Вопрос 23. Понятие и элементы административно-правовой организации государственного управления. Сферы государственного управления.
Административно правовая организация гос. управления –это закрепленная нормами административного права система субъектов (органов исполнительной власти гос. управления), призванных осуществлять гос. управления в экономической, социально-культурной, административно-политической, межотраслевой сферах, их статус включая управленческие связи и правовую ответственность субъектов управления.
Объект управления, субъект управления, управленческие связи.
Элементы управления:
1) Система органов исполнительной власти. Иные органы гос. управ.
2) 4 блока объединенных различного рода управления
3) управленческие связи, админ. Правовые отношения субъектов управления
4) Нормы админ. Права
5) Правовая ответственность субъектов управления
Повседневная государственно-управленческая деятельность осуществляется на различных уровнях и разнообразными исполнительными органами и их полномочными представителями (должностными лицами). Их общие задачи и функции связаны с проведением в жизнь государственной политики в исполнительно-распорядительном варианте (такую политику в иных вариантах проводят все другие органы государственной власти. Вместе с тем перед органами исполнительной власти действующее законодательство, а также подзаконные правовые акты (например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) ставят и более конкретные задачи с учетом особенностей порученных им сфер деятельности и характера их компетенции. Решение всех этих задач в своем практическом выражении означает, что государственно-управленческая деятельность призвана обеспечить организацию всех важнейших сторон нашей жизни.
Система управления – организованная совокупность субъектов исполнительной власти, объединяемых единством, целей государственно-управленческой деятельности и различающихся по своему конкретному функциональному и компетенционному назначению.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ исполнительная власть реализуется единой системой субъектов этой ветви государственной власти. Отсюда обоснован вывод о том, что системность в рассматриваемом смысле предполагает обеспечение: должной взаимосвязанности разнопрофильных и разноуровневых (например, федеральных, региональных и т.п.) исполнительных органов; рационального распределения между ними сфер деятельности и соответствующих им юридически властных полномочий; разумного сочетания необходимой централизации управленческих функций с реальной децентрализацией в процессе их реализации.
Структура управления означает внешнее проявление рабочего механизма исполнительной власти, в рамках которого на основе соответствующих административно-правовых норм происходит подразделение системы органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности.
Министерства транспорта промышленности и торговли, эконом развития, министерство финансов и другие связаны с экономической сферой. А министерства культуры, здравоохранения и т.п. находятся в иной, т.е. в социально-культурной, сфере и т.п.
Практически это есть проявление организационной группировки исполнительных органов, составляющих систему исполнительной власти, по предмету основного направления их практической деятельности, в рамках которого они призваны реализовать государственную политику. Это конкретное выражение структурной организации механизма исполнительной власти.Структурная организация государственного управления предполагает также традиционное распределение соответствующих объектов управления по отдельным отраслям и межотраслевым сферам деятельности.
Традиционно все отрасли государственного управления формируют три сферы государственного управления:
- экономическую (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, финансы, природные ресурсы, торговля);
- социально-культурную (образование, наука, культура, здравоохранение, социальная защита населения);
- административно-политическую (оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция).
-межотраслевая
Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции, как РФ, так и субъектов РФ.