Понятие, объекты, субъекты муниципальной собственности.

Согласно КРФ (ст.130) муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, это самостоятельная форма собственности. В состав МС входят средства местного бюджета, муниципальные ВБФ, имущество ОМСУ, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в МС, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный ЖФ и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п.1 ст.29 Закона об ОПОМСУ).

Ряд объектов, подлежит передаче из государственной собственности в муниципальную и указан в приложении № 3 к Постановлению ВС РСФСР от 27.12.91 г. № 3020-1. Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об ОПОМСУ субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованьями. И напротив, передача объектов (имущества), относящихся к МС, в ГС субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия ОМСУ либо по решению суда. В соответствии с законом споры, возникающие в связи с передачей объектов ГС в МС, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

На практике весьма важен вопрос о передаче из Г в МС нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к МС. В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС от 27.12.91 г. к объектам МС относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим ЮЛ, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в МС лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные.

Права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют ОМСУ (выборный представительный орган, выборный глава МСУ, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами МО, население непосредственно. Хотя МС является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной. Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на 2 основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями; б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная казна).

МО призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их казну. Сюда не включается имущество муниципальных предприятий и учреждений. На практике иски о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями органов или должностных лиц МСУ предъявляемые все чаще и чаще, должны обращаться к МО в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Билет 19

Образование юридических лиц.

ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке, определяемом законом. Данные ГР, в том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Значение ГР ЮЛ, ее рациональной организации, полноты единого реестра ЮЛ, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса ЮЛ. ЮЛ считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность.

До принятия предусмотренного п.1 ст.51 общего закона о регистрации ЮЛ действует Положение о порядке государственной регистрация субъектов предпринимательской деятельности, а также ст.34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.90 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В ряде случаев действующими НА предусмотрена специальная регистрация тех или иных организаций, например, Постановлением Правительства РФ от 06.06.94 г. "О Государственной регистрационной палате при МЭ РФ" предусмотрена специальная регистрация этой палатой предприятий с иностранными инвестициями, аккредитации представительств иностранных компаний, российских инвестиций за рубежом; ГР банков и иных кредитных учреждений в ЦБ РФ предусмотрена Законом о банках; общественных организаций (объединений) - Законом об общественных объединениях и т.д.

ГЗ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования ЮЛ - регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого ЮЛ он не вправе. Этим нормативно - явочный порядок отличается от разрешительного, который применяется в отношении ГР отдельных ЮЛ (коммерческие банки, страховые организации, монопольных предприятий) и связан с получением разрешения от органов публичной власти. Отказ в ГР или уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание влечет ликвидацию ЮЛ только в том случае, если допущенные нарушения неустранимы.

В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (полные и коммандитные товарищества). В случаях, предусмотренных законом, ЮЛ, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор ЮЛ заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место его нахождения, порядок управления деятельностью ЮЛ, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ. Предмет и определенные цели деятельности ЮЛ могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать ЮЛ, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью ЮЛ, выхода учредителей (участников) из его состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их ГР, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего ГР, о таких изменениях. Однако ЮЛ и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Наши рекомендации