Направления подготовки 030900.62 Юриспруденция. Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Уголовное право

Методические указания

По самостоятельной работе студентов

направления подготовки 030900.62 Юриспруденция

степень выпускника: бакалавр

Киров

Рассмотрено на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 1 от 15 сентября 2014 г.

Утверждено на заседании учебно-методического совета, протокол № 87 от 20 октября 2014 г.

Уголовное право: Методические указания / Сост. Т.Н. Буторина. – Киров: ВСЭИ, 2014. – 12 с.

Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (степень выпускника: бакалавр)

© Вятский социально-экономический

институт (ВСЭИ), 2014

1. Введение

Самостоятельная работа студентов по курсу включает в себя:

- для студентов обучающихся по очной форме обучения – только одну курсовую работу;

- для студентов, обучающихся по заочной форме обучения – одну контрольную работу и курсовую работу.

2. Цели и задачи контрольной и курсовой работ

Цель контрольной работы:овладение исходными уголовно-правовыми нормами (институтами) уголовного права для правильного юридического анализа совершенного деяния.

Задачи контрольной работы:

1. Изучение наиболее актуальных проблем Общей части уголовного права.

2. Систематизирование, закрепление и углубление знаний по уголовному праву.

3. Формирование навыки научного исследования.

4. Приобретение опыта анализа специализированной литературы, материалов судебной практики.

5. Формирование навыка самостоятельного решения задач, исходя из положений уголовного закона, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, СССР или РСФСР.

Цель курсовой работы: изучение основных положений общей части уголовного права.

Задачи курсовой работы:

1. Изучение теоретических основ общей части уголовного права.

2. Формирование навыков использования норм общей части уголовного права.

3. Формирование навыков участия в уголовных и иных, непосредственно связанных с ними, правоотношениях.

3. Требования к результатам контрольной и курсовой работ

В результате выполнения контрольной работы студент должен:

Знать:

- базовые понятия отечественного законодательства в области уголовно-правовой охраны интересов личности, общества и государства от преступных посягательств;

- содержательную характеристику объектов уголовно-правовой защиты, правила и основания разграничения смежных составов;

- способы и формы совершения, пределы наказуемости противоправных нарушений предписаний уголовного законодательства, защищающих установленный правопорядок;

- правила квалификации и конструктивные особенности диспозиций соответствующих уголовно-правовых норм.

Уметь:

- работать со справочно-информационными системами;

- осуществлять детализированный поиск руководящих разъяснений высших судебных инстанций по вопросам применения судами уголовно-правовых норм;

- применять в практической деятельности нормативные предписания в соответствии с их доктринальным и легальным толкованием.

Владеть:

- приемами уголовно-правовой квалификации;

- навыками работы с правоприменительными актами, в том числе руководящими разъяснениями высшей судебной инстанции;

- навыками разрешения коллизий правовых норм.

В результате выполнения курсовой работы студент должен:

Знать:

- основные положения уголовного права;

- сущность и содержание правового статуса субъектов уголовного права;

- источники уголовного права;

- актуальные проблемы правового регулирования уголовно-правовых правоотношений;

- правовые позиции высших судебных органов по уголовно-правовым вопросам.

Уметь:

- анализировать проблемы правового регулирования уголовных правоотношений;

- работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере уголовного права, включая анализ и юридическую оценку проектов нормативно-правовых актов;

- формулировать выводы и давать рекомендации по результатам исследования

Владеть:

- терминологией в области уголовного права;

- навыками анализа и поиска научной (специальной) литературы;

- навыками работы с уголовным законодательством, судебной практикой.

4. Объем самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента составляет 7 зачетных единиц по очной форме обучения, 12 зачетных единиц по заочной форме обучения, в том числе курсовая работа - 1 зачетная единица.

Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельную работу студента по темам раздела № 2 учебной программы.

Выполнение курсовой работы предполагает самостоятельную работу студента по темам раздела № 1 учебной программы.

5. Варианты контрольной работы

Вариант

1. Раскройте принципы уголовного права.

2. Дайте характеристику соисполнительства как одной из форм соучастия.

3. Задача: Ткачев и Хапров по просьбе Пименова привезли связанного Ветрова к песчаному карьеру для того, чтобы «разобраться» с ним. Пименов дал Хапрову лопату и предложил копать яму. После этого Пименов несколькими ударами ножа убил Ветрова. Ткачев и Хапров столкнули труп в яму и закопали.

Имеется ли в данном случае соучастие?

Вариант

1. Как действует уголовный закон в пространстве и во времени?

2. Какой уголовный закон может быть признан смягчающим наказание?

3. Задача: Фельдшер Шурыгина отказалась оказать срочную медицинскую помощь потерпевшему при аварии трактористу Коневу, ссылаясь на то, что он находится посредине раскисшего от осенних дождей поля и она в своих легких выходных туфлях на «шпильках» дойти туда не сможет. Конев скончался от большой потери крови.

Решите вопрос о возможности привлечения Шурыгиной к уголовной ответственности. При каких условиях наступает уголовная ответственность за бездействие?

Вариант

1. Раскройте понятие уголовной ответственности.

2. Дайте характеристику организованной преступной группы.

3. Задача: Ночью Будянский и Никуденко решили навестить свою знакомую Страэдину. Они подошли к дому Мягкова, где она проживала, и стали стучать в дверь. Мягков, не разобравшись в обстановке, подумал, что на его дом совершается разбойное нападение, стал звать на помощь своего брата Виктора Мягкова, проживавшего напротив, на другой стороне улицы. Виктор, услышав крик брата, взял охотничье ружье, выскочил на улицу и выстрелил вверх. Будянский и Никуленко бросились бежать. Виктор Мягков решил их задержать. С этой целью он погнался за убегающими и произвел в них выстрел, которым убил Будянского.

Дайте уголовно-правовую оценку действиям Мягкова.

Вариант

1. Из каких элементов состоит состав преступления?

2. Что такое мнимая оборона и каковы ее уголовно-правовые последствия?

3. Задача: Старыгин и Аверченко познакомились на дискотеке с К. и С. После окончания танцев они пригласили девушек в гости к Старыгину, где после употребления алкогольных напитков предложили К. и С. вступить в половые отношения. В случае отказа Старыгин угрожал убить их и продемонстрировал при этом пистолет. Испугавшись, К. попыталась выбраться из квартиры, находившейся на 3 этаже, через лоджию, но сорвалась и от полученных при падении телесных повреждений скончалась.

Установите форму и вид вины Старыгина и Аверченко.

Вариант

1. Каково содержание и значение объекта преступления?

2. Что такое преступные последствия и каково их уголовно-правовое значение? Каковы виды преступных последствий?

3. Задача: Пятнадцатилетний Сидоров взял висевшее на стене охотничье ружье отца, зарядил его и, выйдя на улицу, стал стрелять по воронам. В результате рикошета пули был причинен тяжкий вред здоровью проходившему мимо Елкину.

Решите вопрос о возможности привлечения Сидорова к уголовной ответственности.

Вариант

1. Раскройте содержание и значение субъекта преступления.

2. Дайте понятие судимости. Каковы ее цели и уголовно-правовое значение?

3. Задача: Около 24 часов Геллер возвращался от знакомой девушки. На пути к его дому находится овраг, расположенный недалеко от завода и жилых домов. Еще при спуске в овраг, боясь, что на него могут напасть, он раскрыл имевшийся у него складной нож. Увидев в овраге силуэты двух мужчин, Геллер испугался, решив, что они хотят ограбить его. Столкнувшись на тропинке с одним из них, Геллер нанес ему удар ножом в грудь. Потерпевшим оказался Окишев, который вместе с товарищем возвращался о работы домой. От полученного ранения сердца Окишев скончался.

Можно ли расценить действия Геллера как необходимую оборону?

Вариант

1. Дайте характеристики соучастников преступления.

2. Дайте характеристику деятельного раскаяния. Каково его уголовно правовое значение?

3. Задача: Коновалов и Смирнов, работая на строительстве жилого дома, чистили крышу от строительных отходов, складывая их в контейнер, поданный башенным краном. Железобетонная плита весом около 80 кг, несмотря на их усилия, не помещалась в контейнер. Подошедший к ним сварщик Тюрин посоветовал сбросить плиту вниз. Коновалов и Смирнов вместе подняли плиту и сбросили ее. Обломком упавшей плиты была убита проходившая мимо работница стройки.

Имеется ли соучастие в действиях Коновалова, Смирнова, Тюрина?

Вариант

1. Что такое рецидив преступления, каково его значение?

2. Дайте характеристику бездействия как вида преступного деяния.

3. Задача: Локтионов, управляя автомашиной, допустил грубое нарушение правил дорожного движения, в результате чего погибло два человека. Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок три года с отбыванием его в исправительной колонии общего режима. Вынося приговор, суд учел, что Локтионов характеризуется положительно по месту работы, имеет троих малолетних детей.

4. Оцените правильность решения суда.

Вариант

1. Какие существуют виды наказаний в соответствии с УК РФ?

2. Дайте определение причинной связи между деянием и наступившими общественно опасными последствиями. Укажите условия установления причинной связи.

3. Задача: Кусков разбил камнем витрину магазина. Заметив это, Поликарпов решил задержать правонарушителя. Подойдя к нему, Поликарпов потребовал пройти вместе с ним в полицию. Но Кусков вытащил нож и не подпускал его к себе. Тогда Поликарпов схватил с земли металлический прут и ударил им Кускова по руке, причинив ему средней тяжести вред здоровью.

Должен ли понести уголовную ответственность Поликарпов за причинение вреда?

Вариант

1. Какие виды наказаний назначаются несовершеннолетним?

2. Дайте понятие и раскройте содержание признаков преступного сообщества (организации).

3. Задача: Одна из радиостанций передала пророчества известного астролога о том, что в ближайшую ночь в данной местности произойдет мощное землетрясение, причем указывалось время с точностью до минут: первый толчок в ноль часов двадцать минут, второй – в три часа ночи. Поскольку в этой местности недавно уже произошло землетрясение, то возникла паника. Ночные смены не работали, люди покинули жилища, по тревоге были подняты подразделения МЧС, пожарные, полиция.

Имеется ли в данном случае состав преступления? (см. ст. ст. 213, 207 УК РФ).

6. Темы курсовой работы

1. Принципы уголовного права как основополагающие начала решения его задач.

2. Действие уголовного закона во времени, его обратная сила.

3. Категории преступлений и их уголовно-правовое значение.

4. Основания разграничения преступлений и иных правонарушений.

5. Общественно опасные последствия: понятие, виды и уголовно-правовое значение.

6. Неосторожность как форма вины и ее виды.

7. Правовые последствия невменяемости.

8. Добровольный отказ от преступления: понятие и уголовно-правовое значение.

9. Уголовно-правовые последствия множественности (совокупность и рецидив).

10. Умысел как форма вины.

11. Неосторожность как форма вины.

12. Соучастие в преступлении, его виды.

13. Особенности уголовной ответственности соучастников преступления.

14. Объективная сторона состава преступления как основной источник информации о преступлении или фактически совершенном деянии лица.

15. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Физическое или психическое принуждение.

16. Понятие преступления, его признаки.

17. Уголовно-правовое значение рецидива преступлений.

18. Условия правомерности необходимой обороны.

19. Наказание, его цель и эффективность наказания.

20. Роль и значение смягчающих обстоятельств при реализации уголовной

ответственности.

21. Индивидуализация наказания в уголовном праве.

22. Несовершеннолетние как основание понижения уровня уголовной ответственности и применения наказания.

23. Деятельное раскаяние как основание освобождения от уголовной ответственности.

24. Освобождение от уголовной ответственности: понятие и последствия.

7. Выполнение и оформление контрольной и курсовой работ

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 2 теоретических задания и 1 задаче в каждом. Выбор варианта происходит по первой букве фамилии студента:

Буква фамилии Вариант
А-В
Г-Е
Ж-И
К-М
Н-П
Р-Т
У-Х
Ц-Ш
Щ-Э
Ю-Я

Структура контрольной работы: содержание, с новой страницы – номер и содержание задания, ниже ответ по сути задания, в конце работы - список литературы. Общий объем работы –10-12 стр.

Решение задачи предполагает нахождение ответа на поставленный в ее условии вопрос. При этом предварительно должен быть проведен юридический анализ предложенной ситуации с учетом положений Общей части уголовного права. Чтобы анализ был полным, а ответ аргументированным, студенты должны сослаться не только на соответствующую норму уголовного закона, но и на иные нормативные акты, разъяснения Верховных судов СССР, РСФСР, РФ, а также теоретические положения уголовного права.

Выполнение заданий контрольной работы также предполагает обращение не только к тексту уголовного закона, но и к указанным источникам.

Курсовая работа имеет 24 темы, одна из которых закрепляется за студентом преподавателем.

Примерный объем курсовой работы 25-30 страниц машинописного текста. Курсовая работа должна носить проблемный характер. Обучающийся должен проанализировать различные точки зрения ученых, убедительно и аргументировано изложить собственную позицию по раскрываемой теме.

При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы.

При написании курсовой работы должны исключаться любые варианты компиляции и плагиата. Автор должен опираться на действующее уголовное законодательство и нормативно-правовые акты из других отраслей права. Также в работе необходимо учитывать материалы судебной и следственной практики различных уровней. Приводимые примеры должны соответствовать контексту исследования и иллюстрировать исследуемые в работе положения.

В курсовой работе в приложения могут входить: таблицы цифровых данных, извлечения из инструкций, других документов, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки) и другие материалы.

Курсовая работа должна в себя включать:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основную часть (состоящую из глав, которые в свою очередь подразделяются на параграфы).

5. Заключение.

6. Список литературы.

При необходимости автор может включить в нее приложения.

Во введении отражается актуальность и значимость исследуемой проблемы, ее научная разработанность, определяются предмет, цель, задачи и методы исследования, указывается, какие данные практической деятельности проанализированы и обобщены автором, дается общая характеристика структуры работы. Введение должно занимать не более 2 – 3 страниц.

Основная часть представляет собой аналитический обзор темы с краткими выводами по вопросам (параграфам).

Она может состоять из 2-3 глав, содержащих по 2-4 параграфа, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируется позиция автора, дается анализ полученных практических данных. Основная часть должна отражать современное состояние уголовного закона, судебной и правоохранительной практики.

Основная часть работы должна занимать не более 20-25 страниц.

Заключение должно содержать главные выводы по работе, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. Его содержание должно соответствовать материалу, изложенному в работе.

Заключение должно занимать объем не более 2 страниц.

Список литературы должен отражать все источники литературы, использованные при написании курсовой работы. При выполнении курсовой работы автор должен использовать не менее 15 -20 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных статей, журнальной и газетной периодики). Среди них большая часть источников должна быть опубликована за последние 5 лет. В частности, это касается научных статей, опубликованных в сборниках либо в журналах. Более того, курсовая работа, основанная только на использовании материалов учебников, комментариев уголовного кодекса к защите будет не допущена.

При написании курсовой работы немаловажно использовать в качестве материалов, иллюстрирующих теоретические положения, судебную практику, как Алтайского края, так и иных регионов Российской Федерации и Верховного Суда РФ (не менее двух судебных решений из Бюллетеней Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР) или приговоров судов первой и второй инстанций), а также, по возможности, в зависимости от темы работы, статистические данные за последние 5 лет.

В курсовой работе по уголовному праву возможно использование источников, содержащихся на сайтах Интернета. Однако, во избежание недоразумений, отметим, что эти данные должны оформляться сносками с указанием электронного адреса источника.

Оформление контрольной и курсовой работ должно соответствовать требованиям, приведенным в методическом пособии «Выполнение контрольных и курсовых работ: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по ФГОС-3» (ВСЭИ, 2013).

Наши рекомендации