Рассмотрение законопроекта на заседании палаты представителей
Рассмотрение проектов законов, внесенных в ПП, осуществляется в двух чтениях.
Текст проекта закона, материалы к нему, заключение головной комиссии направляются Секретариатом ПП депутатам ПП, субъекту ПЗИ, заинтересованным органам не позднее чем за три дня до его рассмотрения в первом чтении.
При рассмотрении законопроекта в первом чтении ПП заслушивает доклад субъекта ПЗИ и содоклад головной комиссии.
При рассмотрении в ПЧ обсуждаются концепция, направленность и структура законопроекта, основные институты и целесообразность принятия закона.
По результатам обсуждения ПП голосование принимает или отклоняет законопроект.
А) – решение об отклонении законопроекта принимается большинством от полного состава ПП. В случае принятия такого решения рассмотрение такого законопроекта возможно только после его повторного внесения в ПП. При этом он рассматривается как новый законопроект.
Б) – законопроект может быть отправлен на доработку в соответствующую комиссию. После доработки проект рассматривается вновь в первом чтении.
В) – принятие законопроекта в первом чтении. После этого ПП передает его на доработку в комиссию.
!Если в ходе первого чтения ПП признает представленный проект не требующим поправок, он по решению ПП может быть рассмотрен во ВЧ без доработки в постоянных комиссиях.
Головная комиссия рассматривает внесенные поправки и готовит проект ко второму чтению.
Законопроект, подготовленный для рассмотрения во втором чтении, должен быть завизирован:
· -представителем головной комиссии;
· -руководителями структурных подразделений секретариата ПП, осуществляющих экспертно-правовую и редакционную деятельность.
- и направляется головной комиссией депутатам ПП, субъекту ПЗИ не позднее чем за 7 дней до рассмотрения законопроекта во ВЧ.
При рассмотрении проекта закона во ВЧ выступает председатель головной комиссии (его заместитель). Обсуждение законопроекта во ВЧ начинается с принятия его наименования, затем обсуждается преамбула. Далее, по решению ПП законопроект обсуждается постатейно, по главам, по разделам, по иным структурным частям проекта или в целом.
ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА.
Каждая статья, глава, раздел или иная структурная часть проекта ставятся на голосование отдельно. Если по законопроекту не имеется никаких замечаний и предложений, ПП может принять решение о голосовании по законопроекту в целом.
Каждая поправка должна быть представлена в письменной форме, обсуждение и голосование по ней проводится отдельно.
В результате ВЧ ПП может быть принято решение о принятии закона либо о его отклонении.
А) – законопроект считается принятым ПП, если за него проголосовало большинство от полного состава ПП.
! Проекты программных законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава ПП.
Б) – решение об отклонении законопроекта считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава ПП.
В этом случае рассмотрение данного законопроекта возможно только после повторного внесения в ПП. При этом он рассматривается как новый законопроект.
Голосование по проектам законов открытое. Важно соблюсти требования кворума заседания и набрать необходимое число голосов, а также обеспечить свободу волеизъявления.
Конституцией установлена обязанность Парламента рассмотреть проекты законов в срочном порядке (ст.99). Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.
Принятые ПП законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение в СР, где могут рассматриваться не более 20 дней. Вместе с принятым законопроектом в СР направляются:
· все материалы, представленные при внесении законопроекта в ПП;
· постановление ПП по принятому законопроекту;
· стенографический отчет заседания ПП; поправки, отклоненные в ходе доработки законопроекта;
· тексты неучтенных замечаний и предложений;
· заключения экспертов, специалистов и экспертно-правового управления Секретариата ПП по данному законопроекту;
· мнения заинтересованных государственных органов и должностных лиц;
· первоначальный текст законопроекта.