Тема: «Понятие, предмет, источники конституционного права».
Тема: «Понятие, предмет, источники конституционного права».
Понятие и предмет конституционного права.
Термин КП может использоваться в трех самостоятельных и в тоже время связанных между собой значениях:
- как отрасль права, т.е. совокупность правовых норм, которыми устанавливаются конституционно-правовые отношения.
- Как юридическая наука, т.е. совокупность знаний, учений о каком-либо праве.
- Как учебная дисциплина, которая преподается в средних специальных и высших учебных заведениях.
Предмет отрасли права – это те общественные отношения, которые регулирует
данная отрасль права. Предметом КП являются наиболее важные общественные отношения, которые складываются во всех сферах общества.
КП рассматривается в качестве базовой отрасли права, т.к. его предметом являются общественные отношения, которые возникают при установлении основ конституционного строя. КП содержит также основополагающие принципы взаимоотношения личности и государства. Его нормы определяют процесс формирования права, закрепляют систему государственной власти и предусматривают формы собственности, виды юридических актов и принципы хозяйственной деятельности.
КП – ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственных органов.
Нормы конституционного права, их особенности.
Правовая норма – это первичный элемент всей системы права. Слово «норма» происходит от латинского и означает руководящее начало, правило, образец.
Правовая норма является разновидностью социальных норм.
Конституционно-правовая норма – правило поведения, регулирующее общественное отношение, установленное компетентным государственным органом и обеспечиваемое государственным принуждением.
Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.
Гипотеза – часть нормы права, которая содержит фактические данные, при наличии которых надо пользоваться данной нормой.
Диспозиция _ часть нормы права, которая содержит само правило поведения.
Санкция – часть нормы права, которая содержит меры ответственности за неисполнение диспозиции.
Конституционно-правовая норма имеет признаки, которые присущи всем нормам права:
- эти нормы исходят от государства и являются выражением воли государства;
- выражаются обычно в письменной форме.
Признаки, которые характерны для конституционно-правовых норм:
- особая сфера регулирования;
- свои источники (основной источник Конституция);
- учредительный базовый характер;
- субъектами являются не только граждане, но и существуют такие субъекты как народ, государство, избиратель, депутат и др.;
- особая структура.
Виды конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые институты.
Виды конституционно-правовых норм:
1. По юридической силе норм, они делятся в зависимости от того, в каком нормативном акте содержатся правила поведения.
2. По методу правового регулирования:
- убеждения:
- принуждения.
3. По характеру предписаний:
- управомачивающие:
- обязывающие:
- запрещающие.
4. По степени определенности содержащихся предписаний:
- императивные:
- диспозитивные.
5. По назначению в механизме правового регулирования:
- материальные:
- процессуальные.
6. По территории действия:
- республиканские:
- местные.
Конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые институты – это совокупность норм права, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу. (Институт президентства, институт прав и свобод, институт избирательного права, институт местных органов власти и др.). Четкой границы между институтами конституционного права провести нельзя, так как одна и та же норма права может относиться к разным институтам.
Тема: «Теоретические основы Конституции».
Тема: «Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Конституционно-правовые основ СНГ и Союза Беларуси и России».
Тема: «Конституционные основы правового статуса человека и гражданина».
Тема: «Гражданство Республики Беларусь».
Тема: «Избирательное право и избирательная система Республики Беларусь».
Образование избирательных комиссий.
Организацию и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии. Избирательным кодексом предусмотрена соответствующая система избирательных комиссий.
Избирательным кодексом определены сроки и порядок образования (вхождения в их состав представителей) избирательных комиссий.
Образование избирательных округов.
Избирательные округа – это избирательная территориальная единица. Они могут быть одномандатными (избирается один депутат) и многомандатными (избирается два и более депутатов). Избирательным кодексом РБ предусмотрено создание одномандатных избирательных округов.
Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей.
Образование избирательных участков.
Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам депутатов территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.
Участки для голосования образуются не позднее чем за два месяца до выборов и не позднее чем за 25 дней до референдума.
Предвыборная агитация.
Гражданам РБ, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, доверенным лицам кандидатов, инициативным группам, проводящим предвыборную агитацию, предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов.
Иностранные граждане не вправе принимать участие в агитации.
Агитация ( в том числе и призывы к бойкотированию выборов ) в день голосования не допускается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, сохраняются на прежних местах.
8. Голосование.
При выборах голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей не позднее, чем за 10 дней до выборов. Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия. В день проведения голосования, перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии.
Досрочное голосование осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов.
Система судебных органов.
Судебная система – это совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории РБ в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке.
Основным правовым актом, определяющим судебную систему, является Конституция РБ. Так, в ст.109 Конституции записано «Судебная власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.» Статья 116 Конституции определяет компетенцию Конституционного Суда, а статьи 110, 115 Конституции определяют компетенцию общих и хозяйственных судов.
Подробно систему судов и их компетенцию определяет Кодекс РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ». В статье 1 указано, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами РБ.
К общим судам в РБ относятся:
Верховный суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.
К хозяйственным судам относятся:
Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды.
В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий.
Систему общих судов возглавляет Верховный суд РБ как высший судебный орган, который осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов РБ. Этот надзор распространяется и на военные суды.
Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено – межгарнизонные суды; среднее звено – Белорусский военный суд. Высшее, третье звено – военная коллегия Верховного суда РБ.
Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому, следует различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относят к одному звену судебной системы. Например, все районные (городские) суды образуют первое звено судебной системы. Все областные суды и Минский городской суд образуют второе звено судебной системы. Верховный суд РБ образует высшее (третье) звено судебной системы.
Систему хозяйственных судов представляют Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей города Минска, а также специализированные суды, действующие в сфере хозяйственных отношений. На территории РБ в настоящее время действует названная система хозяйственных судов.
Конституционный суд РБ занимает особое положение в судебной системе РБ. У этого суда специфические полномочия. Он призван осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
По процессуальной компетенции суды разделяются на судебные инстанции.
Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу конкретного дела. Он исследует доказательства в судебном заседании, выносит решение. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд. Например, областной суд рассматривает дела и в качестве суда первой инстанции, хотя областной суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд второй (кассационной) инстанции на основании кассационного протеста прокурора или жалоб заинтересованных лиц проверяет законность и обоснованность решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Эти решения вступают в силу в течение десяти суток. В этот срок можно обжаловать (опротестовать) решение суда. Суд кассационной инстанции вправе отменить решение или прекратить производство по уголовному делу. Областные суды, Минский городской суд являются судами второй инстанции по отношению к районным (городским) судам.
В уголовном судопроизводстве широкое признание получил термин «надзорная инстанция». К ней относятся суды, наделенные правом проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу решений судов первой инстанции, а также решений судов кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции. Например, Верховный суд в отношении областных судов и Минского городского суда.
Суд высшей инстанции или вышестоящий суд занимает наиболее высоку4ю ступень по отношению к другим судам. К ним, в частности, относятся высший Хозяйственный суд, Верховный суд РБ.
Верховный суд РБ.
В соответствии с Кодексом РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ» Верховный суд РБ осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов РБ в порядке, установленном законодательством.
Верховный суд РБ состоит из:
- Председателя суда
- Первого заместителя Председателя
- Заместителей Председателя
- Судей Верховного суда
Верховный суд РБ действует в составе:
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ
- Военной коллегии Верховного суда РБ
- Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда РБ
- Президиума Верховного Суда РБ
- Пленума Верховного Суда РБ.
Согласно статье 84 Конституции РБ Президент РБ с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей РБ, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлениям Совета Республики.
Полномочия Верховного Суда РБ определены в Кодексе РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ», в соответствии с которым он:
1. в пределах своих полномочий рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами РБ.
2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства РБ, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного суда РБ являются обязательными для судов, иных оргаов и должностных лиц, применяющих закон.
3. Осуществляет контроль за исполнением судами РБ разъяснений Пленума Верховного Суда.
4. Вносит предложения в Конституционный суд о проверке конституционности тех или иных нормативных актов.
5. Оказывает помощь судьям по применению законодательства.
6. Решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РБ.
7. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Районный (городской) суд.
Основным звеном в системе общих судов является районный (городской) суд, который рассматривает основную часть гражданских, уголовных и административных дел.
Для районных (городских) судов вышестоящими судами являются областные и Минский городской суд. Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов осуществляет Министерство юстиции РБ и Управление юстиции областей и города Минска, которые в то же время не вправе вмешиваться в судебную деятельность по отправлению правосудия.
В соответствии с Кодексом РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ» районные (городские) суды состоят из:
- председателя суда;
- судей;
- судей по административным делам;
- судей по исполнительным производствам.
При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда. Число судей зависит от количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представления, поступающими для рассмотрения в данный суд.
Все судьи и председатель вправе рассматривать любое дело, подсудное данному суду. Председатель суда распределяет дела между судьями, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению жалоб и заявлений, организует работу судебных исполнителей и аппарата суда.
Кодекс РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ» определяет полномочия районного (городского) суда. В соответствии с этой статьей районные (городские) суды рассматривают все гражданские, уголовные и административные дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов.
В состав одного судьи рассматриваются дела об административных правонарушениях и дела, вытекающие из исполнительного производства, а также уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, до десяти лет – по ходатайству обвиняемого.
В составе трех судей рассматриваются уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, а также гражданские дела в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством.
Областные, Минский городской суды.
Областные, Минский городской суды являются вторым звеном судебной системы общих судов РБ. Они функционируют в каждой области и в г. Минске. Эти суды находятся между районными (городскими) судами и Верховным судом. Они наделены широкими полномочиями. Так, согласно Кодексу РБ «О судоустройстве и статусе судей в РБ » эти суды:
1. Рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства.
3. Изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
4. Осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Областные и Минский городской суды являются вышестоящими судами по отношению к районным (городским) судам, осуществляют надзор за деятельностью последних.
Областные, Минский городской суды состоят из:
- Председателя суда
- Заместителей председателя суда
- Председателей судебных коллегий
- Членов суда.
Все они действуют в составе президиума суда и двух судебных коллегий - судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным судам.
Коллегии рассматривают дела по первой инстанции и в кассационном порядке (когда приговор районного суда не вступил в законную силу).
Президиум суда рассматривает дела в порядке надзора по протестам на кассационные определения этого суда и на вступившие в законную силу приговоры районных ( городских ) судов.
Хозяйственные суды в РБ.
Хозяйственные суды в РБ являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией РБ в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами РБ, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Хозяйственные суды являются юридическими лицами и составной частью судебной системы РБ. Единую систему хозяйственных судов составляют:
1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
2. Хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды ( по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Высший Хозяйственный суд РБ возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров.
Основными задачами Хозяйственного суда являются:
- обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности путем осуществления правосудия;
- обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
Высший Хозяйственный Суд РБ состоит из судей высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя высшего Хозяйственного Суда РБ, первого заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом. Количественный состав Высшего Хозяйственного суда устанавливается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Высший Хозяйственный Суд РБ действует в составе:
- Пленума Высшего Хозяйственного Суда
- Президиума Высшего Хозяйственного Суда
- Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов
- Судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.
В высшем Хозяйственном Судей действует также квалификационная коллегия судей.
Пленум высшего Хозяйственного суда решает важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов и действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного суда, первого заместителя и заместителей Председателя, судей высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов областей.
Полномочия Высшего Хозяйственного суда РБ определяются в ст.12 закона РБ «О хозяйственных судах в РБ», в соответствии с которой он:
1. рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные ХПК к его подсудности.
2. Рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов.
3. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
4. Изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
5. Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
6. Осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт их работы.
7. Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РБ, Законом РБ «О хозяйственных судах в РБ» и другими законодательными актами.
Тема: «Понятие, предмет, источники конституционного права».