Понятие и состав муниципальной собственности
Собственность – это исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности[1].
Собственность представляется и как экономическая, и как юридическая категория. Собственность в экономическом смысле – это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества. Собственность в юридическом понимании показывает, как сложившиеся на деле имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, устанавливаемых государством в обязательном порядке для всех граждан.
Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Субъектами собственности могут быть человек, гражданин, семья, социальная группа, производственный коллектив, народ, органы управления.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде движимого и недвижимого имущества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или полностью принадлежащих субъекту. Объекты собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.
Существуют различные классификации форм собственности.
К примеру, Е.Н. Лобачева[2] в книге «Экономическая теория» выделяет четыре формы собственности – федеральную, муниципальную, смешанную и индивидуальную. В учебнике Н.П. Любушина[3] выделяется две основных формы собственности – частная и общественная. Частная форма, в свою очередь, может быть единичной, партнерской и корпоративной, а общественная – коллективной, государственной и общенародной.
Законодательно установленная классификация форм собственности приводится в Общероссийском классификаторе форм собственности (см. рис.1).
Рисунок 1. Формы собственности в соответствии с ОКФС[4]
В рамках данного исследования будет рассматриваться только одна из существующих форм собственности – муниципальная собственность. Собственные финансово-экономические средства выделяется муниципальным образованиям в соответствии с положениями Европейской хартии местного самоуправления ETS N 122.[5]
В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ[6], муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения.
Правовую основу управления муниципальной собственностью составляют:
1) Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.), ратифицированная Российской Федерацией
2) Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (глава 8 «Местное самоуправление»);
3) Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (статья 215 «Право муниципальной собственности»);
4) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;
5) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
6) Конституции, уставы и законы субъектов РФ;
7) Уставы и нормативно-правовые акты муниципальных образований.
Муниципальное образование осуществляет по отношению к объектам муниципальной собственности все существующие правомочия собственника (см.рис.2).
Рисунок 2. Правомочия муниципального образования по отношению к объекту муниципальной собственности
Собственность муниципальных образований составляет экономическую основу местного самоуправления. Согласно ст.132 Конституции Российской Федерации[7], органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст.49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[8], в состав муниципальной собственности входят имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Более подробно структура муниципальной собственности представлена на рис.3.
Рисунок 3. Состав муниципальной собственности[9]
Местный (муниципальный) бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст.6 Бюджетного кодекса РФ[10]).
Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, а также различных юридических и физических лиц. Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального образования.
Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Имущество органов местного самоуправления – это здания, мебель, оргтехника, канцелярские принадлежности и другие виды движимого и недвижимого имущества, призванного обеспечивать деятельность муниципальных органов.
Органы власти муниципальных образований заинтересованы в собственных источниках доходов, поэтому они проявляют самостоятельную хозяйственную инициативу для достижения экономической эффективности управления муниципальной собственностью.
Одним из вариантов коммерчески выгодного использования муниципальной собственности является приобретение пакетов акций и доли в хозяйственных обществах органами местного самоуправления от имени муниципального образования. Получаемые от данных финансовых вложений дивиденды зачисляются в бюджет муниципального образования.
Часть своих правомочий в отношении отдельных объектов собственности органы муниципального управления от имени муниципального образования могут передавать муниципальным унитарным предприятиям и казенным учреждениям, которые управляют данным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Муниципальное унитарное предприятие (МУП) – это основанное на праве хозяйственного ведения унитарное предприятие, созданное на базе муниципальной собственности. Пример такого унитарного предприятия – МУП «Стандарт», созданный по инициативе Администрации Люберецкого муниципального района Московской области. Видами деятельности предприятия являются геодезические, кадастровые и землеустроительные работы, топографическая съемка, подготовка разрешительной документации.
Муниципальное казенное учреждение – это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Пример – муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба Одинцовского муниципального района Московской области». Учредителем казенного предприятия от имени муниципального образования выступает Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Также в собственности муниципального образования могут находиться муниципальные банки и иные финансово-кредитные организации. Примером такой организации является ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк», учредителем и крупнейшим акционером которого является муниципальное образование «город Екатеринбург» в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом.
В собственности муниципального образования также могут находиться земельные участки в границах муниципальных образований, отнесенных к муниципальной собственности на основании законодательных актов. Фактически в муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты города (поселения), за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность, также земельные участки за чертой города, переданные в муниципальную собственность органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст.19 Земельного кодекса РФ[11], в муниципальной собственности находятся земельные участки:
§ которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
§ право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
§ которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
§ которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, другим лицам в собственность, срочное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать, передавать гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также совершать с ними иные сделки. Безвозмездная передача земель, находящихся в муниципальной собственности, в государственную собственность не допускается.
Муниципальный жилищный фонд представляет собой жилищный фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, а также ведомственный фонд, закрепленный за муниципальными предприятиями и учреждениями и находящийся в их полном хозяйственном ведении или оперативном управлении.[12]
Муниципальный жилищный фонд как составная часть муниципальной собственности предназначен для удовлетворения жилищных потребностей населения соответствующей территории города, района. Муниципальный жилищный фонд образуется главным образом за счет передачи жилищного фонда в собственность муниципальных образований субъектами РФ, а также за счет строительства нового жилья.
В собственности муниципального образования могут находиться также муниципальные нежилые помещения, которые обычно сдаются в аренду, а также другие виды движимого и недвижимого имущества.
Таким образом, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения.