Место дисциплины в структуре образовательной

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский университет МВД России»

    УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России генерал-майор полиции _________________А.А. Кочин «____»____________ 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного

Поведения сотрудников и работников

Органов внутренних дел

Для специальности

40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности

специализация – уголовно-правовая, узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел; узкая специализация – дознание в органах внутренних дел;

Квалификация выпускника: юрист

Санкт-Петербург


    Рабочая программа учебной дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования с учетом требований Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» для специальности 40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности, Специализация: уголовно-правовая (узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел; узкая специализация – дознание в органах внутренних дел), для курсантов (слушателей) очной и заочной формы обучения, в том числе для иностранных специалистов. – СПб.: СПбУ МВД России, 2015. – 34 с.  
  Рабочая программа подготовлена: В.Б. Клишковым, начальником кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидатом юридических наук, доцентом, полковником полиции; Е.В. Стебеневой, доцентом кафедры криминологии Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидатом юридических наук, подполковником полиции    
Рецензенты: А.А. Харламова, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, майор полиции; Т.Н. Тимина, заместитель начальника кафедры уголовного права Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук, подполковник полиции.  
           

Настоящая рабочая программа обсуждена и одобрена:

на заседании кафедры криминологии

протокол № 11 от 1.12.2015;

на заседании методического совета Университета

протокол № 3 от 21.12. 2015;

на заседании Ученого совета Университета

протокол № 9 от 25.12.2015).

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015

Цели и задачи дисциплины

Цельизучения дисциплины«Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутерннних дел» – подготовить обучающихся для специальности 40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности к формированию установки на предупреждение коррупции в органах внутренних дел и соблюдение стандартов антикоррупционного поведения у сотрудников (работников) органов внутренних дел.

Задачи дисциплины:

– получение и закрепление знаний о проводимой в Российской Федерации антикоррупционной политике;

– ознакомить с особенностями детерминации коррупции в России;

– привитие курсантам, слушателям навыков анализа преступлений коррупционного характера: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.;

– овладение знаниями правовых основ и мер по противодействию коррупции;

– воспитать негативное отношение к любым проявлениям коррупции;

– сформировать умения по применению мер антикоррупционной защиты (предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций и их последствий);

– выработка навыков и умений антикоррупционного стандарта поведения сотрудниками и работниками органов внутренних дел в процессе осуществления правоохранительной деятельности.

Перечень планируемых результатов обучения по

Дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурные компетенции:

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

- способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

2) профессиональные компетенции:

а) в области правотворческой деятельности:

– способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК- 6);

– способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);

б) в области экспертно-консультационной деятельности:

– способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);

в) в области правоохранительной деятельности:

– способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-16);

г)в области организационно-управленческой деятельности:

– способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-25).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

- сущность и содержание коррупции как социально-правового явления (ОК-2, ОК-5);

- детерминанты коррупции в целом, а также особенности их проявления в механизме индивидуального преступного поведения (ОК-5, ПК-16);

- систему субъектов борьбы с коррупцией, место органов внутренних дел в системе субъектов профилактической деятельности (ОК-6, ПК-16, ПК-25);

- особенности ответственности за коррупционные правонарушения по отечественному законодательству (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);

- правовые, организационные и тактические основы предупреждения коррупции в органах внутренних дел (ПК-16, ПК-25);

- технологию анализа информации, полученной в процессе выявления коррупционных преступлений (ОК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);

- особенности выдвижения и разработки версий при раскрытии коррупционных преступлений (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);

уметь:

- анализировать положения законодательства и иных нормативных актов, регламентирующих противодействие коррупции, правильно квалифицировать коррупционные преступления, отграничивая их от смежных деяний (ОК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8);

- осуществлять криминологический анализ и оценку преступлений коррупционной направленности (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);

- использовать в практической деятельности навыки антикоррупционного поведения (ПК-16, ПК-25);

владеть:

- навыками антикоррупционного поведения, основанного на нравственных ценностях и нормах, обязательствах и принципах службы в органах внутренних дел, определенных профессионально-этических требованиях к служебному и внеслужебному поведению (ПК-16, ПК-25);

- навыками работы с законодательными и иными нормативными актами, регламентирующими противодействие коррупции (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);

- навыками профилактических действий, сознательно применяемыми сотрудниками и работниками органов внутренних дел в целях противодействия коррупции (ОК-5, ПК-16, ПК-25).

Место дисциплины в структуре образовательной

Программы

Дисциплина «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» включена в вариативную часть (С.3.2) профессионального цикла (С.3). для специальности 40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности, Специализация: уголовно-правовая (узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел; узкая специализация – дознание в органах внутренних дел), изучается на пятом курсах (в десятом семестре) по очной форме обучения; на пятом курсе по заочной форме обучения и относится к завершающим процесс формирования специалиста.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимо предшествующее изучение таких дисциплин, как «Философия», «Теория государства и права», «Правоохранительные органы», «Административное право», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», «Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел», «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел». Это предполагает следующие требования к входным знаниям и умениям, необходимым для изучения дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутерннних дел»:

знать:

– основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права;

– законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

– правоприменительную практику;

– уголовно-правовую, криминалистическую, криминологическую характеристику отдельных видов преступлений;

– технико-криминалистические средства и методы, тактику производства отдельных следственных действий;

– формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;

– методику раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;

– природу преступности и её основные характеристики и детерминанты, особенности лиц, совершивших преступления;

– механизм индивидуального преступного поведения;

– виктимологию, криминологическую характеристику отдельных видов преступности; организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений;

– основные направления и особенности правоохранительной деятельности и ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;

– установленный порядок организации документирования и документооборота;

– основные правила и порядок подготовки, оформления, учета и хранения служебных документов;

– понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера;

– организацию системы управления и обеспечения управленческой деятельности;

– методы управленческой деятельности; порядок подготовки и принятия управленческих решений, организация их исполнения;

– международные стандарты в области прав и свобод человека;

– систему гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации и механизм их обеспечения, в том числе в условиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов;

– правовые основания ограничения прав человека в деятельности правоохранительных органов;

– психологические основы производства следственных действий;

– содержание и психологические особенности ведения переговорного процесса;

– причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;

уметь:

– оперировать юридическими понятиями и категориями;

– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

– правильно составлять и оформлять юридические документы;

– осуществлять предварительную проверку сообщений о преступлениях, анализ и оценку информации, а также исходных следственных ситуаций;

– устанавливать, исходя из материальной обстановки на месте происшествия, способ действий преступника и сведения о его личности;

– выдвигать и проверять версии по делу;

– применять технико-криминалистические средства и методы;

– правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений эксперта (специалиста);

– распознавать психические отклонения в поведении отдельных лиц;

– использовать в процессе раскрытия и расследования преступлений оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные формы учетов;

– планировать и производить раскрытие и расследование преступлений;

– использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций;

– использовать формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;

– выявлять обстоятельства, способствующие преступности, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений;

– противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;

– разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов;

– разрабатывать управленческую документацию; принимать оптимальные управленческие решения;

– организовывать работу подчиненных, применять в повседневной работе основные положения научной организации труда;

– пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;

владеть:

– юридической терминологией;

– приемами юридической техники;

–навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами;

– навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

– навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

– навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права;

– методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений;

– навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

– навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств, исследования, оценки и использования доказательств, применения тактики и методики раскрытия и расследования преступлений;

– навыками применения средств предупреждения и профилактики правонарушений;

– планирования, проведения, учета и оценки результатов прикладных криминологических и статистических исследований;

– навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе;

– навыками обеспечения защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности в процессе служебной деятельности;

– навыками принятия необходимых мер по защите и обеспечению прав человека в процессе служебной деятельности;

– навыками реализации организационно-управленческих функций в рамках малых коллективов;

– навыками использования психологических методов и приемов в целях эффективного решения служебных задач.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутерннних дел», являются основой для успешного прохождения обучающимися учебной и производственной практики, подготовки к сдаче государственных экзаменов и защите выпускной квалификационной работы.

Наши рекомендации