Реформа солона и клисфена. Их полит.значение

На рубеже 6-7 в до нэ в Афинах обострились противоречия между эвпатридами и д емосом. Причина-неравенство в полит.правах. В 594г Архонт Солон проводит соц-полит реформу. 2части:

1.Экон.часть

А)процеес «стряхивания бремени»(долгов)-все долги отменялись

Б)Отменено и запрещено долговое рабство, все долговые рабы выкупались за счет гос-ва

В)Была разрешена купля-продажи земли

Г)Был установлен макс.размер землевладения у одного собственника

2.Соц-полит часть

А)Все свободное население страны наделялось полит.правами(право на участие в народных собраниях)

Б)Все свободное население на основе имущ.ценза поделено на 4 разряда:

1-высший(500 сотники)-имели до 500 медилен зерна

2-300

3-200

4-100

Т.о. благодаря реформе Солона были сглажены противоречие между демосом и эвпатридами, что стабилизировало соц-полит и эконом ситуацию в стране.

Во 2ой половине 6 в , архонт Клисфен, проводит новую соц-полит реформу. Цель- упразднение родоплеменных границ и создание новой административно-территориальной структуры гос-ва(вся тер-рия страны поделена на 10 крупных админ.единиц-филы, каждая из них по 3 триттии: 1-городская, 2-сельская, 3-приморская). Границы триттии и фил не совпадали с раннее существовавшими родоплеменными границами.

Благодаря реформам Солона и Клисфена удалось устранить противоречия между эвпатридами и демосом, ослабить кровные, родоплеменные связи. (Т.о. создав.объективные предпоссылки для утверждения демократ.форм правления в гос-ве).

Афины в период расцвета республики: соц.-пол.строй (в рабовладельческой демократии)

На рубеже 6 — 5 века д.н.э в Афинах утверждается республиканская форма правления с реальным участием всего свободного населения в управлении гос-ом (прямая демократия).

1) Высшим законодательным органом власти в стране не только юридически, но и фактически является Народное собрание, роль и авторитет которого значительно усиливался. Увеличивается количество собраний до 40 раз в год (раньше было всего 10). В связи с повышением роли Народного собрания вырабатывается регламент их деятельности. Для принятия важнейших решений вводится обязательный кворум - это минимальное количество членов представительного органа, при котором его решения является законными. В Афинах кворум составлял 20% от числа правоспособных граждан. По регламенту включались обязательные повестки дня. В частности не реже 1 раза в год должно было проводиться народное собрание по вопросу остракизму – это лишение гражданских прав и изгнание из страны, применялось как средство для сохранения демократии.

2) Высшим исполнительным органом в стране становится Совет Пятисот, который состоял из 500 человек избираемых по филам (по 50 от каждой филы) на срок в 1 год, с обязательным отчетом после окончания срока полномочий. Они избирались жребием. Совет Пятисот состоял из 10 комиссий, по 50 человек в каждой. Каждая комиссия реально управляла государством в течение 1 месяца .

3) Высший судебно-законодательный орган – Гелиэя. Гелиэя формировалась в результате жребия , так же как и совет пятисот, так же на 1 год и с обязательным отчётом после окончания срока полномочий . Единственное отличие от совета пятисот в том, что норма представительства от каждой филы — 600 человек.В составе гелиэя формировалось 10 судебных коллегий по 501 человеку в каждой, а остальные 90 человек были в качестве запасных, на случай если некоторые не могли участвовать в судебном процессе, а коллегия могла принимать решение только в полном составе.

Судебные дела для рассмотрения по коллегиям распределялись только в день заседания и обязательно по жребию.

В составе Гелиэи формировался еще один законодательный орган — Номофет, который формировался по жребию из состава Гелиэли и в количестве 1000 человек.

Помимо представительных органов в Афинах существовало более 200 выборных государственных должностей, большинство из них избиралось по жребию, но наиболее важные должности выбирались поименно с правом переизбрания (Стратеги-военноначальники, строитель городского водопровода).

Т.О. Афинское гос-во в период расцвета республики реально использовало форму правления в виде прямого народоправства. Практически все свободное мужское население участвовало в политической деятельности в той или иной степени. Опираясь на основополагающие демократические принципы (выборность, срочность, отчетность, подчинение меньшинства большинству).

Образование Древнеримского гос.-ва. Социально-полит.строй Дрримского гос-ва.

Государство начинает формироваться в 8 веке до н.э. на юго-западе Аппенинского полуострова в районе реки Тибр. По мнению римского мыслителя Варрона, Рим был основан в 753 году до н.э., что и послужило началом формирования Римского государства. Объединение 3 родственных племён этрусков, латинов, сабинов вокруг городского поселения Рим. К началу 7 века до н.э. территория Рима значительно возросла за счёт создания латинского союза, который занимал всю область Лациум. К концу 1 тыс. влияние Рима распространяется на весь Аппенинский полуостров и постепенно на близлежащие материки. В конце 4 начале 5 для удобства управления римская империя была поделена на 2 части: Западную Римскую империю со столицей Равенной и Восточную Римскую империю со столицей в городе Византий (он же Константинополь, он же Стамбул, он же Царьград).

Западная римская империя была разгромлена варварами в 476 году и распалась на несколько самостоятельных государств.

Восточная римская империя (Византия) просуществовала почти на 1 000 лет дольше и была разгромлена турками-сельджуками в 1453 году.

Соц-полит.строй.

Политический. Утверждалась форма правления в виде ранней монархии, с определенной особенностью:

1. Высший орган законодат.власти юридически является Народное собрание(комиции), право участвовать в которых имели все полноправные римские граждан

2. Высший законодательный орган(фактически)- совет старейшин(сенат)-300 человек

3. Глава гос-ва и исполнит.власти являлся избираемый пожизненно царь, носил титул рекс. В 7 веке римские рексы стремились к абсолютизации своей власти: передача власти по наследству(утвержд.династической власти). С 6 века рексам удается добиться права назначать своих приемников, но при обязательным и формальным согласием с сенатом.

В 509 году до нэ 7римский рекс Торквиний назначает себе приемника без утверждения сената(сенат с поддержкой комиции сверг Торквиния с престола и отправил в ссылку)

Т.о. заверш.первый период в истории римского гос-ва-ЦАРСКИЙ, начало перехода к периоду республики

Соц.строй. Население Рима делилось на 3 соц.категории:

1. Патриции- основатели и потомки основателей гос-ва (обладали гражд. и полит.правами, могли занимать любые гос.должности)

2. Плебеи- свободный римские граждане(добровольно вошедшие в состав гос-ва, имели гражд.права, неполноправные)

3. Клиенты- лично, добровольно зависимые(иностранцы), не рабы, т.к. : зависимость добровольная, не занимались производственным трудом, не являлись объектами права(не являлись вещью)

Условно 4 категория-рабы.

Наши рекомендации