Система права и система законодательства, их соотношение
Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Система законодательства - это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов.
Система законодательства является внешним выражением системы права. Он формируется путем издания и систематизации правовых актов.
Выделяют следующие системы законодательства:
/. Горизонтальная.
2. Вертикальная,
3. Комплексная.
Горизонтальная система законодательства обусловлена предметом правового регулирования конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (трудовое законодательство - трудовое право, гражданское процессуальное законодательство — гражданское процессуальное право).
Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты Президента, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
Комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (природоохранительное законодательство, нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение молодежи и др.).
Хотя система законодательства - это внешнее выражение системы права, их необходимо различать.
Во-первых, первичным элементом права является норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт.
Во-вторых, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.
В-третьих, система права объективна, а система законодательства субъективна, так как зависит от законодателя.
В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.
В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.
В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законодательства оформляется в юридических обычаях, нормативных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает в себя и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.д.
Урок №8 Практическая работа №2 Анализ правовых систем современности
(Приложение 1)
ПЛАН УРОКА № 9
Раздел 6. Правовое государство
Тема: Правовое государство
Цели урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о правовом государстве
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко
Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Устный фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по изученной теме. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «правовое государство».
4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:
1 Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли.
2. Понятие правового государства. Признаки и принципы правового государства
5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. В чем сущность правового государства?
2. В какое время впервые появились идеи правовой государственности?
6. Обобщение и систематизация новых знаний
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 315-326.