Тема 1. Понятие государственного управления

Иманов К.С.

Практикум по Административному праву

Республики Казахстан

Петропавловск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева

Иманов К.С.

Практикум по Административному праву

Республики Казахстан

Петропавловск

УДК 342.9

ББК 67.99(2)1

И 50

Издается по решению Учебно-методического совета

Северо-Казахстанского государственного университета

им. М.Козыбаева (протокол № __ от «__» _________ 2007 г.).

Рецензенты:

Алиева Р.К. – судья специализированного административного суда г.Петропавловска.

Ивашевская Ж.В. – старший преподаватель кафедры «Юриспруденция».

И 50 Иманов К.С. Практикум по Административному праву Республики Казахстан. Петропавловск: СКГУ, 2007. – 65 стр.

Практикум подготовлен в соответствии с типовой программой курса административного права для студентов юридических специальностей и предназначен для подготовки и проведения практических занятий, самостоятельной работы студента под руководством преподавателя, а также для студентов дистанционной формы обучения.

Может использоваться для обучения студентов специальностей «Юриспруденция», «Основы права и экономики», «Государственное и муниципальное управление», «Таможенное дело». Материалы данного практикума размещены в электронной библиотеке СКГУ им. М.Козыбаева.

УДК 342.9

ББК 67.99(2)1

© Иманов К.С., 2007

© СКГУ им. М.Козыбаева, 2007

Введение

Административное право – одна из базовых отраслей право­вой системы Республики Казахстан. Оно призвано регулировать общественные отношения в сфере государственного управления, связанные с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Это одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы Казахстана, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, которые оно регулирует.

Цель изучения данной дисциплины состоит в понимании правовых основ государственного управления, в получении навыков, необходимых для профессионального выполнения ими служебных задач. Кроме этого, необходимо научить студентов правильно ориентироваться среди множества нормативно-правовых актов, касающихся деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, путей и средств защиты прав и свобод человека.

Основные задачи курса – дать студентам знания об основных принципах, категориях и положениях науки административного права, достигнутом уровне ее развития; обучить студентов правильному ориентированию в действующем административном законодательстве; привить им навыки и умения правильно толковать и применять нормы административного права к конкретным жизненным ситуациям; ознакомить студентов с системой исполнительных органов Республики Казахстан, формами и методами государственного управления, способами обеспечения законности и дисциплины в органах государственного управления; ознакомить с организацией и административно-правовым регулированием хозяйственной, социальной, культурной сфер управления, а также особенностями взаимоотношений исполнительных органов власти с государственными и негосударственными организациями и гражданами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изж. 2-е, дополн. – М.: Омега-Л, 2004.

2. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2000.

3. Глазунова Н.И. Система государственного управления. – М.: Юнити, 2003.

4. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

5. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. – М., 2003.

6. Овсянко Д.M. Административное право. – М., 1999.

7. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. – М., 2001.

8. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) Что представляет собой социальное управление? Перечислите его виды.

2) Какие отношения в университете можно отнести к управленческим?

3) Какими системами на государственном уровне приходится управлять? Кто управляет этими системами?

4) Какие автономные структуры управления существуют в государстве?

5) Какую роль в управлении государством играют ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная?

6) Какие органы и отдельные лица осуществляют негосударственное управление?

7) В чем заключается исполнительно-распорядительный характер управления?

8) В чем отличие государственного управления от других видов управления.

9) Что означает «вертикальность» системы исполнительных органов?

Дайте определения понятиям:

государственное управление, прогнозирование, управление, вспомогательные функции управления, общее руководство, общие функции управления, оперативное распорядительство, планирование, принципы государственного управления, регулирование, специальные функции управления, функции государственного управления.

ЗАДАНИЯ

1. Какие из перечисленных разновидностей управления относятся к государственным?

- управление автомобильным транспортом;

- управление фермерским хозяйством;

- управление областной прокуратурой;

- управление пенсионным фондом;

- управление области внутренних дел.

2. Укажите функции государственного управления:

- аналитическая работа;

- прокурорский надзор;

- вынесение судебного решения;

- прогнозирование экономического роста;

- принятие нормативных актов;

- делопроизводство.

3. Перечислите органы, выполняющие исполнительно-распорядительную деятельность.

4. Проанализируйте перечисленные ниже законы и постарайтесь найти в них принципы организации и деятельности органов испол­нительной власти, а также функции государственного управ­ления:

- Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года «О Правительстве Республики Казахстан».

- Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан».

- Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе».

- Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан».

5. Постарайтесь доказать тезис, что админи­стративное право представляет собой управлен­ческое право.

6. Справедливо ли мнение, что граждане чаще всего имеют дело с субъектами исполнительной, а не законодательной или судебной власти? Постарайтесь обосновать этот вывод, приведя примеры из практической жизни.

7. Раскройте соотношение понятий «исполнительная власть» и «государствен­ное управление».

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

2. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2000.

3. Глазунова Н.И. Система государственного управления. – М.: Юнити, 2003.

4. Ибрагимов Х.Ю. Административное право РК. - Алматы, 2000 г.

5. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

6. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. – М., 2003.

7. Овсянко Д.M. Административное право. – М., 1999.

8. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. – М., 2001

9. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) Почему административное право принадлежит к числу базовых отраслей права?

2) Раскройте назначение административного права как отрасли права РК.

3) Верно ли утверждение: «Административное право – бесполезная отрасль права»? Обоснуйте свою точку зрения.

4) В чем назначение функций административного права.

5) Какие отношения в высшем учебном заведении составляют предмет административного права?

6) В чем вы видите несовершенство государственной власти Республики Казахстан?

7) Какие положительные черты государственной власти Республики Казахстан можно отметить?

8) Как вы понимаете назначение административного права как научной дисциплины?

9) Раскройте понятие «функции административного права». Каким образом соотносятся между собой категории «функции» и «мето­ды» административного права?

Дайте определения понятиям:

административное право как учебная дисциплина, административное право как отрасль права, предмет административного права, наука административного права, методы административно-правового регулирования, институт права, система административного права.

ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте следующие законы и попытайтесь найти в них отношения, относящиеся к предмету административного права:

- Конституция Республики Казахстан от 30.05.1995 г.

- Конституционный закон РК от 26.12.1995 г. «О Президенте Республики Казахстан».

- Конституционный закон РК от 18.12.1995 г. «О Правительстве Республики Казахстан».

- Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.2001 г.

- Таможенный кодекс РК от 05.04.2003 г.

- Закон Республики Казахстан от 23.12.1999 г. «О государственной службе».

- Закон РК от 13.12.1997 г. «О миграции населения».

2. Какие управленческие отношения в государственных и негосударственных организациях не являются предметом административного права, а регулируются нормами других отраслей права? Проанализируйте, какими отраслями права регулируют эти отношения.

3. Заполните таблицу соотношения важнейших признаков административного права и следующих отраслей: гражданское право, конституционное право, уголовное право.

  Отличие административного права от … Сходство административного права и …
1. Предмет регулирования    
2. Метод регулирования    
3. Субъекты права    
4. Принципы права    
5. Источники права    
6. Основные институты отрасли    
7. Другие признаки.    

4. В чем заключается взаимосвязь следующих функций:

- правоохранительной и правоисполнительной;

- правоисполнительной и правотворческой

- субординационной и координационной.

5. Охарактеризуйте каждый из правовых институтов, входящих в общую часть административного права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

2. Закон РК от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах».

3. Закон РК от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах».

4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.И. Административное право. Учебник для вузов, 2-е издание. - М.: НОРМА, 2005.

5. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

6. Овсянко Д.M. Административное право. – М., 1999.

7. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. – М., 2001

8. Старилов Ю.Н. Административное право: Практикум. – М.: Юрист, 2000.

9. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

10. Сборник нормативных актов по административному праву РК. Кн.1, 2. – Алматы: Жетi Жарғы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) Что такое «норма административного права»? Особенности адми­нистративно-правовых норм. В зависимости от каких критериев (оснований) можно классифицировать нормы административного права?

2) Какие существуют нормы, кроме правовых? Как они защищаются?

3) Почему в некоторых нормах отсутствует гипотеза или санкция?

4) В чем состоят отличия нормативного акта от административного договора?

5) Как можно классифицировать нормы административного права по методу воздействия одного субъекта отношений на другого?

6) Какие формы реализации норм права наиболее популярны?

7) Особенности административно-правовых норм и административ­но-правовых отношений. Отличие норм административного права от гражданско-правовых, гражданско-процессуальных, уголовно-правовых и дисциплинарных норм.

8) Подберите в нормативных правовых актах соответствующие нормы административного права и выпишите по два примера:

а) обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы;

б) законодательные и подзаконные нормы материальные и процессуальные нормы;

в) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов исполнительной власти;

г) административно-юрисдикционные нормы;

д) материальные и процессуальные нормы.

Дайте определения понятиям:

правовые нормы, гипотеза, диспозитивные нормы, диспозиция, санкция, запрещающие нормы, материальные нормы, межотраслевые нормы, обязывающие нормы, уполномочивающие нормы, процессуальные нормы, формы реализации норм права, соблюдение, срочные нормы, бессрочные нормы, применение, исполнение, использование, источники административного права, подзаконные акты.

ЗАДАНИЯ

1.Классифицируйте следующие правовые нормы по видам, определите структуру каждой нормы: укажите гипотезу, диспозицию, санкцию.

- «По делу об административном правонарушении подлежат доказыванию: наличие события административного правонарушения» (КоАП РК).

- «В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий» (Конституция РК)

- «Ходатайство заявляется в письменном виде и подлежит немедленному рассмотрению» (КоАП РК).

- «Заявление о самоотводе или отводе подается судье, органу (должностному лицу), в производстве которых находится дело об административном правонарушении» (КоАП РК).

- «Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики» (Конституция РК).

2. Определите, какие правовые нормы содержатся в приведенных ниже данной статьях нормативного акта. Все ли они являются административными?

- «Граждане вправе обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами, откликами и запросами на государственном языке, языке межнационального общения, родном языке или на любом другом языке, которым они владеют. Ответы даются на государственном языке или языке межнационального общения» (Указ Президента, имеющий силу Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан»)

- «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам» (Конституция РК).

- «Государственный служащий не вправе: быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческий деятельности» (Закон РК «О государственной службе»)

- «Не допускается незаконное вмешательство государства в дела политических партий и политических партий в дела государства. Не допускается также возложение на политические партии функций государственных органов» (Закон «О политических партиях»)

- «Должностные лица государственных органов, а также организаций обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц» (Указ Президента, имеющий силу Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан»)

3.В чем отличие понятий «использование нормы» и «соблюдение нормы».

4.Отвечая на вопрос об источниках административного права, студент сказал, что основным источником административного права является Кодекс РК «Об административных правонарушениях». Проанализируйте ответ.

5.Налоговый кодекс Республики Казахстан принят от 12 июня 2001 года, а введен в действие только с 1 января 2002 года.

Допустим ли такой значительный срок от момента принятия нормативного акта до момента вступления его в силу? Чем могла быть аргументирована необходимость определения столь длительного срока от момента принятия кодекса до момента введения его в действие?

6.В чем отличие понятий «использование нормы» и «применение нормы».

7.Чем отличается такой способ реализации правовых норм как «применение» от всех остальных?

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

2. Закон РК от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»

3. Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан».

4. Закон РК от 13 декабря 1997 года «О миграции населения».

5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.И. Административное право. Учебник для вузов, 2-е издание. – М.: НОРМА, 2005.

6. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

7. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. – М., 2003.

8. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. - М, 2001

9. Старилов Ю.Н. Административное право: Практикум. – М.: Юрист, 2000.

10. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) Какое место в системе всех субъектов административного права занимает гражданин?

2) Как соотносятся понятия "правовой статус" и "административно-правовой статус" граждан?

3) В каких статьях Конституция РК регулирует административно-правовой ста­тус граждан?

4) Может ли быть ограничен административно-пра­вовой статус граждан и почему?

5) Когда возникает административная правоспособность граждан? В чем заключаются особенности административ­ной правоспособности?

6) Понятие и особенности административной дееспособности.

7) Каковы особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства?

8) В чем вы видите необходимость предоставления льгот оралманам?

9) В каких законах содержатся нормы, гарантирующие защиту прав граждан?

10) Почему на практике случаются факты нарушения прав и законных интересов граждан органами власти?

Дайте определения понятиям:

правосубъектность, административная правоспособность, административная дееспособность, абсолютные права и обязанности,административная жалоба, административно-правовой статус, гарантии прав и свобод, гражданин, жалоба, запрос, заявление, иностранные граждане, отклик, относительные обязанности, относительные права, личный прием граждан.

ЗАДАНИЯ

1. Приведите несколько примеров административно-правовых норм, регулирующих правовой статус граждан в сфере государственного управления.

2. В чем причины отличия административно-правового статуса иностранных граждан от статуса граждан РК?

3. Могут ли граждане РК самостоятельно осуществлять защиту своих прав? В каких формах?

5. Когда возникает административная правоспособность граждан? В чем заключаются особенности административ­ной правоспособности?

6. В законодательстве РК найдите несколько административно-правовых норм, закрепляющих гарантии прав и свобод граждан.

В чем заключаются отличия административной дееспособности от других видов дееспособности.

7. Чем отличаются друг от друга такие формы обращений как заявление, запрос и жалоба?

8. Почему административно-правовой статус оралманов отличается от статуса граждан РК.

9. Что включает в себя административно-правовой статус иностранных граждан?

10. Перечислите отличия административно-правового статуса оралманов от статуса иностранных граждан.

ЗАДАЧИ

1) Гражданка Жарова направила акиму области письмо. Она просила акима решить вопрос о приеме ее в дом-интернат для престарелых, на что имела преимущественное право, так как весь период Великой Отечественной войны проработала в тылу. Жарова написала также, что с этой просьбой уже обращалась в акимат района, в котором проживала, но получила необоснованный отказ. Свое обращение непосредственно к акиму Жарова объяснила тем обстоятельством, что ни в департаменте социальной защиты, ни в других учреждениях нет достаточно ясной информации, к кому и в какие часы можно обращаться с таким и многими другими вопросами. Она, старая женщина, специально приезжала в областной центр, но так и не смогла разобраться в этом. Хорошо, люди подсказали, что надо написать самому акиму. Как полагает Жарова, аким должен обратить внимание на улучшение системы информирования граждан по вопросам, которые их интересуют.

Какие виды обращений содержатся в этом письме?

2) Студент Касымов, подразделяя права и обязанности граждан, на абсолютные и относительные, привел следующие примеры:

а) абсолютные права и обязанности: проходить воинскую службу; регистрировать факты рождения и смерти, платить налоги; соблюдать тишину после 23 часов; поступать на учебу в вузы; получать информацию; получить заграничный паспорт; иметь квартиру; проводить митинги и забастовки, подавать жалобы; менять фамилию; хранить государственную тайну; получать пенсию;

б) относительные права и обязанности: получать общее основное среднее образование; получить земельный участок; подавать обращения; заниматься предпринимательством; получать медицинскую помощь; соблюдать правила внутреннего распорядка организации; издавать газету; зарегистрировать транспортное средство; поступать на государственную службу; выезжать за границу.

Проанализируйте ответ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

2. Закон РК от 15 июля 2002 года «О политических партиях».

3. Закон РК от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях».

4. Закон РК от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».

5. Закон РК от 9 апреля 1993 года «О профессиональных союзах».

6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.И. Административное право. Учебник для вузов, 2-е издание. – М.: НОРМА, 2005.

7. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

8. Козлов Ю.М. Советское административное право. – М., 1981

9. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. – М., 2003.

10. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. – М., 2001

11. Старилов Ю.Н. Административное право: Практикум. – М.: Юрист, 2000.

12. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) С какого момента возникает правоспособность и дееспособность предприятий и учреждений? Почему именно с этого момента?

2) Является ли понятие «организация» общим понятием для терми­нов «учреждение», «государственный орган», «предприятие», «объединение»?

3) Попробуйте обосновать наличие у каждой организации (предпри­ятия, учреждения) административно-правового статуса.

4) Какие административно-правовые отношения возникают в процессе деятельности коммерческих организаций?

5) С какими целями могут создаваться общественные организации? Какие существуют ограничения?

6) Докажите, что органи­зация и деятельность религиозных объединений основываются на нормах административного права.

7) Какие административно-правовые гарантии самостоятельности пред­приятий и учреждений вы можете назвать?

8) Из каких структурных элементов может состоять коммерческое и некоммерческое учреждение? Есть ли у них отличия?

9) Установлена ли ответственность за нарушения законодательства, регламентирующего статус общественных объединений? Кто может быть привлечен к ответственности за нарушение законов об общественных объединениях и политических партиях?

Дайте определения понятиям:

общественная организация, общественные объединения, общественный фонд, политическая партия, предприятие, учреждения, религиозное объединение,

ЗАДАНИЯ

1. В чем вы видите назначение политических партий и особенности их правового статуса? Необходимо ли регулировать деятельность политических партий и для чего. Почему для создания политической партии требуется большее количество граждан, чем для создания общественной организации?

2.В чем заключается назначение и особенности религиозных объединений? Почему и каким образом следует ограничивать их деятельность?

3.Какие виды общественных организаций можно выделить? Попробуйте составить классификацию общественных организаций, существующих в РК и привести примеры таких организаций.

4. В чем заключается содержание административно-правового статуса негосударственных организаций, каковы его основные элементы и правовые источники деятельности.

5. Рассмотрите стадии создания общественной организации, установленные Законом РК «Об общественных объединениях».

ЗАДАЧИ

1) В связи с ростом проявлений хулиганства в городе его граждане создали общественное объединение для поддержа­ния общественного порядка. В установленные законом сро­ки были представлены в орган юстиции администрации го­рода необходимые документы для государственной регистра­ции. Орган юстиции отказал в регистрации общественного объединения, так как, по мнению его должностных лиц, с этой задачей должны справляться существующие в городе органы внутренних дел, и создание но­вого общественного объединения нецелесообразно.

Дайте правовую оценку этому казусу.

2) Согласно закону РК «О чрез­вычайном положении», в условиях чрезвычайного положе­ния допускается приостановление или прекращение в установленном порядке деятельности политических партий и общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

Как вы можете соотнести возможность подобной акции с провозглашенным статьей 23 Конституции РК правом на свободу объединений и гарантией свободы дея­тельности общественных объединений?

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

2. Конституционный закон РК от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан».

3. Конституционный закон РК от 18 декабря 1995 года «О Правительстве Республики Казахстан».

4. Закон РК от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан».

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года «Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан».

6. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2000.

7. Ибрагимов Х.Ю. Административное право РК. – Алматы, 2000 г.

8. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

9. Малиновский В.А. Президент РК: Инструменты власти и обеспечение деятельности. – Алматы, 2003.

10. Муниципальная кадровая политика: Учебное пособие для вузов / под общ. ред. В.Н.Иванова. – М.: Муниципальный мир, 2003.

11. Муниципальная наука: теория, метод, практика / под общ.ред. В.Н.Иванова. – М.: Муниципальный мир, 2003.

12. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. – М., 2001

13. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) Что понимается под единой системой органов исполнительной власти?

2) Какое место занимает Президент РК в системе исполнительной власти? Полномочия Президента в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

3) Какие нормативные акты устанавливают правовое положение центральных органов исполнительной власти?

4) Назовите наиболее важные признаки органа исполнительной власти.

5) Каково соотношение понятий «исполнительный орган государственной власти» и «орган государственного управления»?

6) Перечислите государственные органы непосредственно подчиненные Президенту РК.

7) Какие организационно-правовые средства свидетельствуют о коллегиальности в деятельности органа исполнительной власти?

8) Какие виды исполнительных органов государственной власти существуют в городах и районах?

9) Почему большинство органов исполнительной власти единоначальные, а не коллегиальные.

10) Почему руководители большинства исполнительных органов власти назначаются вышестоящими органами, а не избираются?

11) Какие ограничения устанавливаются для членов Правительства РК, и для чего необходимы такие ограничения?

12) Какие из перечисленных организаций являются органами исполнительной власти: администрация государственного предприятия, маслихат города, школа, управление внутренних дел, акимат области, ректорат университета, министерство, областное управление юстиции, аким сельского округа.

Дайте определения понятиям:

орган исполнительной власти, структура органа государственного управления, министерство, центральные органы исполнительной власти, агентство РК, акимат, Правительство РК, коллегия министерства, органы общей компетенции, органы межотраслевой компетенции, органы отраслевой компетенции, система органов исполнительной власти.

ЗАДАНИЯ

1. Заполните таблицу:

Орган исполнительной власти Порядок образования Подчиненность Название издаваемых актов Кем назначается руководитель
Правительство РК        
Министерство        
Акимат области        
Территориальное управление министерства (департамент)        

2.Перечислите наиболее важные отличия негосударственных организаций и учреждений от органов исполнительной власти (по способу образования, структуре, компетенции, ответственности и т.д.).

3.В чем заключаются отличия и сходства центральных органов исполнительной власти от местных органов по порядку образования, компетенции и другим признакам?

4. Согласно ст.3 Конституции РК государственная власть осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

Какие нормы законодательства РК позволяют осуществлять систему сдержек и противовесов в отношениях Правительства и Парламента?

5. На основании Конституции РК, Конституционных законов «О Президенте РК», «О Правительстве РК», определите систему отношений Президента РК с Правительством.

6. Составьте структуру Правительства РК и схему его формирования.

7. Приведите приметы органов исполнительной власти согласно их классификации.

8. Сопоставьте признаки исполнительного органа государственной власти и юридического лица. Чем отличаются эти субъекты права? Все ли исполнительные органы государственной власти обладают правами юридического лица?

ЗАДАЧИ

1) Студент Крюков, отвечая на экзамене по административному праву вопрос о порядке назначения на должность и освобождения от должности членов Правительства РК сказал, что Президент РК по предложению Премьер-Министра назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-Министра, министров и Руководителя Канцелярии Премьер-Министра.

Какую неточность допустил Крюков в своем ответе?

2) Ведущий телевизионной службы новостей, комментируя события дня, сказал следующее: «Премьер-Министр РК вызвал на заседание Правительства Председателя Национального банка РК и потребовал у него отчет о проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты».

Дайте правовую оценку этому сообщению.

3) Отвечая на вопрос о характере компетенции органов исполнительной власти, студент Жусупов отнес к органам общей компетенции Администрацию Президента РК, Правительство РК, Министерство юстиции РК, Министерство сельского хозяйства РК, Агентство РК по делам государственной службы, Комитет национальной безопасности РК. Свой ответ студент аргументировал тем обстоятельством, что организации, деятельность которых регламентируется нормативными актами, издаваемыми этими органами, находятся во всех административно-территориальных единицах.

Какие ошибки допущены Жусуповым? Перечислите известные Вам органы исполнительной вла­сти общей компетенции.

4) Проанализировав «Положение о Министерстве юстиции Республики Казахстан», утвержденное постановлением Правительства РК от 28 октября 2004 года, рассмотрите функции, основные направлениях дея­тельности, права, организацию деятельностиданного министерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

2. Закон РК от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах».

3. Закон РК от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах».

4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.И. Административное право. Учебник для вузов, 2-е издание. – М.: НОРМА, 2005.

5. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

6. Овсянко Д.M. Административное право. – М., 1999.

7. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. – М., 2003.

8. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

9. Юридические понятия и термины: Пособие по разъяснению юридических и административно-управленческих понятий / сост. Р.И.Ахметов. – Алматы: Аян Әдеті, 1999.

ВОПРОСЫ

1) Чем отличается акт управления от служебных документов?

2) Какие признаки характерны для методов государственного управления?

3) Каковы критерии классификации методов управления?

4) В чем отличие и взаимосвязь пра­вовых и неправовых форм управления?

5) Относится ли государственная регистрация и лицензирование отдельных видов деятельности к правовым методам управления?

6) Какие акты управления подлежат обязательной регистрации и почему?

7) Понятие и сущность правовых и неправовых форм управления.

8) Дайте характеристику перечисленным действиям: наложение дисциплинарного взыскания, проведение совещания, заключение договора, оформление опекунства;

9) Какие последствия может повлечь невыполнение требований акта государственного управления?

10) Понятие «ничтожного» и «оспоримого» правового акта управления. Следует ли государст­венному служащему исполнять распоряжение своего начальника, если он сомневается в правомерности приказа?

11) Кто может отменить или изменить противоречащий закону пра­вовой акт управления?

Дайте определения понятиям:

индивидуальные акты управления, методы

Наши рекомендации