, а в другом месте. Обнаружение таких лиц требует со стороны прокурора принятия мер к устранению нарушении, а при злостности нарушений - мер для привлечения к ответственности соответствующих должностных лиц.
При проверке ИВС прокурор до посещения помещений, где содержатся задержанные, знакомится со сведениями о лицах, содержащихся в камерах, а затем в самом помещении выслушивает задержанных, если у них имеются жалобы. При этом не рекомендуется задавать им в это время дополнительные вопросы во избежание раскрытия оперативных мероприятий, проводимых органами ОРД, достаточно, чтобы они сами сообщили о себе: например, свою фамилию, за что сидят, содержание жалоб. Он также должен ознакомиться с санмтарно-гигисничсскими условиями содержания, обратив внимание на выполнение требований гигиены и обеспечения задержанных постельными принадлежностями, питанием. Во время посещения камеры выявляет не содержатся ли в ней несовершеннолетние совместно
со взрослыми, лица, подозреваемые в совместных групповых преступлениях. Не должно допускаться содержание задержанных в пор. ст. 91 У ПК совместно с административно задержанными. При необходимости прокурор может вызвать для опроса лиц, содержащихся в камере, в служебный кабинет по месту своего нахождения.
При обнаружении незаконно задержанных, в том числе задержанных, содержащихся с нарушением срока, установленного ч. ч. 2 и 3 ст. 94 УПК РФ, прокурор выносит постановление об освобождении этих лиц.
Проверки законности задержания граждан производятся не реже одного раза в 10 дней.
Установив нарушение закона, прокурор вносит представление органу, осуществившему задержание, или органу, содержащему задержанных, об устранении нарушений, а при наличии оснований ставит вопрос об ответственности должностных лиц за незаконное задержание или нарушения, допущенные при задержании и содержании задержанных.
В целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания под стражей в следственных изоляторах прокурорам предложено проверять следственные изоляторы не реже одного раза в месяц. В соответствии с Приказом Генерального прокурора № 27 от 5 августа 2003 года он должен руководствоваться Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления». Проверки рекомендовано проводить во взаимодействии с отраслевыми управлениями и отделами.
Предметом надзора прокурора в следственных изоляторах является соблюдение сроков содержания, режима в местах содержания, соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей, обоснованность применения мер поощрения и взыскания, применение в отношении содержащихся в СИзо физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия, установление режима особых условий.
При проверках в следственных изоляторах прокурор должен обращать внимание на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого отношения по отношению к заключенным со стороны работников следственных изоляторов, на
обеспечение изоляции арестованных. Особое внимание следует уделять законности проводимых оперативно-розыскных мероприятий, пресечению недозволенных связей сотрудников следственных изоляторов с заключенными.
При проверках большое внимание должно уделяться выявлению случаев нарушения прав заключенных. Жалобы о наиболее серьезных нарушениях проверяются прокуратурой с выездом на место. Прокуроры должны принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав лиц, содержащихся в СИзо. В случае обнаружения нарушений законности прокурор должен принимать необходимые меры реагирования, вносить представления администрации СИзо или в орган управления, опротестовывать незаконные приказы, инструкции, положения, отменять незаконные взыскания, в том числе освобождать незаконно содержащихся из карцера. В надзор прокурора входит соблюдение сроков содержания под стражей, установленных ст. 109 УПК РФ. В случае обнаружения, что сроки содержания под стражей истекли, прокурор принимает меры к наказанию виновных в нарушении закона, а незаконно содержащиеся подлежат немедленному освобождению.
Контрольные вопросы:
1.Методы проверки прокурором законности содержания задержанных и заключенных под стражу в местах заключения.
2. Предмет надзора прокурора в местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
3. Меры реагирования прокурора на нарушения законности в отношении задержанных и заключенных под стражу.