Система права и система законодательства, их соотношение

Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Система законодательства - это внутренняя структура зако­нодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов.

Система законодательства является внешним выражением сис­темы права. Он формируется путем издания и систематизации право­вых актов.

Выделяют следующие системы законодательства:

/. Горизонтальная.

2. Вертикальная,

3. Комплексная.

Горизонтальная система законодательства обусловлена предметом правового регулирования конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли законодательства, соответствую­щие отраслям системы права (трудовое законодательство - трудовое право, гражданское процессуальное законодательство — гражданское процессуальное право).

Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридиче­ской силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут зако­ны, декреты Президента, указы Президента, постановления Правитель­ства, нормативные акты местных органов власти, локальные норма­тивные акты.

Комплексная система законодательства складывается в зави­симости от объекта правового регулирования (природоохранительное законодательство, нормативно-правовые акты, определяющие право­вое положение молодежи и др.).

Хотя система законодательства - это внешнее выражение сис­темы права, их необходимо различать.

Во-первых, первичным элементом права является норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт.

Во-вторых, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.

В-третьих, система права объективна, а система законодатель­ства субъективна, так как зависит от законодателя.

В-четвертых, система права служит исходной базой для систе­мы законодательства.

В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отрасле­вое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.

В-шестых, система законодательства не охватывает всего раз­нообразия нормативности, а право помимо законодательства оформляется в юридических обычаях, нормативных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает в себя и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.д.

Урок №8 Практическая работа №2 Анализ правовых систем современности

(Приложение 1)

ПЛАН УРОКА № 9

Раздел 6. Правовое государство

Тема: Правовое государство

Цели урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о правовом государстве

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко

Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Устный фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по изученной теме. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «правовое государство».

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:

1 Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли.

2. Понятие правового государства. Признаки и принципы правового государства

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. В чем сущность правового государства?

2. В какое время впервые появились идеи правовой государственности?

6. Обобщение и систематизация новых знаний

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 315-326.

Наши рекомендации