Права и обязанности иностранцев в брачных и семейных отношениях в Республике Беларусь
Правило о праве, подлежащем применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, основано на «территориальном подходе» и состоит в том, что права и обязанности супругов определяются законодательством того государства, на территории которого они имеют совместное (общее) место жительства (т.е. гражданство супругов во внимание не принимается).
Проблема выбора применимого к регулированию супружеских отношений права решается при помощи «цепочки» коллизионных норм. Генеральная коллизионная привязка — закон страны совместного проживания супругов; при отсутствии совместного места жительства — закон государства, на территории которого супруги имели последнее общее проживание. Если супруги никогда не проживали совместно, применяется право страны суда. В некоторых государствах (Великобритания, ФРГ, Франция) господствующей коллизионной привязкой выступает личный закон мужа, который применяется независимо от места жительства и гражданства супругов.
Коллизионные проблемы алиментных обязательств разрешаются на основе применения права совместного места жительства супругов.
В современном праве закреплен принцип равенства имущественных прав и обязанностей супругов. В западных странах при вступлении в брак обязательно заключается брачный контракт. В законодательстве большинства стран предусмотрена неограниченная автономия воли относительно содержания брачного контракта. Единственное ограничение — соответствие положений брачного контракта публичному порядку государства. Установлена возможность неограниченной автономии воли по вопросу применимого права.
При заключении брачного договора и соглашения об уплате алиментов в браках с иностранным элементом сторонам предоставлена возможность выбора применимого права. Данная норма является новеллой КоБС Республики Беларусь и имеет прогрессивный характер. Ее введение связано с тенденцией расширения договорных начал в сфере имущественных отношений супругов. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве регулирование осуществляется посредством применения «цепочки» коллизионных норм.
Правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству того государства-члена СНГ, на территории которого находится это имущество (п. 5 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
Международно-правовое регулирование личных неимущественных и имущественных супружеских правоотношений предусмотрено во многих международных актах:
Гаагской Конвенции о коллизиях законов относительно личных и имущественных отношений супругов (1905 г.);
Гаагской Конвенции о праве, применимом к режиму имущества супругов (1978 г.);
в Рекомендации Комитета ЕС об алиментах, которые причитаются в результате развода.
Основная коллизионная привязка, применяемая при регулировании правоотношений между супругами, — это право страны совместного места жительства. Определение правового статуса семейной недвижимости основано на законе государства места нахождения недвижимости. Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают аналогичную «цепочку» коллизионных норм.
Заключение браков
Порядок заключения брака и его основные формы в разных странах определяются принципиально по-разному:
1) только гражданская форма брака (Российская Федерация, Швейцария, ФРГ, Япония);
2) только религиозная (Израиль, Ирак , Иран , отдельные штаты США);
3) альтернативно та или другая (Великобритания, Испания, Дания, Италия);
4) одновременно и гражданская, и религиозная (латиноамериканские государства, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии).
Определенные гражданско-правовые последствия порождает и не узаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некоторых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака.
Условия заключения брака в национальных законах также принципиально различны, но можно выделить и общие черты:
1) достижение брачного возраста;
2) ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих заключению брака;
3) запрет браков между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, опекунами и подопечными;
4) запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами;
5) необходимость явно выраженного согласия жениха и невесты.
В законодательстве практически всех стран предусмотрена специальная форма заключения браков — консульские браки.
Самая острая проблема брачно-семейных отношений с иностранным элементом — большое количество «хромающих» браков. Например, в Израиле смешанные браки, заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге. Не так давно была предпринята попытка устранить это явление — принята Гаагская конвенция об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г. Однако в силу она пока не вступила.
При заключении смешанных и иностранных браков на территории Республики Беларусь их порядок и форма подчиняются национальному законодательству. Законодатель предусмотрел кумуляцию коллизионной привязки — условия заключения брака определяются личным законом каждого из супругов и необходимо учитывать положения национального права относительно обстоятельств, препятствующих вступлению в брак. Отсюда следует, что на территории Республики Беларусь брак во всех случаях должен заключаться в органах загса. Брак, совершенный по религиозным обрядам, а также фактические брачные отношения не порождают правовых последствий. В законодательстве многих государств установлена необходимость получить специальное разрешение для вступления в брак с иностранцем (Венгрия, Индия, Иран, Италия, Норвегия, Польша, Швеция ). Государственная регистрация заключения брака в Республике Беларусь производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по общему правилу, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы загса.
Регулирование порядка вступления в брак бипатридов и апатридов производится в особом порядке. Если бипатрид имеет и российское гражданство — условия его вступления в брак определяются по российскому праву. Для лиц с множественным гражданством условия вступления в брак определяются законодательством государства по выбору самого лица. При определении условий вступления в брак для апатридов применяется право государства их постоянного места жительства. Таким образом, установлена «цепочка» коллизионных норм, по-разному регулирующих порядок заключения брака для разных категорий физических лиц. Браки между иностранцами, заключенные в консульских и дипломатических представительствах иностранных государств на территории Республики Беларусь, признаются действительными на условиях взаимности.
Вопрос о признании брака недействительным решается в строгой зависимости от того, законодательство какого государства (Республики Беларусь или иностранного) было применено при заключении брака.