Понятие и признаки конституционного правосудия. Функции конституционного правосудия.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ (конституционная юстиция) - деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Современное К.п. не сводится к проверке конституционности нормативных актов, а призвано обеспечивать верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. К.п. - одна из основных форм конституционного контроля; осуществляется конституционными судами, верховными или любыми общими судами, а также квазисудебными органами (напр., конституционными советами). В РФ к органам К.п. помимо Конституционного Суда РФ относятся также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Цели и задачи неразрывно связаны с функциями конституционного правосудия, которые представляют основные направления деятельности конституционных судов, предусматривающие выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций конституционного правосудия в правовом государстве возможно только через реализацию полномочий конституционных судов, установленных конституцией и законами.
Функции конституционных судов, которые реализуются через их полномочия, можно назвать юрисдикционными(компетенционными). По значимости и распространению их можно классифицировать наосновные и дополнительные (неосновные).
К основным функциям конституционных судов следует отнести:
· толкование конституции. Эта функция реализуется через специальное полномочие по официальному толкованию конституции и иные полномочия конституционного суда, что предполагает в каждом конкретном случае понимание и интерпретацию конституции {казуальное толкование) и по запросу компетентных субъектов права в рамках конституционного судопроизводства;
• конституционный нормоконтроль, объектом которого являются законы и другие нормативные правовые акты, внутригосударственные и международные договоры, правоприменительная практика. При этом конституционный контроль может осуществляться в порядке абстрактного и конкретного нормоконтроля, предварительного и последующего контроля;
• защиту прав и свобод человека и гражданина в целях восстановления нарушенных прав и свобод на основе индивидуальных и коллективных жалоб, в порядке конкретного нормоконтроля, а также опосредованно (косвенно) через реализацию всех иных полномочий конституционного суда в процедуре конституционного судопроизводства;
• разрешение споров о компетенции в целях разграничения предмета ведения и полномочий между органами публичной власти, между органами федеральной и региональных властей, органами центральной власти и властями автономных и иных образований, наделенных законодательными полномочиями, между судебными органами.
Дополнительными (неосновными) функциями конституционных
судов можно считать:
• содействие законотворчеству представительных органов публичной власти;
• реализацию конституционной ответственности за нарушение конституции главы государства и других высших должностных лиц в порядке отрешения их от должности (импичмент), политических партий и общественных объединений в процедуре их приостановления или запрета;
• дачу экспертных заключений по конституционным вопросам;
• осуществление учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения.
Дополнительные функции конституционных судов связаны с осуществлением их основных функций. Так, при осуществлении основных функций конституционные суды одновременно реализуют дополнительную функцию содействия законодательной деятельности, как в направлении ее совершенствования и развития, так и в утверждении конституционных начал в самом законодательном процессе. Признание конституционным судом закона или отдельного его положения не соответствующим конституции означает утрату им юридической силы, устранение его из правового пространства. Наряду с этим конституционные суды, как правило, дают рекомендации по новому законодательному регулированию, указывая на характер, предмет, содержание такого регулирования (не подменяя законодателя в окончательном выборе того или иного варианта содержания новой правовой нормы). Правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в его решениях, лежат в основе будущего законодательного регулирования, выступают в качестве
его критериев, параметров, своеобразных
8. Предмет и система курса “Конституционное правосудие. Судебно- конституционное право и процесс
9. Причины изучения курса “Конституционное правосудие. Судебно- конституционное право и процесс” и его значение для профессиональной подготовки юриста.
Значимость и актуальность изучения настоящего курса в профессиональной подготовке юриста определяется следующими причинами:
1) в России уже более пятнадцати лет (с 1991г.) функционирует новый вид судебного органа – Конституционный Суд РФ;
2) происходит децентрализация конституционной юстиции в России, т.е. в субъектах Федерации создаются конституционные (уставные) суды;
3) судебное судопроизводство стало осуществляться не только по отношению к физическим и юридическим лицам, нарушившим закон, но и в отношении актов высших органов и должностных лиц государства, нарушивших Конституцию России;
4) возрастает роль постановлений Конституционного Суда РФ как важнейших источников не только Конституционного права России, но и других отраслей.
Цель настоящего курса состоит в уяснении студентами особенностей конституционного судопроизводства – как самостоятельного вида судопроизводства в правовом государстве.
Задачами дисциплины являются:
- формирование у будущих юристов знаний о конституционном правосудии как высшей форме конституционного контроля, который осуществляет специфическими средствами защиту основ конституционного строя РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ;
- получение знаний о месте и роли постановлений Конституционного Суда РФ, сущности и содержании их правовых позиций в правовой системе государства;
- изучение содержания правовых позиций по официальному толкованию норм Конституции России;
- уяснение компетенции и особенностей конституционных (уставных) судов субъектов РФ в системе органов государственной власти.