Роль правосудия по гражданским делам в реализации правового государства и конституционного права на судебную защиту

Роль правосудия по гражданским делам в реализации правового государства и конституционного права на судебную защиту

Гражданское судопроизводство (гражданский процесс) – определенная, специфичная, урегулированная гражданско-процессуальными нормами деятельность всех участников судопроизводства, в том числе и органов исполнения судебных решений.

В Конституции РФ закреплены основные принципы гражданского судопроизводства:

1)все равны перед законом и судом;

2) право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

3) право каждого на пользование родным языком;

4) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, др. Задачи гражданского судопроизводства определены ст. 2 ГПК РФ:

1) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов;

2) укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду. Действующим законодательством установлен определенный порядок рассмотрения споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных материальных правоотношений, а также дел, возникающих из публично-правовых отношений, и дел особого производства, который состоит из определенных законом стадий процесса.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Также ф-ми суд. Власти являются: Правосудие, Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, Толкование правовых норм, Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации:

1. осуществляется только судами;

2. номинально имеет полную самостоятельность;

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

· закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

· соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

· признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

· закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

· финансирования судей из федерального бюджета.

Характеристика гражданского процессуального права как отрасли российского права

Гражданское процессуальное право – отрасль права, включающая в себя совокупность расположенных в определенной системе процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между судом и участниками процесса при отправлении правосудия по гражданским делам.

Гражданское процессуальное право является теоретическим обоснованием гражданского процесса.

Гражданское процессуальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих институтов и норм права, отражающих предмет правового регулирования. То есть, систему гражданского процессуального права образуют нормы и правовые институты, регламентирующие процессуальные действия и правоотношения суда с другими субъектами рассматриваемых и разрешаемых гражданских дел. Система гражданского процессуального праваподразделена на общую и особенную части. Подобное деление системы традиционно и отражает содержание Гражданского процессуального кодекса РФ.

Иначе сказать, гражданское процессуальное право — это система правовых норм, регулирующих гражданско-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Общая часть – содержит в себе основные положения, институты, относящиеся ко всему гражданскому судопроизводству: принципы судопроизводства и гарантии их реализации, правовое положение суда и лиц, участвующих в деле, представительство, процессуальные сроки, судебные расходы, ответственность, общие правила доказывания и т. д.

Особенная часть – содержит в себе совокупность норм, регламентирующих движение, развитие гражданского судопроизводства по стадиям от его возбуждения до вынесения и пересмотра судебного решения, а также особенности процесса по отдельным категориям дел (приказным, исковым, особым, возникающим из публично-правовых и исполнительных правоотношений) и в отношении различных субъектов (в частности, иностранцев).

Гражданское процессуальное право взаимодействует с:

1) гражданским правом – является материальным правом и устанавливает правила, обязательные для всех граждан, а также ответственность в случае нарушения этих правил. Гражданское процессуальное право регламентирует порядок рассмотрения дел в результате нарушения норм материального права. Гражданский процесс обеспечивает принудительное осуществление нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, семейных, трудовых и других материальных прав физических и юридических лиц.

2) конституционным правом – Конституция РФ имеет прямое действие и высшую юридическую силу. Процессуальные нормы не могут противоречить Конституции РФ. Если какое-либо правоотношение не урегулировано законом – могут применяться напрямую нормы Конституции РФ;

3) уголовным правом – выражается в том, что в УК РФ закреплены уголовно-правовые санкции, подкрепляющие нормы гражданского процессуального права;

4) арбитражным процессуальным правом – процесс в арбитражных судах и судах общей юрисдикции проходит через сходные стадии. Однако, в отличие от гражданского судопроизводства, арбитражное призвано осуществлять правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Субъектами арбитражного процесса являются юридические лица и граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями. 5)административным правом – нормы административного права регулируют порядок принятия административных актов и их действие, а гражданское процессуальное право – порядок их обжалования. Предмет науки гражданского процессуального права – само гражданское процессуальное право в неразрывной связи с практикой его применения.

Предмет регулирования гражданского процессуального права – те общественные отношения между судом и другими субъектами, а также действия, осуществляемые в процессе гражданского судопроизводства, которые могут быть подвергнуты правовой регламентации, т. е. правоотношения и действия, являющиеся по сути юридическими фактами. В гражданском процессе не могут складываться неправовые отношения, для его субъектов имеют значение лишь те связи и действия, которые предусмотрены законодательством и в том виде, в котором они должны быть произведены.

Метод права – это объективно существующая совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет этой науки. Метод права имеет следующие характерные черты: 1)в состав метода могут входить лишь те способы, которые акцентируют внимание на сложившихся закономерностях, свойственных всем отношениям, входящим в предмет данной отрасли права; 2)применяемые способы должны обладать динамичностью, т. е. способностью совершенствоваться, поскольку не существует универсального приема, способного охватить разносторонние отношения, регулируемые отдельной отраслью права в силу непредсказуемости их возникновения; 3)в состав метода может входить совокупность лишь тех приемов и способов, при помощи которых можно одновременно изучать отношения, входящие в предмет отрасли права. Метод правового регулирования гражданского процессуального права – совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых государство регламентирует общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с осуществлением судами общей юрисдикции и мировыми судьями правосудия по гражданским делам, и воздействует на них.

Методом правового регулирования гражданского процессуального права является совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых российское государство регулирует общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с осуществлением судами правосудия. Выделяют два вида методов правового регулирования: императивный (метод властных предписаний) и диспозитивный (свободу распорядительных действий в рамках закона).

Метод гражданского процессуального права сочетает элементы императивного (властных предписаний) и диспозитивного (дозволительного) характера.

Гражданское процессуальное право имеет свой метод воздействия на регулируемые им общественные отношения. Указанный метод носит императивно-диспозитивный характер. Императивность метода правового регулирования определяется тем, что все гражданские процессуальные отношения являются отношениями власти и подчинения в связи с участием в них суда - органа государства, уполномоченного на осуществление правосудия и обладающего властными полномочиями. Суд обязан точно соблюдать предписания закона и требовать того же от всех участников гражданского процесса. Только суд как орган власти вправе применять предоставленные процессуальным законом меры принуждения.

Диспозитивность метода гражданского процессуального права выражается в том, что инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам, а не суду. Суд по своей инициативе гражданских дел не возбуждает. Кроме того, стороны в процессе обладают равными правами и обязанностями, которые ограничены рамками закона.

Следует отличать предмет гражданского процесса и предмет гражданского процессуального права. Предметом гражданского процесса как деятельности по осуществлению правосудия, протекающей в определенной процессуальной форме, являются конкретные гражданские дела. Предметом гражданского процессуального права как правовой отрасли служит сам гражданский процесс, т.е. деятельность суда и других участников, а также в определенной степени и деятельность органов исполнения судебных постановлений.

Источник права – форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений. Источники гражданского процессуального права – нормативные акты, включающие нормы данной отрасли права.

Источники гражданского процессуального права делятся на:

1) специальные законодательные акты, регламентирующие гражданский процесс Российской Федерации:

а) Конституция РФ;

б) Гражданский кодекс РФ; в)Семейный кодекс РФ;

г) Закон РФ «Об актах гражданского состояния»;

д) Закон РФ «О государственной пошлине»;

е) Закон «О судебной системе РФ»; «О судоустройстве»;

ж) Закон «О мировых судьях» и др.;

2) нормативные акты, регламентирующие международный гражданский процесс (т. е. судопроизводство с участием иностранцев (иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства):

а) Гаагская Конвенция от 15.11.1965 г. «О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам»;

б) Гаагская Конвенция 18.03.1970 г. «О получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам»; двусторонние конвенции, заключаемые между Российской Федерацией и иностранными государствами о правовой помощи по семейным, гражданским и уголовным делам, и др.;

3) акты судебного толкования норм гражданского процессуального права(постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также обзоры судебной практики, подготовленные Президиумом Верховного Суда РФ с допущением аналогии в гражданском процессе. Данные акты не могут устанавливать новых правил, а лишь дают толкование уже существующих законодательных норм.

Особенностью источников гражданско-процессуального права является их высокий юридический статус.

По юридической силе источники делятся на:

1) Конституцию РФ. Основной объем конституционных норм, действующих в сфере гражданского судопроизводства, содержится в гл. 7 «Судебная власть». Статья 118 Конституции РФ устанавливает принцип осуществления правосудия только судом, ст. 120 провозглашает независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Статья 123 Конституции РФ раскрывает содержание принципа гласности судебного разбирательства, говорит о состязательности и равноправии сторон;

2) международные договоры Российской Федерации с другими государствами. Статья 1 ГПК РФ устанавливает приоритет норм международных договоров РФ над правилами российского гражданского судопроизводства;

3) Гражданско-процессуальный кодекс РФ – содержит основную часть норм, регламентирующих порядок судопроизводства по гражданским делам. Положения иных законов, регулирующих отдельные гражданские процессуальные отношения, должны соответствовать положениям ГПК РФ;

4) иные федеральные законы: Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О третейских судах в Российской Федерации» и др.

Принцип независимости судей

Этот принцип провозглашен и гарантирован в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ,ст. 8 ГПК РФ). Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

Независимость судей — важнейшее условие правосудия. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством. Судья обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц. Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст. 9-10 Закона "О статусе судей в Российской Федерации").

Принцип гласности

В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 Закона "О судебной системе Российской Федерации"). Согласно ст. 10 ГПК РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.

Принцип гласности судебного разбирательства тесно взаимосвязан с другими принципами, в частности с принципом устности.Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают:

  • гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле (гласность в узком смысле слова);
  • гласность для народа (или публичность).

Публичность заключается в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении. Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

О разбирательстве дела в закрытом заседании суд выносит мотивированное определение. Оно не подлежит обжалованию. После оглашения определения все присутствующие в зале судебного заседания граждане, кроме лиц, участвующих в деле, обязаны покинуть его. В интересах соблюдения законности в случае проведения закрытого заседания суда установлено, что разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдением общих правил судопроизводства.

Функциональные принципы: состав, содержание принципов

Принцип законности

Законность есть состояние жизни общества, в котором, во-первых, существует качественное, непротиворечивое законодательство и, во-вторых, принятые нормы права уважаются, а также исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами.

В случае нарушения закона государство должно обеспечивать надлежащую защиту нарушенных или оспоренных прав в установленном процессуальном порядке и реализацию (исполнение) принятых решений.

Гражданский процесс — одна из форм защиты права. Законность в деятельности судов означает полное соответствие всех их постановлений и совершаемых процессуальных действий нормам как материального, так и процессуального права, т.е. закону. Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа в Российской Федерации. Человек, его права и свободы, говорится в ст. 2 Конституции Российской Федерации, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Принцип законности по своему содержанию включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) права и совершать процессуальные действия, во исполнение норм гражданского процессуального права.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов (аналогия закона и аналогия права).

При рассмотрении и разрешении споров суды руководствуются законодательством о судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Это законодательство находится в ведении Российской Федерации. Субъекты Федерации не имеют права принимать нормы, регламентирующие процесс отправления правосудия в федеральных судах.

Реализация принципа законности обеспечивается целым рядом процессуальных гарантий. К их числу относятся прежде всего гарантии, составляющие содержание других принципов гражданского процессуального права, например, независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, равенство сторон перед законом и судом, состязательность процесса, равноправие сторон, гласность судебного разбирательства, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства и т. д.

Законодатель, детально регламентируя гражданский процесс, все же допускает возможность судебных ошибок. Для их устранения и восстановления законности предусмотрены стадии пересмотра судебных постановлений.

Следует выделить такие гарантии реализации принципа законности, как

  • обязательность извещения заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания,
  • возможность отвода судьи,
  • участие прокурора в деле,
  • участие в процессе государственных органов и органов местного самоуправления,
  • возможность стороны иметь представителя,
  • четкий регламент формы и содержания искового заявления,
  • ограниченный перечень оснований к отказу в его принятии.

В качестве гарантии принципа законности в гражданском процессе установлена письменная форма решения и подробно регламентировано его структурное содержание.

Принцип законности в гражданском процессе означает, что при рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его ведению дел должна строго соблюдаться установленная законодательством процессуальная форма деятельности, т.е. порядок определения лиц, участвующих в деле, возбуждения процесса, извещения и вызовов участников процесса, подготовки дела к судебному разбирательству, ведения судебного заседания, обжалования решения или определения, а также исполнения решения суда.

Принцип диспозитивности

Принцип диспозитивности, как и состязательности, отличает по характеру гражданский процесс от уголовного. Принцип диспозитивности заключается в возможности участвующих в деле лиц, и в первую очередь сторон, распоряжаться своими материалами и процессуальными правами. Этот принцип определяет движение процесса по делу, переход его из одной стадии в другую. В соответствии с принципом диспозитивности возбуждение гражданского дела, определение предмета и основания иска, обжалование решения, обращение его к исполнению зависят от волеизъявления истца. Начало диспозитивности пронизывает все гражданское судопроизводство от возникновения конкретного гражданского дела до исполнительного производства. Заключение мирового соглашения определяется волей обеих сторон, а признание иска зависит от позиции ответчика. Стороны сами выбирают способы защиты. Суд без обращения к нему с иском (заявлением) заинтересованных лиц не возбуждает гражданского дела.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов. Суд приступает к производству по гражданскому делу не иначе, как по воле заинтересованного лица. В отдельных случаях, предусмотренных в законе, гражданское дело может быть возбуждено по инициативе прокурора, государственных органов и органов местного самоуправления, а также отдельных граждан, защищающих в суде права и интересы других лиц (ст. 45, 46 ГПК). Диспозитивность гражданского процесса предопределяется наличием одноименного принципа в регулятивных (материальных) правоотношениях, являющихся объектом судебного рассмотрения и разрешения. Так, в гражданском праве провозглашено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора (ст. 1 ГК РФ).

Принцип непосредственности

Этот принцип определяет способы и методы восприятия судом доказательств по делу. В силу данного принципа суд должен основывать свое решение по делу исключительно на доказательствах, проверенных и исследованных в заседании суда. Суд обязан всемерно стремиться к тому, чтобы сведения о необходимых для разрешения спора фактах были получены из первоисточников, хотя копии документов или выписки из них не исключаются. Исследование доказательств с соблюдением всех требований принципа непосредственности — эффективный способ достижения верных знаний об обстоятельствах по делу. Вступая в непосредственные контакты с источниками доказательств, заслушивая лично объяснения участвующих в деле сторон и других участников процесса, судьи тем самым имеют возможность вести проверку предоставленных материалов и объяснений указанных лиц действенно, активно. В силу принципа непосредственности доказательства по делу исследует и оценивает тот состав суда, который должен разрешить дело по существу и вынести решение. Состав суда должен быть неизменным в судебном заседании. Если при коллегиальном составе суда кто-либо из судей выбывает из процесса по конкретному делу, при его замене рассмотрение и разрешение дела начинается с самого начала (ст. 157 ГПК РФ).

Самозащита – это самая простая и довольно эффективная форма защиты субъективных прав, при которой заинтересованное лицо принимает необходимые правозащитные действия (ст. 14 ГК) без нормативно определенного регламента в виде мер, направленных для пресечения правонарушительных действий. Следует учитывать, что самозащита содержит опасность неправомерных действий со стороны защищающегося субъекта, который применяет меры, не соответствующие закону, либо защищает права, ему не принадлежащие. Способы защиты должны быть соразмерны нарушению (ст. 14 ГК). Самозащита оправданна при необходимой обороне (ст. 1066 ГК) и крайней необходимости (ст. 1067 ГК). Самозащита может быть в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Урегулирование спора о праве – это самостоятельная форма правовой защиты, которая характеризуется простотой и целесообразностью при совершении совместных действий спорящих сторон с целью ликвидации возникшего конфликта. Это относится в большей степени к юридическим лицам, прилагающим усилия для сохранения необходимых правоотношений с контрагентами. Урегулирование представляет собой определенные действия лица, чьи права оспорены либо нарушены. Они заключаются в доведении до сведения второй стороны притязаний в письменной форме и в установленный законом срок. Вторая сторона, рассмотрев заявление и прилагаемые к нему документы, должна удовлетворить претензию либо предоставить мотивированный отказ в этом. Урегулированию спора о праве свойственны такие обоюдосторонние действия, как обмен информацией по телефону или с помощью электронных носителей, встречи с целью выработки обоснованных и взаимовыгодных решений. Следует иметь в виду, что если одной из сторон возникшего спора будет выступать физическое лицо, то предъявление претензии будет необязательным.

Административная защита – это предусмотренная законом правовая защита, осуществляемая органами государственного управления или ОМСУ, которые компетентны без вызова заинтересованных лиц и вне развернутой процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права либо устранении юридических неопределенностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК).

Судебная защита (процессуальная форма защиты) имеет следующие особенности:

1) производится лишь судом, наделенным особой функцией по осуществлению правосудия;

2) производится на основе применения норм гражданского, трудового, семейного и других отраслей права в порядке и строгой последовательности, установленной законом;

3) осуществляется в установленной законом процессуальной форме, гарантирующей законность и обоснованность решения;

4) производится при участии сторон и других заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности принимаемого решения;

5) регулируется гражданским процессуальным правом;

6) производится независимыми и беспристрастными судьями. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, ОМС, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции).

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различаются две основные формы защиты - юрисдикционная и неюрисдикционная. Способы защиты субъективных гражданских прав - закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Компетенция - круг установленных законом властных полномочий органов государства, должностных лиц, общественных организаций, которые (в отличие от полномочий гражданина или не публично-правовой организации) в то же время являются и их обязанностями

подведомственность и подсудность в процессуальной теории и судебной практике нередко отождествляют с компетенцией судов.

Это находит отражение и в законодательстве: гл. 4 в АПК, устанавливающая правила подведомственности и подсудности дел, относящихся к арбитражной юрисдикции, так и называется - "Компетенция арбитражных судов". При оценке такого подхода следует учитывать, что термином "компетенция" обозначается круг установленных законом властных полномочий органов государства, должностных лиц и иных организаций, которые в то же время являются и их обязанностями. Соответственно компетенция более широкое понятие уже потому, что в качестве обязательного элемента включает не только собственно подведомственность (т.е. определение предметов ведения), но и сами властные полномочия*(387). Кроме того, в системе разделения властей суд исполняет роль органа по осуществлению правосудия, вместе с тем полномочия различных звеньев судебной власти не ограничиваются только рассмотрением и разрешением дел. Соответственно под компетенцией суда, если строго следовать указанным в приведенном определении признакам, следует понимать весь круг установленных для него законом властных полномочий, акт реализации которых имеет обязательную силу для субъектов, подпадающих под его действие.

Отличие подсудности от подведомственности заключается в том, что понятие подсудности охватывает более узкий вопрос разграничения дел между судами в рамках отдельной подсистемы, а подведомственность предполагает определение компетенции судов и иных органов, уполномоченных разрешать споры.

Субъектами гражданских процессуальных правоотношений являются суды первой и второй инстанций, а также суды, пересматривающие гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Суд как субъект процессуальных правоотношений обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности перед участниками гражданского судопроизводства.

2. Лица, участвующие в деле, – стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, а также заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

У данных лиц должна быть определенная заинтересованность в исходе дела. Юридическая заинтересованность – основанный на законе ожидаемый правовой результат рассмотрения и разрешения дела для данного лица.

У лиц, участвующих в деле, юридическая заинтересованность различна по характеру. У одних она носит личный, субъективный характер (у сторон, третьих лиц, заявителей), у других является государственно-правовой. При этом юридическую заинтересованность следует отличать от заинтересованности фактической, основанной на отношениях родства, дружбы, неприязни, подчиненности.

3. Участники судопроизводства, содействующие правосудию, – свидетели, эксперты, переводчики, судебные представители. Характерной чертой участников гражданских процессуальных правоотношений этой группы является то, что они не имеют юридической заинтересованности в исходе дела, а просто осуществляют помощь правосудию в виде выполнения трудовых функций или за вознаграждение.

Для выполнения функции содействия правосудию субъекты всех трех групп наделены процессуальными правами и обязанностями.

Отличия лиц, участвующих в деле, от иных субъектов гражданского процессуального отношения: 1)имеют собственный материально-правовой и процессуальный интерес;

2) наделены собственными процессуальными правами;

3) определяют сам ход судебного процесса;

4) перечень лиц, участвующих в деле, исчерпывающим образом установлен в ГПК РФ и не подлежит расширительному толкованию.

ГПК РФ Статья 46: 1. В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

2. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные частью второй статьи 45 ГПК.

ГПК РФ Статья 47: 1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.

Договорное, Договорным (или добровольным) представительством называется представительство, основанное на соглашении между стороной в процессе, и лицом, осуществляющим представительство. Отношения между представителем и представляемым вытекают из договора поручения или агентирования и регулируются соответствующими статьями ГК (971-979, 1005-1011).

Представительство может осуществляться и постоянным сотрудником юридического лица и быть основано на трудовом договоре. Отношения между представителем и представляемым регулируются в этом случае трудовым контрактом и трудовым законодательством.

Отношения представителя с судом во всех случаях регулируются специальными нормами процессуального законодательства о представительстве (гл. 5 ГПК РФ и др.). В соответствии с действующим законодательством договорными представителями могут выступать: адвокаты, юрисконсульты предприятий, учреждений, организаций, любые другие лица, при наличии надлежаще оформленных полномочий (ст. 53 ГПК РФ) и при согласии суда допустить их в процесс в качестве представителей (ст. 49

Наши рекомендации