Составление итогового заключения. Структура заключения.

Информация о результатах психологического обследования должна иметь четкую структуру и отражать наиболее значимые аспекты.

Интеллектуально-мнестический блок включает в себя: общий (базовый) интеллект; скорость протекания и гибкость мыслительных процессов; особенности основных познавательных процессов (мышление, память и внимание); стиль мышления, его положительные и отрицательные характеристики, способность эффективно действовать в различных ситуациях.

Структура эмоционально-личностного блока строится следующим образом: эмоциональный фон и все, касающееся эмоций; коммуникативная сторона (общительность, коммуникативные навыки, стремление к установлению новых контактов, возможные трудности в межличностном взаимодействии); устойчивые личностные характеристики и их проявление в поведении; тревожность и способы ее устранения; нервно-психическая устойчивость и возможные риски (варианты дезадаптации). При этом допускается другой порядок изложения, если это будет точнее отражать наиболее важные характеристики кандидата.

Описание мотивационно-волевой сферы начинается с описания уровня развития волевых качеств и волевых процессов. Далее идет самооценка и уровень притязаний, и, соответственно, мотивация достижения успеха/избегания неудач. Локус контроля и (при необходимости) лидерские и организаторские склонности и способности.

В психофизиологическом блоке (если обследование включало в себя методики, направленные на изучение этой сферы) в первую очередь рассматривается тип реагирования нервной системы, затем основные свойства нервной системы – лабильность, выносливость, уравновешенность, сила/слабость. Далее описывается функциональное состояние и психофизиологические резервы организма.

В блоке дополнительной информации (если необходимо) описывается информация, полученная из беседы, если она может быть важна для начальника, принимающего решение о назначении на должность.

При написании заключения всегда следует учитывать для кого осуществляется интерпретация результатов обследования. Если речь идет о специалистах-психологах, то можно использовать соответствующую профессиональную терминологию, а интерпретация результатов должна быть максимально объективной. Если же результаты проведенного исследования предъявляются должностным лицам (например, директору производства, начальнику отдела кадров и т.д.), которые не имеют высшего психологического образования, то все термины должны быть понятно разъяснены в тексте, при этомследует избегать терминов, которые могут быть интерпретированы как положительные или отрицательные характеристики, или вообще превратно поняты, например, «ригидный», «инфантильный» и т.д.

Также желательно, чтобы информация, предназначенная для должностных лиц, отражала степень, в которой полученные характеристики развития профессионально важных качеств будут способствовать или, наоборот, препятствовать выполнению профессиональных обязанностей. Если данный аспект не учитывается, то у должностного лица при принятии решения о назначении кандидата на должность, не будет сформировано четкого представления о возможностях кандидата. Следует иметь в виду, что лишняя информация, не имеющая отношения к успешности выполняемой деятельности, мешает принятию правильного решения [26].

Заключение

На основании всего вышерассмотренного можно сделать вывод, что профессиональный психологический отбор – это весьма сложный комплекс мероприятий, затрагивающих решение не только научных и организационно-административных вопросов, но и вопросов, имеющих отношение к морально-нравственным и этическим проблемам.

Оценивая степень соответствия психологических качеств и свойств кандидата требованиям конкретной специальности, психологи помогают человеку избежать психических травм, связанных с низкой успешностью профессиональной деятельности, экономят его время, физические и психические ресурсы для той сферы деятельности, в которой он может добиться максимальных успехов. К примеру, даже будучи успешными специалистами, одни люди выполняют свои профессиональные обязанности легко, в то время как от других работа требует значительного напряжения физических и психических сил, в результате чего резервы организма достаточно быстро исчерпываются, что впоследствии приводит к возникновению различных заболеваний.

Таким образом, ППО служит интересам не только организации, но и конкретных людей, позволяя им сохранить психологическое и физическое здоровье.

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – М.: Владос-Пресс, 2003. - 288 с.

2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. - СПб., Экономическая школа, 1993 - 352 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.

4. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 104 с.

5. Батаршев А., Алексеева И., Майорова Е. Диагностика ПВК. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

6. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколов Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основы интерпретации, некоторые области применения. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «БЕРЕЗИН ФЕЛИКС БОРИСОВИЧ», 2011. – 320 с.

7. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988.

8. Бершадский М.Е. Инструменты когнитивного мониторинга: тест интеллектуальной лабильности. – [Электронный ресурс]: база данных. – Режим доступа: http://bershadskiy.ru/load/instrumenty_kognitivnogo_monitoringa/test_intellektualnoj_labilnosti/1-1-0-4

9. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Издательство «Институт Психологии РАН», 2006. – 623 с.

10. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 511 с.

11. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811c.

12. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336 c.

14. Горбунов А. Н. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности штурмана наведения. Диссертация кандидата медицинских наук. –СПб, 2003. – 164 с.

15. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2003. – 256 с.

16. Дмитриева Н.Ю. Общая психология — Эксмо-Пресс, 2008. — 128 с.

17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

18. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 287 с.

19. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.

20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

21. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.

23. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – М., 2004. – 553 с.

24. Карпов А.В. Общая психология. – М.: Гардарики, 2004. - 232 с.

25. Козубовский В. М. Общая психология: личность – Минск: Алмафея, 2008. - 368 с.

26. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 527 с.

27. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993. – 43 с.

28. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – Москва: Класс, 1998. – 480 с.

29. Макклеланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.

30. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 583 с.

31. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. – СПб.: Речь, 2008. – 480 с.

32. Мерсиянова А.П. Оптимальная лабильность как характеристика образовательной среды вуза. – Вестник КАСУ №1, 2005.

33. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти: Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей / Сост.: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. – Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. – 53 с.

34. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. – Москва, 2006. – 383 с.

35. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

36. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). – Казань, 2003. – 98 с.

37. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие. – М.: АЛВИАН, 2007. – 240 с.

38. Немов С.Р. Психология. Книга 1: Общие основы психологии. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

39. Нисбетт Р. Что такое интеллект и как его развивать: Роль образования и традиций. – М:. Альпина нон-фикшн, 2013. – 344 с.

40. Носс И. Н. Профессиональный профессиональный отбор персонала: Учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов. – М.: Психотерапия, 2009. – 464 с.

41. Основы военного профессионального психологического отбора/ Под ред. Лазуткина В.И., Жильцова В.А, Зараковского Г.М., Островского Н.П. – М: Военное издательство, 2005. – 464 с.

42. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: В. Б. Шапарь. – Москва, Феникс, 2006. – 448 с.

43. Психологический практикум «Память»: Учебно-методическое пособие / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид; Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003. – 64 с.

44. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. /Авт.- сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О.- Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - 640 с.

45. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой. – СПб.: Евразия, 1999. – 298 с.

46. Психофизиология. / Под ред. Ю.И. Александрова, 2-е издание. – СПб.: Питер, 2001. – 496 с.

47. Разработка психограмм основных категорий специалистов МЧС России. / Отчет о разделе НИР. Под общим научным руководством Гуренковой Т.Н., ответственный исполнитель Голубева О.Ю. – М., 2010. – 66 с.

48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. — 713 с.

49. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – Речь, 2005. – 624 с.

50. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 672 с.

51. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272с.

52. Физиология человека: учеб.пособие / А.А. Семенович (и др.); под ред. А.А. Семеновича. – 2-е изд. – Минск : Выш. Шк., 2008. – 544 с.

53. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб.пособие. – К.: МАУП, 2006. – 240 с.

54. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

55. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

56. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Приложение 1. Психограмма спасателя МЧС России

Сфера ПВК Анти-ПВК Резервные ПВК
I. Интеллектуально-мнестическая 1. Уровень развития базового интеллекта выше среднего. 1. Уровень развития базового интеллекта средний и ниже среднего. 1. Развитое абстрактное мышление. Хорошая способность к обучению. 2. Развитое пространственное мышления. 3. Высокий уровень логического мышления. 4. Высокая концентрация внимания.
2. Игнорирование прагматического стиля мышления. 1. Предпочтение или неопределенность в использовании прагматического стиля мышления.  
II. Эмоционально-личностная 3. Практичность. Стремление руководствоваться реальными возможностями. 1. Негибкое следование правилам. Неспособность к творческому мышлению.  
4. Низкий уровень суммарной фрустрации. 1. Наличие беспокойства, внутреннего напряжения. Признаки суммарной фрустрационной напряженности. 2. Недостаточно развитые коммуникативные склонности. 1. Низкий уровень актуальной тревоги. Эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах. 2. Отсутствие склонности к фиксации на негативных переживаниях. Адекватная самооценка. Доброжелательность.
5. Энергичность, эмоциональная вовлеченность. Общительность и оптимистичность. 1. Склонность преувеличивать свои возможности и не доводить дела до конца. Излишняя активность. 2. Невысокие показатели нервно-психической устойчивости. 1. Высокие показатели нервно-психической устойчивости.
III. Мотивационно-волевая 6. Выраженная направленность на задачу в ходе деятельности. 1. Отсутствие направленности на задачу в ходе деятельности.  

1. Всего 6 ПВК:

ПВК Методики, направленные на измерение ПВК
1. Уровень развития базового интеллекта выше среднего. Тест возрастающей трудности Дж. Равена (6-9 ст.).
2. Игнорирование прагматического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 51 б.).
3. Практичность. Стремление руководствоваться реальными возможностями. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор М (4-7 ст.).
4. Низкие уровень суммарной фрустрации. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q4 (1-3 ст.).
5. Энергичность, эмоциональная вовлеченность. Общительность и оптимистичность. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (45-64 Т-баллов).
6. Выраженная направленность на задачу в ходе деятельности. Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≥ 31 балла).

2. Всего 8 анти-ПВК:

Анти-ПВК Методики, направленные на измерение анти-ПВК
1. Уровень развития базового интеллекта средний и ниже среднего. Тест возрастающей трудности Дж. Равена (1-5 ст.).
2. Предпочтение или неопределенность в использовании прагматического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≥ 52 б.).
3. Негибкое следование правилам. Неспособность к творческому мышлению. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор М (1-3 ст.).
4. Наличие беспокойства, внутреннего напряжения. Признаки суммарной фрустрационной напряженности. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q4 (4-10 ст.).
5. Невысокие показатели нервно-психической устойчивости. Анкета «Прогноз»: НПУ (1-8 ст.).
6. Недостаточно развитые коммуникативные склонности. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»: КС (1-3 Q).
7. Склонность преувеличивать свои возможности и не доводить дела до конца. Излишняя активность. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (≥ 65 Т-баллов).
8. Отсутствие направленности на задачу в ходе деятельности. Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≤ 30 баллов).

3. Всего 7 резервных ПВК:

Резервные ПВК Методики, направленные на измерение резервных ПВК
1. Развитое абстрактное мышление. Хорошая способность к обучению. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор B (7-10 ст.).
2. Высокий уровень логического мышления. Методика «Установление закономерностей» (11-16 правильных ответов).
3. Развитое пространственное мышления. Методика «Пространственное мышление» (7-16 ответов).
4. Высокая концентрация внимания. Методика «Счет по Крепелину»: концентрация внимания (91-100%).
5. Отсутствие склонности к фиксации на негативных переживаниях. Адекватная самооценка. Доброжелательность, терпимость. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор L (1-4 ст.).
6. Низкий уровень актуальной тревоги. Эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор O (1-5 ст.).
7. Высокие показатели нервно-психической устойчивости. Анкета «Прогноз»: НПУ (9-10 ст.).

Выставление категории профессиональной психологической пригодности спасателям МЧС России:

Категория Количество ПВК Количество Анти-ПВК Количество Резервных ПВК
I 4-7
II 1-2 4-7
III 1-4 3-5 2-3
IV 6-8 0-1

Приложение 2. Психограмма пожарного боевого расчета ФПС МЧС России

Сфера ПВК Анти-ПВК Резервные ПВК
I. Интеллектуально-мнестическая 1. Высокий объем кратковременной памяти. 1. Невысокий объем развития кратковременной памяти. 1. Средняя устойчивость внимания.  
2. Средний уровень образной памяти. 1. Низкий и высокий уровень развития образной памяти.   1. Развитое пространственное мышление. 2. Средняя устойчивость внимания.
3. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. 1. Тенденция к предпочтению прагматического стиля мышления.  
4. Тенденция к предпочтению аналитического стиля мышления. 1. Отсутствие предпочтения аналитического стиля мышления.  

1. Всего 4 ПВК:

ПВК Методики, направленные на измерение ПВК
1. Высокий объем кратковременной памяти. Методика «10 слов», 3 повторение (9-10).
2. Средний уровень образной памяти. Методика «Образная память» (7-11).
3. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 54 б.).
4. Тенденция к предпочтению аналитического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»: аналитический стиль мышления (≥ 56 б.).

2. Всего 4 анти-ПВК:

Анти-ПВК Методики, направленные на измерение анти-ПВК
1. Невысокий уровень развития кратковременной памяти. Методика «10 слов», 3 повторение (1-8 слов).
2. Низкий и высокий уровень развития образной памяти. Методика «Образная память» (1-6, 12-16).
3. Тенденция к предпочтению прагматического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≥ 55 б.).
4. Отсутствие предпочтения аналитического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»: аналитический стиль мышления (≤ 55 б.).

3. Всего 2 резервных ПВК:

Резервные ПВК Методики, направленные на измерение резервных ПВК
1. Средняя устойчивость внимания. Методика «Кольца Ландольта»: У1 (138-202), У2 (137-201).
2. Развитое пространственное мышление. Методика «Пространственное мышление» (7-16).

Выставление категории профессиональной психологической пригодности пожарным боевого расчета ФПС МЧС России:

Категория Количество ПВК Количество Анти-ПВК Количество Резервных ПВК
I
II 3-4 0-1 1-2
III 1-2 2-3 0-1
IV

Приложение 3. Психограмма начальника караула пожарной части ФПС МЧС России

Сфера ПВК Анти-ПВК Резервные ПВК
I. Интеллектуально-мнестическая 1. Развитая образная память. 1. Недостаточное развитие образной памяти.  
II. Эмоционально-личностная 2. Соблюдение установленных норм и правил. Консерватизм. Невысокая степень внушаемости. 1. Тенденция к радикальным решениям без необходимой проработки существенных деталей. Стремление к переменам.  
3. Эмоциональная включенность в социальное взаимодействие с окружающими. Способность к построению доверительных отношений. 1. Склонность к обособленности от окружающих. Стремление к уходу во внутренний мир. 1. Постоянство установок, интересов и целей. 2. Низкая личностная тревожность.
III. Мотивационно-волевая 4. Интернальный локус контроля. 1. Экстернальный локус контроля. 1. Развитые волевые качества. 2. Высокая нервно-психическая устойчивость.
IV. Психофизиологическая 5. Сила основных нервных процессов в ЦНС. 1. Слабость основных нервных процессов в ЦНС.  
6. Оптимальная выраженность процессов возбуждения в ЦНС. 1. Выраженное преобладание процессов возбуждения в ЦНС.  
7. Качество сенсомоторных реакций не ниже среднего уровня. 1. Показатели качества сенсомоторных реакций ниже средних значений.  

1. Всего 7 ПВК:

ПВК Методики, направленные на измерение ПВК
1. Развитая образная память. Методика «Образная память» (9-16 образов).
2. Соблюдение установленных норм и правил. Консерватизм. Невысокая степень внушаемости. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q1 (4-6 ст.).
3. Эмоциональная включенность в социальное взаимодействие с окружающими. Способность к построению доверительных отношений. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: отсутствие пика и выраженного повышения по 8 шкале (≤ 45 Т-б.).
4. Интернальный локус контроля. Методика «Определение уровня субъективного контроля» (УСК ≥ 29 баллов).
5. Сила основных нервных процессов в ЦНС. РДО: класс уровня активации в ЦНС (УАцнс - 1 балл).
6. Оптимальная выраженность процессов возбуждения нервной системы. РДО: объем опережений (3-4).
7. Качество сенсомоторных реакций не ниже среднего уровня. СЗМР: класс уровня сенсомоторных реакций (УСР - 1-2).

2. Всего 7 анти-ПВК:

Анти-ПВК Методики, направленные на измерение анти-ПВК
1. Недостаточное развитие образной памяти. Методика «Образная память» (0-8 образов).
2. Тенденция к радикальным решениям без необходимой проработки существенных деталей. Стремление к переменам. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q1 (7-10 ст.).
3. Склонность к обособленности от окружающих. Стремление к уходу во внутренний мир. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: пик или выраженное повышение по 8 шкале (≥ 46 Т-б.).
4. Экстернальный локус контроля. Методика «Определение уровня субъективного контроля» (УСК ≤28 баллов).
5. Слабость основных нервных процессов в ЦНС. РДО: класс уровня активации в ЦНС (УАцнс - 2 балла).
6. Выраженное преобладание процессов возбуждения нервной системы. РДО: объем опережений (1-2).
7. Показатели качества сенсомоторных реакций ниже средних значений. СЗМР: класс уровня сенсомоторных реакций (УСР - 3-4).

3. Всего 4 резервных ПВК:

Резервные ПВК Методики, направленные на измерение резервных ПВК
1. Развитые волевые качества. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q3 (5-10 ст.).
2. Постоянство установок, интересов и целей. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 4 шкала (отсутствие выраженных пиков и повышений по данной шкале).
3. Низкая личностная тревожность. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: отсутствие пика и выраженного повышения по 7 шкале (≤ 45 Т-баллов).
4. Высокая нервно-психическая устойчивость. Анкета «Прогноз», НПУ (9-10 ст.).

Выставление категории профессиональной психологической пригодности начальникам караула пожарной части ФПС МЧС России:

Категория Количество ПВК Количество Анти-ПВК Количество Резервных ПВК
I
II 4-6 1-3 3-4
III 1-3 4-6 1-2
IV

Приложение 4. Психограмма водителя пожарного автомобиля ФПС МЧС России

Сфера ПВК Анти-ПВК Резервные ПВК
I. Интеллектуально-мнестическая 1. Высокая концентрация внимания. 1. Концентрация внимания не выше среднего уровня. 2. Уровень логического мышления ниже среднего. 3. Низкая способность к запоминанию. 1. Высокая избирательность внимания.
II. Эмоционально-личностная 2. Практичность и реализм. Ориентация на групповые нормы. Потребность в соблюдении групповых норм и правил. 1. Недостаточная способность к организованной деятельности. Выраженная индивидуалистичность. 1. Внимательное отношение к своему физическому здоровью. Способность обращать внимание на собственное самочувствие, работоспособность.
III. Мотивационно-волевая  
IV. Психофизиологическая   1. Варьирующие показатели скорости реакции. 1. Уровень стабильности реакций средний и выше.

1. Всего 2 ПВК:

ПВК Методики, направленные на измерение ПВК
1. Высокая концентрация внимания. Методика «Кольца Ландольта»: Квн (75 - 100%).
2. Практичность и реализм. Ориентация на групповые нормы. Потребность в соблюдении групповых норм и правил. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор M (1 - 4 стэн).

2. Всего 5 анти-ПВК:

Анти-ПВК Методики, направленные на измерение анти-ПВК
1. Концентрация внимания не выше среднего уровня. Методика «Кольца Ландольта»: Квн (0 - 67%).
2. Недостаточная способность к организованной деятельности. Выраженная индивидуалистичность. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор M (5 - 10 стэн).
3. Уровень логического мышления ниже среднего. Методика «Установление закономерностей» (1 - 9 правильных ответов из 16).
4. Низкая способность к запоминанию. Методика «10 слов»: второе повторение (1 - 5 слов).
5. Варьирующие показатели скорости реакции. Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР): среднее квадратичное отклонение времени реакции (СКО) (≥ 107 мс.).

3. Всего 3 резервных ПВК:

Резервные ПВК Методики, направленные на измерение резервных ПВК
1. Высокая избирательность внимания. Методика «Кольца Ландольта»: Ивн1, Ивн2 (≥ 81%).
2. Внимательно отношение к своему физическому здоровью. Способность обращать внимание на собственное самочувствие, работоспособность. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: выраженное повышение или пик профиля на 1 шкале, не превышающие 66 Т-баллов.
3. Уровень стабильности реакций средний и выше. Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР): уровень стабильности реакций (СЗМР SD KL 3 – 5 балла).

Выставление категории профессиональной психологической пригодности водителям пожарного автомобиля ФПС МЧС России:

Категория Количество ПВК Количество Анти-ПВК Количество Резервных ПВК
I
II 2-3
III 2-3
IV 4-5

Приложение 5. Психограмма инспектора ГПН ФПС МЧС России

Сфера ПВК Анти-ПВК Резервные ПВК
I. Интеллектуально-мнестическая 1. Уровень абстрактного мышления выше средних значений. 1. Уровень абстрактного мышления не выше средних значений. 2. Интеллектуальная лабильность ниже среднего уровня. 1. Высокий уровень кратковременной памяти. 2. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. 3. Тенденция к игнорированию реалистического стиля мышления.
II. Эмоционально-личностная 2. Предусмотрительность, хорошая ориентировка в ситуации. 1. Импульсивность, беззаботность.  
III. Мотивационно-волевая 3. Тенденция к умеренному уровню притязаний. 1. Низкий уровень притязаний.  

1. Всего 3 ПВК:

ПВК Методики, направленные на измерение ПВК
1. Уровень абстрактного мышления выше средних значений. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор В (6-10 ст.).
2. Тенденция к умеренному уровню притязаний. Методика «Моторная проба Шварцландера» (0,66-3).
3. Предусмотрительность, хорошая ориентировка в ситуации. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор F (4-7 ст).

2. Всего 4 анти-ПВК:

Анти-ПВК Методики, направленные на измерение анти-ПВК
1. Уровень абстрактного мышления не выше средних значений. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор В (1-5 ст.).
2. Низкий уровень притязаний. Методика «Моторная проба Шварцландера» (≤ 0,33).
3. Импульсивность, беззаботность. 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор F (8-10 ст.).
4. Интеллектуальная лабильность ниже среднего уровня. Методика «Интеллектуальная лабильность» (≥10 ошибок).

3. Всего 3 резервных ПВК:

Резервные ПВК Методики, направленные на измерение резервных ПВК
1. Высокий уровень кратковременной памяти. Методика «10 слов»: второе повторение (8-10 слов).
2. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 54 б.).
3. Тенденция к игнорированию реалистического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»: реалистический стиль мышления (≤ 56 б.).

Выставление категории профессиональной психологической пригодности инспекторам ГПН ФПС МЧС России:

Категория Количество ПВК Количество Анти-ПВК Количество Резервных ПВК
I
II 2-3
III 2-3 1-2
IV

Приложение 6. Психограмма инспектора ГИМС МЧС России

Сфера ПВК Анти-ПВК Резервные ПВК
I. Интеллектуально-мнестическая 1. Достаточный уровень интеллектуальной лабильности. 1. Низкая интеллектуальная лабильность. 2. Низкий уровень развития базового интеллекта. 3. Уровень развития абстрактного мышления ниже среднего. Низкая способность к обучению. 4. Низкое распределение внимания.  
2. Высокий объем кратковременной памяти. 1. Недостаточный объем кратковременной памяти. 1. Развитый базовый интеллект.
3. Высокий объем долговременной памяти. 1. Недостаточный объем долговременной памяти. 1. Развитый базовый интеллект.
4. Достаточный объем внимания. 1. Низкий объем внимания. 1. Достаточное распределение внимания.
5. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. 1. Предпочтение или неопределенность в использовании прагматического стиля мышления.  
6. Тенденция к предпочтению аналитического стиля мышления. 1. Отсутствие предпочтения аналитического стиля мышления.  
II. Эмоционально-личностная  
III. Мотивационно-волевая 7. Интернальный локус контроля. 1. Экстернальныйлокус контроля. 2. Высокий уровень актуальной тревоги. 3. Наличие беспокойства, внутреннего напряжения. Признаки суммарной фрустрационной напряженности. 4. Склонность к замкнутости, необщительность. 1. Развитый лидерский потенциал. 2. Развитые коммуникативные склонности. 3. Развитые организаторские склонности. 4. Высокие показатели нервно-психической устойчивости. 5. Решительность в значимых ситуациях.Раскованность и уверенность в процессе общения. 6. Развитый волевой самоконтроль поведения.

1. Всего 7 ПВК:

ПВК Методики, направленные на измерение ПВК
1. Достаточный уровень интеллектуальной лабильности. Методика «Интеллектуальная лабильность»: (≤13 ошибок).
2. Высокий уровень кратковременной памяти. Методика «10 слов»: четвертое повторение (9-10).
3. Высокий уровень долговременной памяти. Методика «10 слов»: долговременная память (9-10).
4. Достаточный объем внимания. Методика «Числовой квадрат»: Vвнимания (≥29).
5. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»:прагматический стиль мышления (≤52).
6. Тенденция к предпочтению аналитического стиля мышления. Методика «Индивидуальные стили мышления»:аналитический стиль мышления (≥ 58).
7. Интернальный локус контроля. Методика «Определение уровня субъективного контроля»: (≥29).

2. Всего 13 анти-ПВК:

Анти-ПВК Методики, направленные на измерение анти-ПВК
1. Низкий уровень развития базового интеллекта. Тест возрастающей трудности Дж. Равена: (1-3 ст.).
2. Низкая интеллектуальная лабильность. Методика «Интеллектуальная лабильность»: (≥14 ошибок).
3. Недостаточный объем кратковременной памяти. Методика «10 сло

Наши рекомендации