Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники. Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами Конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.
Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его поли-тическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:
1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;
2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы
правового положения личности, т. е. права и свободы граждан);
3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;
4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.
Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обя-зывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституци-онного права (например, ст. 58 Конституции РФ: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В Конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для оп-ределения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Кон-ституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих спо-собностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности"). В Конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").
Обязывание и запрещение как методы конституционно-правового ре-гулирования осуществляются на основе субординации, т. е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал. Метод дозволения осуществляется на основе координации. Этот метод регулирования заклю-чается в том, что субъектам конституционных правоотношений предоставляются права на собственные активные действия в пределах закона.
Субъекты конституционного права:
1) граждане; .
2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);
3) государственные органы;
4) органы местного самоуправления;
5) общественные объединения;
6) территориальные образования.
Источники конституционногo права:
1) Конституция (Основной Закон);
2) федеральные конституционные законы;
3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, со-ставляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ);
4) законы субъектов Федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);
5) подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента, поста-новления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного Права.
Особенности норм конституционного права:
1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный ха-рактер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: 'Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
2. Как правило, нормы Конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.
3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической си-лой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т. е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение со-ставляют нормы международного права, которые имеют приоритет по от-ношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы лич-ности, прав человека и гражданина.
4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т. е.
определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.
Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.
Виды норм конституционного права:
1) нормы-принципы (содержат наиболее общие положения правового
регулирования (например, гл. 1 Конституции РФ);
2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);
3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установ-ки на перспективу развития общества);
4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);
5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования орга-нов государства и крут их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).
Констнтуционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т. е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.
Конституционно-правовые отношения образуют систему конституци-онного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаи-модействии друг с другом.
Правовой институт конституционного права - это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.
Конституционное право состоит из следующих правовых институтов: 1) государственного и общественного устройства;
2) правового положения личности в обществе (права и свободы Граждан);
3) политического многообразия и многопартийности;
4) парламентаризма;
5) президентства;
6) гражданства.
Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

12 Основы конституционного строя Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, как основной закон государства провозглашает конституционные основы государственной и общественной жизни страны.

Российская Федерация — демократическое государство. Конституция России провозглашает РФ демократическим государством с Республиканской формой правления. Это означает, что единственным источником государственной власти в РФ является весь народ государства, который принимает реальное участие в управлении государственными делами. Принцип народовластия является важнейшей составной частью основ конституционного строя России. Отсюда следует, что высшие органы государственной власти (Президент и Парламент) формируются путем свободных, демократических выборов. Однако народовластие в правовом государстве неразрывно связано сгражданским обществом. Поэтому Конституция РФ провозглашает одной из важнейших целей народа — формирование гражданского общества. Государство в гражданском обществе обязано всемерно поддерживать и развивать инициативу граждан. Оно должно всемерно способствовать единению власти и граждан, оберегать покой и безопасность личности.

Россия — правовое государство. Это означает, что для России главной целью является обеспечение прав и свобод человека. Для Российской Федерации характерен демократический политический режим, -. признаками которого является: наличие широких прав и свобод, предоставляемых гражданам государства, широкие гарантии этих прав и официальное признание оппозиции политическим партиям находящимся у власти в государстве.

Принцип, провозглашающий человека высшей ценностью в государстве и обществе. Это принцип положен в основу действующей Конституции РФ. В Российской Федерации в основу государственности заложены гуманистические идеи, провозглашающие незыблемость и не отчуждаемость прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство ответственно перед гражданином в вопросе соблюдения его прав и свобод и обязано создавать все условия для свободного развития личности. Оно возлагает на себя обязанность обеспечивать социальную стабильность, охранять жизнь, честь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность гражданина. Одновременно Конституция РФ возлагает и на гражданина обязанности перед государством.

'Россия — суверенное государство. К конституционным основам строя относится также и то, что Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Начало государственной независимости Российской Федерации было положено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Суть государственного суверенитета заключается в верховенстве и полноте власти государства на всей территории страны. Проявлениями государственного суверенитета является верховенство, единство и независимость государственной власти. Единственным ограничением верховенства государственной власти в РФ может быть только право.

Верховенство государственной власти означает, что государственная власть в России ничем не ограничена, кроме Конституции РФ, естественного права и законов. Это предполагает отсутствие на территории государства других параллельных властных структур, противопоставляющих себя законно существующей государственной власти. Все другие виды власти в обществе находятся в подчиненном положении по отношению к государственной власти. Конституция РФ предусматривает правовой механизм, препятствующий узурпации государственной власти кем бы то ни было. В Конституции говорится, что "никто не может присваивать власть в Российской федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ст.З).

Единство государственной власти означает принадлежность государственной власти совокупности государственных органов олицетворяющих государственную власть в РФ.

Независимость государственной власти означает, что в решении государственных вопросов касающихся внутренней и внешней политики государство ничем не ограничено в своей самостоятельности. Проявлением суверенитета Российского государства является его неотъемлемое право объединяться с другими государствами в союзы. Федерализм. Важнейшей основой конституционного строя России является федерализм как принцип государственно-территориального устройства и как форма территориальной демократии, т.е. самоопределения и самоуправления народов в составе Российской Федерации.

В составе России 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, одна автономная область и 10 автономных округов.

Социальное государство. В основу конституционного строя РФ положено законодателями также то, что в соответствии с Конституцией Россия является социальным государством. Социальная направленность государства проявляется в том, что его социальная политика служит человеку, т.е. она направлена на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Экономическая основа РФ — частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. В конституционные основы входит также признание Конституцией РФ наряду с другими видами собственности (государственной, муниципальной, коллективной, арендной, кооперативной, акционерной, смешанной) частной собственности. Конституция провозглашает равную защиту всех форм собственности. Это является коренным отличием Конституции 1993 года от прежних конституций нашего государства.

Разделение властей. Важнейшей составляющей основ конституционного строя РФ является то, что в основу построения и осуществления государственной власти в России положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть разделения властей заключается в относительной самостоятельности государственных органов принадлежащих к определенной ветви власти в своей деятельности. Разделение властей предполагает также возможность государственного органа противопоставить собственное мнение мнению другого органа, принадлежащего к другой ветви власти, в четком распределении полномочий между государственными органами и возможности противостоять захвату власти одной из ветвей, государственным органом или должностным лицом. Конституция гарантирует невмешательство государственных органов различных ветвей власти в компетенцию друг друга.

Правовые начала местного самоуправления. Конституционные положения, закрепляющие правовые начала местного самоуправления также составляют основы конституционного строя. Органы местного самоуправления по Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти и наделены самостоятельностью в решении вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются, например, городская дума, муниципальный комитет, глава администрации, мер, староста и т.д.

Политический плюрализм и идеологическое многообразие также положены в основы конституционного строя РФ. Это предполагает многообразие политических институтов, идеологий и мнений. Одновременно конституция запрещает возведение, какой-либо идеологии в ранг государственной и допускает существование различных политических партий и политических течений.

Россия — светское государство. Конституция провозглашает Россию светским государством и запрещает признание какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. Церковь отделена от государства и не может выполнять государственные функции.

Верховенство закона. И, наконец, верховенство закона также заложено в основы конституционного строя российского государства. Это значит, что государственные органы и должностные лица связаны законом и все издаваемые ими правовые акты должны соответствовать Конституции РФ и законам России.

13. Высший законодательный орган РФ - это Федеральное Собрание. Государственная Дума входит в его состав.

Конституция РФ

Статья 94
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально - экономического развития субъекта Российской Федерации;
в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально - экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;
ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Наши рекомендации