Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Право убежища

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.11) иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Им гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода.

Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического или консульского представительства государства, гражданином которого является задержанный или арестованный.

Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничение в перемещении и выборе места жительства допускается только в установленном законом порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо если для занятий такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республик Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, также имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях – только при получении соответствующего разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.

Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и свобод граждан Республик Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Положения действующего законодательства относительно правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства применяются на взаимной основе. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, Республика Беларусь в ответ может устанавливать соответственно ограничения прав и свобод в отношении граждан этого государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны выполнять Конституцию и законодательство Республики Беларусь, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Республики Беларусь. Осуществление ими своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

· избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;

· занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь;

· исполнять на территории Республики Беларусь всеобщую воинскую обязанность.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иностранным гражданам либо лицам без гражданства, нарушившим законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, может быть сокращен определенный им срок пребывания в Республике Беларусь в случаях, если утратили силу основания для их дальнейшего нахождения в Республике Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает случаи как возможного, так и обязательного выдворения (депортации) иностранных граждан и лиц без гражданства за ее пределы. Так, они:

v могут быть выдворены:

· если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

· если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;

· если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности;

v подлежат выдворению:

· незаконно прибывшие в Республику Беларусь и проживающие в ней, если они не привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· в отношении которых принято решение об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь;

· совершившие тяжкие преступления вне территории Республики Беларусь;

· получившие уведомление об отказе в регистрации ходатайства о признании беженцем, об отказе о признании беженцем, об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использовавшие права обжалования решения, а также не имеющие иных законных оснований для пребывания на территории Республики Беларусь и отказывающиеся от добровольного выезда (о понятии беженцев и их правовом статусе будет рассказано ниже, в отдельном вопросе).

Решения о депортации иностранцев принимаются соответствующими органами внутренних дел или государственной безопасности Республики Беларусь. До принятия решения о депортации органы внутренних дел или государственной безопасности Республики Беларусь направляют соответствующему лицу уведомление, в котором указываются причины его депортации, место и время рассмотрения вопроса, а также разъясняется право иностранцев на личное присутствие при рассмотрении вопроса.
В случае неявки иностранца на слушание вопрос о депортации может быть рассмотрен в его отсутствие.

Решение о депортации может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

О депортации иностранца делается отметка в паспорте или документе, его заменяющем.

Депортированные из Республики Беларусь по истечении десяти лет со дня депортации могут повторно обратиться в соответствующие органы с просьбой о въезде в Республику Беларусь.

Соответствующие органы внутренних дел или государственной безопасности Республики Беларусь после вынесения решения о депортации иностранца принимают меры по его задержанию с санкции прокурора на срок, необходимый для депортации, если имеются основания считать, что иностранец может уклониться от выполнения решения о депортации.

Иностранец, в отношении которого начата процедура депортации, может заявить о своем согласии добровольно и за свой счет покинуть пределы Республики Беларусь. Вопрос о добровольном выезде иностранца решается органами внутренних дел Республики Беларусь.

Иностранец, добровольно выезжающий из Республики Беларусь, имеет право на выбор страны, в которую он желает выехать. Не допускается добровольный выезд иностранца, если вопрос о депортации поставлен вследствие его занятия незаконной деятельностью или в связи с действиями, направленными на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, либо иными действиями, представляющими общественную опасность для Республики Беларусь.

Иностранец, добровольно выехавший за пределы Республики Беларусь, по истечении пяти лет со дня выезда может обратиться в соответствующие органы с просьбой о въезде в Республику Беларусь.

Иностранец, в отношении которого принято решение о депортации, депортируется в государство его гражданской принадлежности либо государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь.

В случае, если иностранцу угрожает преследование, не связанное с мерами уголовно-правового характера, в государстве, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь, или имеется опасение, что он может быть выслан из этого государства в государство, где ему может угрожать такое преследование, может быть принято решение о его депортации в третье государство, которое выразит согласие принять этого иностранца.

Конвоирование депортируемого иностранца осуществляется органами внутренних дел Республики Беларусь до пункта пропуска и прекращается после пересечения иностранцем Государственной границы Республики Беларусь.

Все расходы, связанные с процедурой депортации, включая расследование и рассмотрение дела в суде, производятся за счет депортируемого или юридических и физических лиц Республики Беларусь, ходатайствовавших о его въезде.

В отдельных случаях, если покрытие расходов за счет депортируемого невозможно, процедура депортации осуществляется за счет республиканского бюджета или за счет бюджета государства, ходатайствующего о выдаче иностранца.

Нарушение законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок пребывания иностранцев на территории Республики Беларусь, влечет ответственность в случаях:

· содействия в незаконном въезде иностранца в Республику Беларусь или незаконной доставке иностранца в Республику Беларусь;

· укрывательства иностранца во время его незаконного пребывания в Республике Беларусь;

· ввоза иностранца с целью занятия деятельностью, запрещенной на территории Республики Беларусь или не совместимой с целью въезда иностранца;

· содействия или участия в незаконном транзите иностранца через территорию Республики Беларусь;

· сокрытия должностным лицом достоверно известных фактов незаконного въезда иностранца в Республику Беларусь и пребывания на ее территории;

· въезда иностранца в Республику Беларусь с нарушением законодательства Республики Беларусь;

· незаконного найма на работу иностранца или оказания содействия в таком найме;

· иных нарушений соответствующего законодательства Республики Беларусь.

Право убежища

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.12) Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

В соответствии с комментируемой статьей убежище может быть предоставлено иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Беларусь и вынужденным покинуть страну проживания вследствие преследования их за политические, религиозные убеждения или за национальную принадлежность.

При этом политические, религиозные убеждения преследуемых не должны находиться в противоречии с ценностями, которые защищаются Конституцией и законами Республики Беларусь.

Вопросы предоставления убежища рассматриваются компетентными органами в соответствии с Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», международными договорами Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года. №229.

Согласно указанному Положению вопросы предоставления убежища рассматриваются при наличии заявления заинтересованного лица. Документы по вопросам предоставления убежища подаются на имя Президента Республики Беларусь через органы внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства заявителя.

При рассмотрении заявлений и оформлении материалов о предоставлении убежища запрашиваются необходимые документы, выясняются обстоятельства прибытия и причины пребывания заявителей на территории Республики Беларусь, сведения, характеризующие лиц, источники их существования, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Министерство внутренних дел готовит необходимые материалы совместно с Министерством иностранных дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством труда, которые в пределах их компетенции представляют необходимые сведения и дают свое заключение по каждому заявителю.

Лица, которым предоставлено убежище, и члены семей, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, имеют те же права и свободы, что и граждане Республики Беларусь, за исключением права участвовать в выборах органов власти Республики Беларусь, участвовать во всенародных и местных референдумах, а также назначаться на отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью, если для этого необходима принадлежность к гражданству Республики Беларусь.

Наши рекомендации