Понятие муниципального хозяйства. Состав и границы муниципальной собственности. Группы муниципальной собственности

Тема 1. Становление муниципального сектора в экономике России. Процесс муниципализации

Понятие муниципального хозяйства. Состав и границы муниципальной собственности. Группы муниципальной собственности

Муниципальная экономическая политика представляет собой уменьшенную модель экономической политики государства и включает в себя две основные функции власти: хозяйственную и регулирующую. Главной из них является хозяйственная, состоящая в обеспечении бесперебойного функционирования всей муниципальной инфраструктуры, а также оказывающая огромное регулирующее влияние на местное хозяйство.

Город является сложной системой. В настоящее время экономической основой, на которой базируется и развивается эта система, является муниципальная собственность, прежде всего – недвижимость.

Город надо рассматривать как цельную социально-экономическую структуру, которая включает в себя не только муниципальную собственность, но и хозяйствующие субъекты других форм собственности, а также принадлежащие им ресурсы.

Поэтому муниципальный сектор городского хозяйства не тождественен местному хозяйственному комплексу, он представляет собой совокупность ресурсов хозяйствующих субъектов и их инфраструктуры, относящихся к муниципальной собственности, и является частью местного хозяйства.

Граница между ними определяется принципом необходимости сочетания экономической эффективности и социальной ответственности.

Основные критерии, определяющие состав и границы муниципального сектора городского хозяйства:

а) обеспечение повседневной жизнедеятельности города как единой системы;

б) формирование и поддержка системы социальных гарантий;

в) реализация финансовых интересов города как собственника.

Муниципальный сектор городского хозяйства – совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

Согласно этим критериям формируется необходимый состав муниципальной собственности:

- сфера социальной защиты населения;

- жилищно-коммунальное хозяйство и его коммуникации;

- транспорт;

- торговля, бытовое обслуживание, общественное питание;

- строительство.

Всё это, в порядке убывания муниципальной доли в соответствующей отрасли, составляет муниципальную собственность.

Сфера социальной защиты и жилищно-коммунальное хозяйство – единственные в этом перечне, получившие достаточное наполнение. К этому уровню приближается транспортная отрасль. Что же касается остальных – они в большинстве случаев находятся на пределе низкого участия муниципалитета.

Можно выделить четыре группы муниципальной собственности:

Группа 1 - сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунальное хозяйство, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании.

Группа 2 - транспорт и связь, включая в эту сферу любые транспортные услуги населению.

Группа 3 - торговля, бытовое обслуживание, общепит и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворённых в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент) частным сектором.

Для выполнения этой задачи достаточно минимального участия муниципалитета. Но перед этой сферой стоит важная задача – компенсировать возможные негативные последствия деятельности частного сектора в области ценообразования и ассортимента услуг и продукции: поддержание цен на определённом уровне и предотвращение “вымывания” малорентабельных услуг и продукции.

Группа 4 - Недвижимость, прежде всего земельные ресурсы.

Наши рекомендации