Для направления подготовки 030900.62 – Юриспруденция

Программа

Производственной практики

для направления подготовки 030900.62 – Юриспруденция

Вологда – 2014

Программа производственной практики для направления подготовки 030900.62 – Юриспруденция. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. – 35 с.

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 – Юриспруденция (утв. 2010 г.) на основании рабочего учебного плана ВИПЭ ФСИН России, утвержденного 27 апреля 2012 г.

Разработчики программы:

В.М. Асмандияров – старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат философских наук;

С.Л. Кащеев – доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат экономических наук, доцент, заместитель начальника института по тылу;

С.Н. Кондратовская – начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент;

М.С. Рожнев – преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Рецензенты программы:

Н.Г. Ломакина – прокурор Вожегодского района старший советник юстиции, кандидат юридических наук;

М.М. Попович – доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин 6 июня 2014 г., протокол № 13

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 1 от 25 сентября 2014 г.

©ВИПЭ ФСИН России, 2014

1. Цели и задачи производственной практики

Производственная практика студентов факультета внебюджетного образования ВИПЭ ФСИН России является важной частью учебного процесса по подготовке бакалавров в соответствии с квалификационной характеристикой юриста.

Целями практики являются: формирование у обучающихся представления о регулировании правовых отношений, овладение студентами основными положениями и проблематикой правоприменительной деятельности, усвоение прав и обязанностей субъектов правоотношений, овладение необходимыми практическими навыками.

Задачи практики:

1. Содействовать развитию правовой культуры студентов.

2. Развивать умение ориентироваться в источниках права, анализировать и обобщать изученный материал, применять на практике нормативные акты.

3. Обеспечивать усвоение теоретических и практических основ норм права.

4. Учить студентов выявлять, анализировать и принимать решения в соответствии с нормами действующего законодательства.

2. Место производственной практики в структуре ООП ВПО

Производственная практика относится к практикам образовательной программы по направлению 030900.62 «Юриспруденция».

Производственная практика является важнейшей составной частью учебного процесса по подготовке бакалавров в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция», способствует улучшению качества профессиональной подготовки, закреплению полученных знаний по правовым дисциплинам, приобретению опыта работы организаций и юридических лиц.

Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям обучаемого формируются при изучении курса «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Трудовое право», «Уголовное право», а также ряда дисциплин вариативной части гуманитарного и социального цикла.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

Организация и проведение производственной практики направлены на совершенствование качества профессиональной подготовки будущего юриста, выработку у него умений и навыков работы с правовым материалом, укрепление связей обучения с практической правовой деятельностью.

Практика направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

– осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

– владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

– иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

– стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

– быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

Результаты освоения общекультурных компетенций:

ОК-1

- знать содержание своей будущей профессии, понимать социальную значимость профессии юриста, иметь представление о достаточном уровне правосознания юриста;

- уметь формировать свое поведение в профессиональной сфере с учетом осознания социальной значимости профессии юриста;

- владеть достаточным уровнем правосознания.

ОК-2

- знать основные нормативно-правовые акты, закрепляющие профессиональные обязанности, основные принципы этики юриста и их содержание;

- уметь определять круг профессиональных обязанностей юриста в зависимости от конкретной сферы деятельности, соотносить их реализацию с принципами этики юриста;

- владеть навыками реализации профессиональных обязанностей юриста в соответствии с принципами этики юриста.

ОК-3

- знать особенности российского правового мышления, принципы обобщения, анализа, восприятия профессиональной информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;

- уметь вырабатывать культуру правового мышления на основе наблюдения различных юридических процедур, процесса выработки и реализации юридически значимых решений, определять информацию, необходимую для принятия юридически значимых решений, ее источники и использовать ее для достижения профессиональных целей;

- владеть культурой правового мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия правовой информации, постановки цели профессиональной деятельности и выбора путей ее достижения.

ОК-4

- знать принципы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности;

- уметь отмечать способы применения этих принципов в процессе юридической деятельности;

- владеть на достаточном уровне навыками логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности.

ОК-5

- знать социальные нормы, регулирующие поведение в сфере профессиональной деятельности, способы взаимодействия с коллегами, работу в коллективе;

- уметь правильно определять формальные и неформальные нормы, подлежащие применению, сферу их применения, статус;

- владеть на достаточном уровне элементами культуры, навыками кооперации с коллегами, работы в коллективе.

ОК-6

- иметь представление о понятии коррупционного поведения, его формах, основных способах предупреждения, значении правовых норм;

- уметь выявлять признаки основных форм коррупционного поведения, противодействовать им, фиксировать факты применения предусмотренных законом антикоррупционных мер, понимать их сущность;

- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, понимать необходимость соотносить свою деятельность с правовыми нормами.

ОК-7

- понимать необходимость саморазвития, повышения своей квалификации и профессионального мастерства, рассматривать это как основополагающее требования для продолжения профессиональной деятельности, которое может иметь нормативное закрепление, общеобязательное значение для конкретного вида деятельности;

- уметь выбирать для этого необходимые методы и способы, находить и использовать предусмотренные законом гарантии для этого;

- стремиться к саморазвитию, получить навыки применения различных способов саморазвития.

ОК-8

- знать положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, которые могут быть необходимы при решении социальных и профессиональных задач;

- уметь правильно определить совокупность методов, необходимых для разрешения тех или иных правовых ситуаций, правильно их применять;

- владеть на высоком уровне навыками использования этих методов.

В ходе практики также формируются элементы следующих профессиональных компетенций (ПК):

в нормотворческой деятельности:

– способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

– способность осуществлять профессиональную деятельность на основе правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

– принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

– применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

– юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

– готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

– способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

– способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

– осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

– выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

– правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

– готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

– способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

– давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Результаты освоения профессиональных компетенций:

в нормотворческой деятельности:

ПК – 1

- знать нормативно-правовые акты, регламентирующие юридическое направление деятельности организации – места практики;

- уметь правильно выбрать положения нормативных актов, подлежащих применению в ситуациях, возникающих в процессе практики;

- иметь достаточные навыки выявления недостатков действующих нормативно-правовых актов, иных проблем в процессе правового регулирования, возможных способов их разрешения;

в правоприменительной деятельности:

ПК – 2

- иметь четкое представление о теоретическом содержании понятий правосознания, правовой культуры, правового мышления и формах практического выражения этих явлений в юридической практике;

- уметь оценивать правовые ситуации с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления;

- получить навыки наиболее оптимального разрешения правовых ситуаций с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления.

ПК – 3

- иметь представление о способах обеспечения соблюдения законодательства субъектами права, распределении компетенции в сфере обеспечения соблюдения законности между государственными органами и органами местного самоуправления, основных нормативных актах действующих в этой сфере;

- уметь выявлять наблюдаемые в процессе практики способы обеспечения соблюдения законодательства, особенности их применения, давать им правовую оценку.

- получить навыки выбора и применения тех или иных способов обеспечения соблюдения законодательства;

- получить практическое представление об особенностях действиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обеспечения соблюдения законодательства.

ПК – 4

- знать и понимать сущность «действия в точном соответствии с законом»;

- уметь давать общую оценку с точки зрения соответствия основополагающим нормативным актам, наблюдаемым в процессе практики юридически значимым решениям и действиям, выявлять явно нарушающие эти нормы решения.

- получить навыки юридически правильного разрешения подобных ситуаций, минимизации их негативных последствий, способов и механизмов их предупреждения.

ПК – 5

- закрепить теоретическое представление о понятии нормы права, их основных видах; о понятии, значении в правовом регулировании, видах нормативно-правовых актов, порядке их подготовки, принятия и вступления в силу; о понятии, значении и особенностях правоприменения и иных способах реализации нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности:

- уметь в процессе наблюдения и участия в профессиональной юридической деятельности; правильно определить вид подлежащих применению нормативных актов, их юридическую силу, дать правильное толкование содержащимся в них нормам;

- получить навыки подбора, толкования, применения или иных форм реализации положений (норм) нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности.

ПК – 6

- понимать значение и содержание юридической квалификации, знать основные ее этапы;

- уметь выявить факты и события, требующие правовой квалификации, правильно определить круг нормативно-правовых актов, нормы, которых распространяются на подобные ситуации; дать оценку сложившейся ситуации в свете системной связи, регулирующих ее правовых норм;

- получить навыки юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств.

ПК – 7

- иметь представление о понятии юридического документа, его признаках, видах и формах;

- различать юридические документы, имеющие нормативное, правоприменительное содержание, имеющие индивидуальный характер;

- знать особенности юридических документов, содержащих правовые акты управления;

- уметь определять содержание юридического документа, дать ему правовую оценку с точки зрения его юридической силы, соответствия нормам закона;

- получить навыки подготовки простейших юридических документов, выявления и корректировки их недостатков;

в правоохранительной деятельности:

ПК-8

- иметь четкое представление о теоретическом содержании понятий законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства и их практического обеспечения в юридической практике;

- знать содержание должностных обязанностей должностных лиц организации – места практики в сфере обеспечения законности и правопорядка;

- знать государственные органы, обязанности должностных лиц, которые обеспечивают законность, правопорядок, безопасность личности, общества, государства, содержание их полномочий, общие особенности нормативно-правового регулирования этой деятельности;

- получить навыки подготовки к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства посредством ознакомления с нормативно-правовыми актами, а также видами профессиональной юридической деятельности по месту практики в этой сфере.

ПК – 9

- знать и понимать содержание понятий «честь и достоинство личности», «права и свободы человека и гражданина»;

- иметь представление о видах прав и свобод человека и гражданина, правовом и организационном их обеспечении, основных способах защиты;

- понимать необходимость уважения, соблюдения, защиты указанных объектов.

- уметь правильно выбрать и использовать различные способы защиты и обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- получить навыки уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности на конкретных примерах.

4. Объем и место прохождения производственной практики

В соответствии с учебным планом подготовки юристов студенты III курса очной формы обучения и IV курса заочной формы обучения факультета внебюджетного образования ВИПЭ ФСИН России проходят производственную практику в местах, закрепленных приказом. Как правило, место прохождения практики определяется с учетом пожеланий студента.

Студенты по согласованию с преподавателем-руководителем практики и руководством института могут избрать иное учреждение, организацию – место прохождения практики, не указанное в программе практики.

Студентам, обучающимся по заочной форме обучения и имеющим стаж практической работы по профилю подготовки не менее одного года, может быть зачтена производственная практика по решению соответствующей кафедры на основании промежуточной аттестации. Для этого за 3 месяца до начала практики необходимо представить начальнику факультета внебюджетного образования следующие документы: справку с места работы, выписку из трудовой книжки, заявление с просьбой зачесть производственную практику.

Руководство производственной практикой студентов осуществляется соответствующими кафедрами и преподавателями ВИПЭ ФСИН России, назначенными приказом ВИПЭ ФСИН России.

На практике студенты знакомятся с деятельностью (на выбор):

1. Суда общей юрисдикции (по гражданским и (или) уголовным делам).

2. Арбитражного суда.

3. Мирового суда.

4. Нотариуса.

5. Прокуратуры.

6. Органов внутренних дел.

7. Адвокатуры.

8. Органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

9. Юридического отдела учреждения, предприятия.

10. Следственного комитета.

11. Органов и учреждений ФСИН России.

Объем практики составляет 3 зачетных единицы, продолжительность – 2 недели.

5. Содержание производственной практики

Наши рекомендации