Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в первом чтении

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответственного комитета направляются Аппаратом Государственной Думы не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы:

- Президенту РФ,

- в Совет Федерации,

- депутатам Государственной Думы,

- в Правительство РФ,

- субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении:

- обсуждается его концепция,

- дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ,

- дается оценка его актуальности и практической значимости.

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом Государственной Думы.

Представитель ответственного комитета:

1) сообщает о позиции по законопроекту ответственного комитета, комитетов-соисполнителей,

2) информирует депутатов Государственной Думы:

- об итогах рассмотрения ответственным комитетом заключения Общественной палаты по результатам экспертизы данного законопроекта;

- о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представивших отзывы на законопроект в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (при рассмотрении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов).

По отдельным вопросам, предусмотренным Регламентом Государственной Думы, вправе выступить член Общественной палаты, уполномоченный ее советом, уполномоченные представители профильных комитетов.

При рассмотрении законопроекта по решению палаты, принятому большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы по существу законопроекта, а затем заслушиваются предложения и замечания:

- фракций,

- депутатов Государственной Думы,

- полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе,

- полномочного представителя Правительства РФ в Государственной Думе,

- представителей законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации,

- других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства РФ.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять одно из следующих решений:

- принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок,

- принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

- отклонить законопроект.

Для принятия любого из этих решений достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

После окончания обсуждения законопроекта вопрос о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении выносится на «час голосования». Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении, решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы.

В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту, который, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - менее 30 дней. Но большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы может быть установлен и иной срок представления поправок.

Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Постановление Государственной Думы о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении и законопроект в течение пяти дней направляются:

- субъектам права законодательной инициативы, указанным в ст. 104 (ч. 1) Конституции РФ,

- при этом в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - по вопросам их ведения,

- в случае принятия в первом чтении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

В случае принятия законопроекта в первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или одобрения законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии или об одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз.

Ответственный комитет может в целях уточнения отдельных положений законопроекта внести в него правку юридико-технического и лингвистического характера, при этом повторные правовая, юридико-техническая и лингвистическая экспертизы законопроекта Правовым управлением Аппарата Государственной Думы не проводятся.

По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии или об одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, данное предложение выносится на «час голосования». Решение о принятии федерального закона или об одобрении федерального конституционного закона оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы.

Если решение о принятии федерального закона или об одобрении федерального конституционного закона не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом Государственной Думы порядке.

Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается ответственным комитетом субъекту права законодательной инициативы[11].

Иногда в Государственную Думу вносятся сразу несколько законопроектов, касающихся одной и той же тематики (альтернативные законопроекты). В ходе первого чтения они рассматриваются одновременно, и в результатевыносится решение о том, какой из альтернативных законопроектов взять за основу для дальнейшей работы.

Если по итогам рейтингового голосования:

- несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия или одобрения число голосов, то принятым или одобренным в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов;

- ни один из законопроектов не набрал достаточного для принятия или одобрения числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов.

Не принятые или не одобренные Государственной Думой альтернативные законопроекты считаются отклоненными, решение о чем оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования, а его копии направляются субъектам права законодательной инициативы.

Наши рекомендации