Исследование конституционно-правовых гарантий права на судебную защиту муниципальной собственности

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Ключевым положением системы конституционно-правового регулирования местного самоуправления является норма ст.12 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Включение данной статьи в первую главу Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление трактуется как одна их основ конституционного строя Российской Федерации.

Положение о гарантии местного самоуправления, имеет нормативное и одновременно доктринальное значение. Данная конституционная норма введена с учетом международно-правовых стандартов в области местного самоуправления, в соответствии с которыми «органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя» (преамбула к Европейской хартии местного самоуправления), а сам принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в конституции государства (ст.2 Европейской хартии местного самоуправления).

Кроме того, признание и гарантирование института местного самоуправления отражает отношение государства к нему как к особой муниципальной форме публичной власти, недопустимость лишения местного самоуправления присущих ему содержательных характеристик под предлогом признания в качестве института государственности.[13]

Одной из значимых конституционно-правовых гарантий местного самоуправления является гарантирование права на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 Конституции РФ), а также на судебную защиту муниципальной собственности (ст.133 Конституции РФ). Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.[14] Возможность судебной защиты прав местного самоуправления вытекает из:

§ статьи 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина, в том числе реализованные в системе местного самоуправления, обеспечиваются правосудием;

§ статьи 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Объектом судебной защиты в соответствии со ст. 132 Конституции РФ является, в частности, право органов местного самоуправления на самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, решение иных вопросов местного значения. Как следует из ч.2 ст.8 Конституции РФ, муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В защиту прав муниципальных образований как собственников имущества вправе обратиться Правительство РФ, уполномоченный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Эти лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах в случае представления интересов государства и муниципальных образований, в случае защиты государственных интересов (ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации[15]).

В зависимости от подсудности защита прав местного самоуправления может осуществляться судами общей юрисдикции, арбитражными судами, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, а также Конституционным Судом Российской Федерации, что прямо подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П.[16] При этом право собственности местных органов власти может защищаться от нарушений, производимых со стороны федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. [17]

Статус Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при участии в гражданско-правовых отношениях регламентирован нормами ст. 2, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в ст. 19, 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ)[18] граждане, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд общей компетенции или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Особенностям участия в деле органов местного самоуправления посвящена ст. 40 главы 5 и главы 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ[19], содержание которых сводится к указанию на право органов местного самоуправления обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов, на возникновение прав и обязанностей истца в случае предъявления искового заявления, за исключением права на мировое соглашение, и на право истца требовать рассмотрения дела по существу, даже если орган публичной власти от предъявленного им иска отказался.

Непосредственное указание на возможность судебной защиты муниципальной собственности содержится в ст.78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном порядке.

В числе показательных решений Конституционного Суда, оказавших влияние на развитие института конституционно-правовых гарантий права на судебную защиту муниципальной собственности, особое место занимает Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2006 г. N 542-О.[20]

В данном определении Конституционный Суд РФ указал, что положения ч.11 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий органов публичной власти, предполагают необходимость волеизъявления принимающего имущество органа местного самоуправления на такую передачу и наличие согласованных действий между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

Тем самым Конституционный Суд РФ закрепил самостоятельность муниципальных образований по вопросу управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Определенный интерес в исследуемом контексте представляет также Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2003 г. N 16-П по делу о проверке конституционности положений п.2 ст.81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области».[21]

Указанным постановлением Конституционного Суда РФ были признаны положения абз.2 п.2 ст.81 оспариваемого Закона Челябинской области, предусматривающего право органов государственной власти наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территории которых находятся другие муниципальные образования, полномочиями по распределению и закреплению расходов бюджетов. Суд отметил, что данная норма не соответствует Конституции РФ, характеризуется неопределенностью нормативного содержания и может повлечь за собой нарушение финансовой самостоятельности муниципальных образований, находящихся в границах территорий других муниципальных образований.

Тем самым Конституционный Суд РФ подтвердил право муниципальных образований различных уровней на самостоятельность по вопросам распределения и закрепления расходов бюджетов, составления сводных прогнозных показателей социально-экономического развития соответствующих территорий, распределения между местными бюджетами муниципальных образований, находящихся в границах их территорий, регулирующих налогов и сборов, средств финансовой помощи, составления и представления свода отчетов по исполнению местных бюджетов муниципальных образований, находящихся в границах соответствующей территории.

Таким образом, конституционно-правовые гарантии права на судебную защиту муниципальной собственности отражены в ч.2 ст.8, ст. 132, ст. 133 Конституции РФ и находят подтверждение в нормах федеральных нормативно-правовых актов и постановлениях Конституционного Суда РФ.

Вывод

В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы реализации конституционно-правовых гарантий на судебную защиту муниципальной собственности. по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Собственность – это исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

2. В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения.

3. Собственность муниципального образования включает в себя средства местного бюджета имущество органов местного самоуправления, пакеты акций и доли в хозяйственных обществах, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные земли и другие природные объекты, муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения и другое имущество.

4. Муниципальное образование осуществляет по отношению к объектам муниципальной собственности все существующие правомочия собственника – владение, пользование и распоряжение. Собственность муниципальных образований составляет экономическую основу местного самоуправления.

5. В соответствии со ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в России гарантируется правом на судебную защиту. Возможность судебной защиты прав местного самоуправления вытекает из:

§ статьи 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина, в том числе реализованные в системе местного самоуправления, обеспечиваются правосудием;

§ статьи 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

6. Объектом судебной защиты в соответствии со ст. 132 Конституции РФ является, в частности, право органов местного самоуправления на самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, решение иных вопросов местного значения. Как следует из ч.2 ст.8 Конституции РФ, муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

7. В защиту прав муниципальных образований как собственников имущества вправе обратиться Правительство РФ, уполномоченный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Эти лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах в случае представления интересов государства и муниципальных образований, в случае защиты государственных интересов (ст.333.36 НК РФ).

8. Таким образом, конституционно-правовые гарантии права на судебную защиту муниципальной собственности отражены в ч.2 ст.8, ст.130, ст.132, ст.133 Конституции РФ и находят подтверждение в нормах федеральных нормативно-правовых актов и постановлениях Конституционного Суда РФ.


Наши рекомендации