Предмет ад-правового регулирования
Предмет АП – совокупность общ отн, возникающих при осущ-ии гласной деят-ти ОИВ, исполнительно-распорядительными ОМС, а также отношения, возникающие в процессе адм судопроизводства.
Недостаточно наличие ОИВ, нужно знать зачем он, и с пом каких правовых средств он действует.
В предмет Ап входят гр отношений:
1. Государственно-управленческие отношения (внутриаппаратные, т.к. возникают внутри Г администрации)
*Гос администрация – ОИВ, Г учреждения и предприятия, выполняющие публ ф.
*Публ администрация (шире) - … + ОМС
Особенности:
-Возникают внутри сис-мы публ администрации
-с т.з. субъектного состава это орган – орган, м\у органом и д\л и м\у д\л
-всегда связаны с организационной подчинённостью и подведомственностью субъектов м\у собой \ с вертикально властной координацией (Ор не подчинены др др на прямую, но координация есть)
-цель отношений – обеспечение надлежащего функционирования публ администрации и обеспечение эффективности её деят-ти
-отношения регулируются почти на 100% подзаконными НА, кот администрация создаёт сама д\себя
-не все отношения обеспечиваются суд защитой
Виды отношений:
-структурно-компетенционные отношения – отношения, связанные с формирование ОИВ, наделением, перераспределением \ лишением их к-т полномочий
-внутриаппаратные делопроизводственные отношения – отношения, регулирующие порядок вз-ия гос служащих и структурных подразделений м\у собой д\исполнения к-т гос ф.
-гос-служебные отношения – отношения, связанные с поступлением на гос службу, её прохождением, увольнением
-отношения по управлению публичной собственностью (гос и муницип) – за искл отношений, урегулированных гражданским, бюджетным и налоговым правом. +отношения м\у Го и подведомственными им предприятиями и учреждениями.
-межведомственные координационные отношения – возникают м\у 2 и более несоподчинёнными др с др Ор по поводу их совместной исполнительной деят-ти.
2. Административно-процедурные отношения
Особенности:
-возникают м\у представителями публ администрации и гр-ми и организациями
-невластные субъекты (гр-не и организации) вступают в эти отношения в целях реализации своих прав и связанных с этим обязанностей (пр – получение лицензии на огнестрельное оружие)
-отношения возникают по инициативе невластной стороны
-в ходе этих отношений публ администрация проверяет соблюдение невластными субъектами условий вступление в эти отношения, оснований вступления и порядка реализации права. При положительном решении издаёт инд правовой акт
-в ходе этих отношений реализуются функциональные полномочия ИВ – невластный субъект непосредственно не подчинён публ администрации. Публ администрация м т осуществлять контр в рамках к-т 1 ф.
-д\невлатсного субъекта возможен односторонний отказ\ выход из этих отношений
-данные отношения обеспечены полной суд защитой
-хотя бы отчасти урегулированы зак-вом.
Виды отношений:
-по приданию невластному субъекту\признанию за ним спец статуса
-отношения по выдаче спец разрешений (лицензирование, аккредитация, сертификация…)
-рассмотрения обращений граждан в ОГВ и ОМС
3. Контрольно-надзорные отношения
Особенности:
-в них участвуют властные и невластные субъекты, но публ администрация представлена специализир видом Ор, кот к.п. именуются службы и спец структурными подразделениями этих Ор (к.п. инспекции)
-цель отношений – обеспечение общественной, гос и личной безопасности, выявление правонарушений и их пресечение
-отношения возникают, изменяются и прекращаются по инициативе властной ст \ по инициативе публ администрации
-регламентируются законодательными актами
-осуществляются в особой процесс форме
-снабжены полной суд защитой
-в рамках этой группы отношений возможно применение мер адм принуждения
Виды отношений:
-применение мер текущего контроля (периодические проверки, обследования)
-применение мер принуждения предупредит хар-ра, кот несвязанны с правонарушением (карантин, эвакуация, иные спец режимы – пр чрезвычайное положение)
-отношения по охране предметов, объектов и территорий (охрана гос границы, приграничных территорий, отд производственных объектов, объектов военной инфраструктуры, охрана высших д\л Г)
4. административно-деликтные отношения (отношения по привлечение к адм отв-ти)
Особенности:
- помимо невластных субъектов и представителей публ адм в этих отношениях появляются суды
-отношения возникают на основе охранительных норм КоАП РФ раздела 2
-отношения реализуются в особой процессуальной форме – адм производство \ адм судопроизвдство
-властные и невластные субъекты выступают в кач-ве процесс оппонентов. Отношения регулируются т з-ном.
5.административно-юстиционные отношения (защита граждан и организаций от неправомерных действий публ администрации)
Особенности:
-3 субъекта – ор публ администрации, невластный субъект, суд.
-отношения возникают в связи с решением споров, вытекающих из деятельности ИВ
-порядок разрешения споров регулируется ГПК, АПК. Разработан проект Кодекса административного судопроизводства и внесён в ГД