Тема 1. Понятие, предмет, источники конституционного

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р.М. ДЗИДЗОЕВ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебное пособие

Краснодар

Министерство образования и науки Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р.М. ДЗИДЗОЕВ

Учебное пособие

Краснодар

Тема 1. Понятие, предмет, источники конституционного - student2.ru 2017

УДК 342(4/9)(075.8)

ББК 67.400(3)я 73

Д 435

Рецензенты:

Доктор юридических наук, доцент

С.А. Жинкин

Кандидат юридических наук, доцент

О.А. Ковтун

Дзидзоев, Р.М.

Д 435 Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Р.М. Дзидзоев. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. – 116 с. – 500 экз.

ISBN 978-5-8209-1362-4

Издание включает календарно-тематический план, программу курса, лекционный курс, планы семинарских занятий, задания, тесты, контрольные вопросы к зачету.

Адресуется студентам дневной и заочной форм обучения по направлению подготовки 030900 – Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

УДК 342(4/9)(075.8)

ББК 67.400(3)я 73

ISBN 978-5-8209-1362-4 © Кубанский государственный университет, 2017
  © Дзидзоев Р.М., 2017  

Тема 1. Понятие, предмет, источники конституционного - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

Конституционное (государственное) право занимает ведущее место в правовой системе национального права зарубежных стран. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если не находит опоры в конституционных принципах и нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Как ведущая отрасль права, конституционное право зарубежных стран изучается в числе первых юридических дисциплин. Дисциплины, обязательные для предварительного изучения: теория государства и права, история зарубежного государства и права; конституционное право России.

Без знания конституционного права, его предмета, основных институтов, источников и закономерностей невозможна успешная профессиональная деятельность во всех юридических сферах. Теория конституционного права способствует формированию целостного юридического мировоззрения, зрелой конституционной культуры, подлинной гражданственности.

Изучение зарубежного конституционного права необходимо для сравнения отечественных конституционных институтов с зарубежными, позволяет глубже понять природу российского конституционного права, его места в мировом конституционном процессе, убедиться в преимуществах и недостатках конституционного опыта своей страны.

Цель дисциплины – сформировать у студентов системные и устойчивые знания о содержании и особенностях конституционной организации ведущих государств мира.

Задачами дисциплины являются:

– обсуждение и прочное усвоение студентами вопросов теории конституционного права зарубежных стран;

– изучение зарубежного законодательства; исследование зарубежной конституционной практики;

– приобретение студентами навыков самостоятельного исследования связей политической действительности в зарубежных странах с конституционным законодательством;

– прогнозирование конституционно-правового развития зарубежных стран.

Дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» относится к вариативнойчасти обязательных дисциплин блока Б3.В.ОД.3 «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Дисциплины, в которых используется материал данного курса: административное право, муниципальное право; парламентское право; избирательное право.

При изучении конституционного права зарубежных стран бакалавры приобретают навыки самостоятельного исследования связей политической действительности в зарубежных странах с конституционным законодательством; прогнозирования конституционно-правового развития зарубежных стран в целом и по отдельным институтам. Результатом обучения является формирование у студентов системных и устойчивых теоретических и практических знаний о природе и механизме функционирования государственной власти и местного самоуправления в зарубежных странах.

В предлагаемом издании учитывается специфика бакалавриата как первой ступени высшего образования, предполагающей последующее углубленное изучение проблемных аспектов конституционного права в рамках магистратуры.

Структурно учебный курс состоит из Общей части и Особенной части. В Общей части исследуются основные институты зарубежного конституционного права в собирательном и сравнительном виде: конституция, гражданство, права человека, парламент, глава государства, правительство и т. д., а в Особенной части дается конституционная характеристика отдельных стран.

Однако особенная часть в силу обилия зарубежного конституционного опыта носит только выборочный характер. Предпочтение отдается странам, располагающим показательным конституционным опытом, странам традиционной демократии с устойчивым конституционным режимом. Это в первую очередь такие прославленные страны западной демократии, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия. Этот перечень хотя и ограниченный, но с точки зрения государственных форм весьма представительный: в него входят и монархии, и республики в разнообразной вариации – президентская, парламентарная и смешанная, список включает и федеративные (Германия), и унитарные государства.

Названные страны располагают первичным конституционным опытом, они первыми освоили традиционные конституционные ценности. Скажем, институты президентства, федерализма и конституционного контроля в целостном виде были открыты Соединенными Штатами Америки, институты парламентаризма, импичмента, суда присяжных, местного самоуправления имеют британское происхождение.

ПРОГРАММА КУРСА

Права зарубежных стран

Понятие конституционного права. Конституционное право – ведущая отрасль национального права зарубежных стран. Термины «конституционное право» и «государственное право».

Предмет регулирования конституционного права. Общие черты конституционного права и его особенности в отдельных странах и их группах.

Конституционно-правовые отношения в зарубежных странах. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. Классификация конституционно-правовых отношений.

Метод конституционно-правового регулирования в изучаемых странах и его особенности. Виды конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые институты.

Источники конституционного права зарубежных стран. Виды источников и их особенности в различных странах. Соотношение их юридической силы. Влияние международной интеграции и международного права на политические институты и конституционное право различных стран.

Основные тенденции развития конституционного права зарубежных стран. Факторы, определяющие развитие конституционного права. Эволюция конституционного права стран Восточной Европы, СНГ и Балтии.

Конституционное право зарубежных стран как наука, её юридический и политический характер. Предмет и методы изучения.

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина, ее задачи и объем.

Рекомендуемая литература

Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник. 4-е изд. М., 2014.

Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М., 2014.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М., 2014.

В зарубежных странах

Права человека в конституционном праве. Права человека и права гражданина. Эволюция конституционных прав и свобод. Субъекты конституционных прав и свобод. Особенности конституционных формулировок, провозглашающих права и свободы. Соотношения прав и свобод с обязанностями и ответственностью.

Гражданство (подданство). Понятие гражданства, его влияние на объём прав, свобод и обязанностей человека. Способы приобретения и прекращения гражданства. Двойное гражданство.

Режим иностранцев и лиц без гражданства. Убежище, высылка из страны, выдача иностранному государству.

Равноправие. Равенство перед законом и судом. Расовая, национальная и иная дискриминация.

Конституционные права, свободы и обязанности: личные, политические, социально-экономические, социально-культурные. Их конкретное содержание и возможности реализации.

Гарантии прав и свобод. Значение материальных и политических гарантий. Конституционные и иные юридические гарантии; судебная и иная юридическая защита прав и свобод.

Рекомендуемая литература

Башимов М. Институт омбудсмана в странах СНГ и Балтии // Журнал российского права. 2004. № 5.

Лукин В.Е. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22.

Сниткова А.Л. Институт омбудсмана: опыт стран Латинской Америки // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2.

Чуксина В.В. Новый омбудсман по вопросам равенства (шведский опыт борьбы с дискриминацией) // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3.

В зарубежных странах

Понятие формы правления. Причины многообразия форм правления.

Монархия: понятие и виды. Эволюция монархий. Абсолютная монархия: понятие и основные признаки. Конституционная (ограниченная) монархия: дуалистическая и парламентарная монархия.

Республиканская форма правления, ее разновидности. Президентская республика. Парламентарная республика. Смешанные формы государственного правления. Президентско-парламентарная республика.

Рекомендуемая литература

Нечкин А.В. К вопросу о формах правления в странах СНГ // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12.

Черкасов А.И. Президенционализм и парламентаризм в странах современного мира // Государство и право. 2012. № 9.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современных странах // Государство и право. 1994. № 1.

Зарубежных стран

Понятие государственного устройства и его форм.

Унитарная форма государственного устройства. Простое, сложное унитарное государство. Автономия в составе унитарного государства. Политическая автономия, административная автономия.

Федеративная форма государственного устройства. Особенности зарубежных федераций. Федеральная территория. Статус субъектов зарубежных федераций, их представительство в федеральных органах государственной власти. Вопросы компетенции в федеративном государстве.

Федеральное принуждение в зарубежных странах. Формы федерального принуждения.

Рекомендуемая литература

Бойко Б.И. Федеративные государства: европейский опыт // История государства и права. 2008. № 7.

Ирхин И. Канадский федерализм: проблемы конституционного регулирования взаимоотношений центра и регионов // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 6.

Национально-территориальная автономия в Китайской Народной Республике // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Чжэн Кай. Национально-территориальная автономия в КНР: законодательное регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 9.

Устройства Великобритании

Политическая система. Партийная система и политические партии.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина и его гарантии.

Избирательная система. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные округа и система распределения мандатов.

Парламент, его структура. Полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения палат. Законодательный процесс.

Монарх. Его юридические и фактические полномочия, политическая роль. Порядок престолонаследия.

Правительство и кабинет. Порядок формирования и ответственность. Правовой статус и роль премьер-министра. Правительственный аппарат.

Политико-административное устройство. Статус Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.

Конституционные основы судебной системы.

Рекомендуемая литература

Иванова И.К. Палата лордов на рубеже ХХI века // Государство и право. 2003. № 6.

Касымов И.В. Избирательная система Великобритании: проблемы перехода к новой модели // Право и политика. 2010. № 2.

Тимошенко И.Г. Парламентский контроль в Великобритании // Журнал российского права. 2000. № 9.

Фоков А.И. Разделение властей в современной Франции и Англии // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 1.

Элиот М. Великобритания: двухпалатный парламент, суверенитет и неписаная конституция // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 3.

Соединенных Штатов Америки

Конституционное развитие США. Конституция США и порядок её изменения. Содержание конституционных поправок. Конституции штатов.

Политическая система. Партийная система и политические партии.

Конституционный статус человека и гражданина, его содержание и гарантии. Билль о правах.

Избирательная система. Активное и пассивное избирательное право. Первичные выборы (праймериз). Окончательное определение кандидатов. Избирательные округа. Системы распределения мандатов. Порядок выборов президента, вице-президента, конгрессменов и сенаторов.

Конгресс. Полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения его палат.

Президент. Полномочия, акты, порядок замещения должности в случае досрочной вакансии. Институт вице-президента.

Кабинет. Исполнительное управление. Федеральный чиновничий аппарат.

Верховный суд. Порядок формирования и полномочия. Судебная система США и её особенности. Система конституционного надзора.

Федерализм США. Правовое положение штатов и их взаимоотношения с Союзом. Положение федерального округа. Зависимые территории. Политико-административное устройство штатов.

Органы штатов и местное самоуправление. Системы городского самоуправления.

Рекомендуемая литература

Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. М., 2001.

Бойцова Л.В., Цаликова М.Б. Импичмент Президента США У. Клинтона // Правоведение. 2004. №5.

Брежнев О.В. Американская модель судебного конституционного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6.

Диасамидзе Д.М. Сущность и особенности Конституции США // Правоведение. 2009. № 2.

Домрин А.Н. Конституционная процедура импичмента в США // Журнал российского права. 2004. № 7.

Дудко И.А. Конституционное закрепление принципа равенства в США // Государство и право. 2016. № 11.

Иванова В.С. Институт импичмента и правовой статус Президента США // Конституционное и муниципальное право. 2004. №1.

Лафитский В.И. Конституционные основы федерализма в США // Журнал российского права. 2007. № 3.

Лафитский В.И. Конституционный строй США. М., 2011.

Сафонов В.Н. Конституция США и социально-экономические права граждан. М., 2007.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

1. Конституционное право зарубежных стран:

Понятие и предмет

Зарубежных стран

Форма правления представляет собой элемент формы государства, характеризующий организацию его верховной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними.

Существуют две основные формы государственного правления: монархическая и республиканская, имеющие свои разновидности.

Зарубежных стран

Государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается способ территориальной или национально-территориальной организации государства, характер взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти.

Традиционно различают две формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Унитарным является вполне единое государство, части которого не достигают государственной самостоятельности. Федеративное государство есть государство сложное, полимерное, состоящее из ряда государств или государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Некоторые авторы в классификацию форм государственного устройства включают так называемую конфедерацию. Однако конфедерация – форма не государственного, а межгосударственного устройства, т.е. область не внутреннего, а международного права. Если федерация – это союзное государство, то конфедерация – это союз государств, каждое из которых обладает полным суверенитетом. Конфедерация, будучи явлением международного порядка, не входит в предмет нашего курса, тем более в чистом виде конфедерация в мире не сохранилась. Последней по времени была Сенегамбия, которая в 1982 г. сложилась из двух дотоле независимых государств – Сенегала и Гамбии, а спустя несколько лет, в 1989 г., распалась на те же два государства, сегодня существующие самостоятельно.

Примечательно, что современная Швейцария носит официальное название (на французском языке) «Швейцарская конфедерация», что является лишь данью традиции, государственным атавизмом, поскольку с середины XVIII столетия Швейцария является типичной и даже классической федерацией.

Унитарное государство

Унитарная форма государственного устройства (от лат. unitas – единство) численно преобладает. Отдельные государства в конституциях прямо именуют себя унитарными образованиями (Испания).

Но унитарное государство, по природе единое и неразделенное, не исключает региональной автономии, т. е. внутреннего самоуправления, которое подчас приобретает широкие пределы, сравнимые с правами субъектов федерации. Скажем, автономные единицы Италии или Испании во внутренних делах пользуются не меньшей свободой, чем субъекты латиноамериканских федераций.

Сегодня многие государства, относимые к разряду унитарных, имеют сложную территориальную организацию, допускающую широкую внутреннюю автономию, что сближает их с государствами федеративными. Подобные государства именуют сложными унитарными государствами, основанными на внутренней автономии.

Автономия в унитарных государствах носит главным образом этнотерриториальный характер, предоставляется территориям с особым национальным составом и предполагает создание органов автономной власти и собственную юрисдикцию в местных делах. Но власть любой территориальной автономии является негосударственной публичной властью, региональной формой организации единой государственной власти.

Статус автономных образований обычно устанавливается специальными законами (так называемыми автономными статутами), принимаемыми законодательными органами автономной единицы и утверждаемые общегосударственным парламентом.

В зависимости от уровня самостоятельности выделяют две разновидности автономии – политическую и административную.

Автономия политическая имеет некоторые признаки государственности, сближается со статусом субъекта федерации. В подобной автономии наличествует местный парламент, обладающий законодательной властью в вопросах местного значения и формирующий местный орган исполнительной власти. Однако собственных судов такие автономии, как правило, не имеют, в государстве существует единая судебная система. Нередко такие автономии имеют свое особое представительство в центральном парламенте. Наличие собственной конституции для таких автономий не характерно. Национальный язык может иметь статус официального, как, например, каталонский в Испании.

Примеры подобной автономии весьма многочисленны, редкая страна с полиэтническим составом обходится без внутренней автономии. В Датском королевстве, например, подобной автономией пользуются Гренландия и Фарерские острова. У них есть собственные мини-парламенты, формирующие местные правительства. В датский парламент от Фарерских островов и от Гренландии избираются по два депутата, представляющие автономные территории. Центральную власть в Гренландии и на Фарерах представляют верховные комиссары. Сама Дания является членом Европейского союза, а вот Гренландия и Фарерские острова на референдумах отказались от участия в ЕС. Они заключают с Европейским союзом отдельные договоры, которыми регулируется их сотрудничество с входящими в ЕС странами.

Внутренней автономией располагают Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами. Жители островов выбирают свой представительный орган – ландтаг. От Аландских островов в парламент Финляндии избирается один депутат. Хотя в Финляндии шведов насчитывается не более 6–7%, шведский язык имеет статус государственного наряду с финским. Жители Аландских островов не призываются на военную службу. Центральное правительство представлено на островах губернатором, который назначается президентом совместно со спикером местного парламента.

Автономным статусом обладают многие территории Испании: Страна Басков, Каталония, Андалусия, Канарские острова – всего 17 областей, каждая из которых имеет свою законодательную ассамблею, формирующую местное правительство.

Автономным статусом в Великобритании обладают Шотландия, Северная Ирландия, имеющие свои законодательные ассамблеи. В Северной Ирландии имеется двухпалатный парламент и кабинет министров во главе с премьером. Английская корона представлена губернатором.

Примерами политической автономии выступают также французская Корсика, Азорские острова в Португалии.

Автономия административная всравнении с политической выглядит более ограниченной, умеренной. Административная автономия не обладает законодательной властью, хотя ее представительные органы издают нормативно-правовые акты по вопросам местного ведения. В районах административной автономии местный язык может использоваться в судопроизводстве, в школьном обучении. Аборигенное население имеет преференции при формировании местного управленческого аппарата, ему выделяются определенные квоты на рабочие места.

Примерами административной автономии являются Гагаузия в Республике Молдова, Воеводино в Сербии, Уэльс в Великобритании.

Наибольшее число административных автономий (более сотни) насчитывается в Китайской Народной Республике: Внутренняя Монголия, Тибетский автономный район и др. Площадь автономии занимает 64% территории государства. В Китае созданы три ступени автономии: автономные районы, автономные округа и автономные уезды.

Существуют унитарные государства, которые целиком состоят из автономных сообществ. Это унитарные государства с выраженными элементами федерализма, своего рода полуфедеративные государства, которые еще называют регионалистскими, иногда квазифедерациями.

К их числу относится, например, Италия, состоящая из областей, имеющих выборные и исполнительные органы и наделенных собственной законодательной властью. Области формируют верхнюю палату итальянского парламента – Сенат и участвуют в выборах главы государства.

Однако от субъектов федерации подобные автономии отличаются наличием в них представителя центральной власти, своего рода наместника с обширными надзорными полномочиями. В Италии, например, таким представителем выступает правительственный комиссар, визирующий областные законы.

Наряду с автономией территориальной в ряде стран функционирует автономия культурно-национальная. Эта автономия предполагает культурное самоопределение разрозненных этнических меньшинств в пределах одного государства безотносительно к месту жительства в форме, например, национальных культурных обществ и союзов. Национально-культурная автономия может иметь организационные формы: в Финляндии, Швеции, Норвегии созданы саамские парламенты как организационная форма самоопределения северного народа.

За автономией не признается право сецессии, т. е. отделения, хотя попытки сецессии предпринимаются. Так, 30 сентября 2012 г. в испанской Каталонии прошел референдум о независимости, поддержанный подавляющим большинством населения, однако Мадрид не признал за референдумом юридической силы.

18 сентября 2014 г. в Шотландии прошёл референдум о независимости Шотландии, по результатам которого 55,3% голосовавших выразили желание остаться в составе Великобритании.

Федеративное государство

Федерация (от лат. foedus – союз, договор) – более редкая форма государственного устройства, включающая порядка 25 федеративных государств.

Количественный состав федераций самый разнообразный – от двух (Танзания) до 50 в США. Разнообразным является и название субъектов федерации: штаты в США, Индии, Бразилии, Австралии, Эфиопии, Мексике; провинции в Канаде, Пакистане, Аргентине; земли в ФРГ, Австрии; кантоны в Швейцарии, даже острова в Федеративной Исламской Республике Каморские Острова.

Отдельные федерации имеют сложную внутреннюю конфигурацию. Так, Республика Босния и Герцеговина, будучи федеративным, состоит из двух государств, одно из которых является унитарным – Республика Сербия, другое федеративным – Федерация Боснии и Герцеговины (так называемая мусульманско-хорватская федерация), т. е. одна федерация входит в состав другой. В Бельгии наличествует два вида субъекта федерации: сообщества и регионы. В Бельгии имеется 3 языковых сообщества: французское, фламандское и германоязычное и 3 региона: валлонский, фламандский и брюссельский.

Большинство зарубежных федераций создавалось централизованным путем, актами центральной власти, как бы сверху (так называемая конститутивная федерация), договорный порядок является скорее исключением. Таким исключением служит, например, Танзания, которая в 1964 г. была создана на основе договора об объединении Танганьики и Занзибара.

В то же время зарубежные федерации предусматривают возможность договорных отношений как вертикального, так и горизонтального порядка. Так, согласно австрийской конституции федерация и субъекты могут заключать между собой соглашения по вопросам своей компетенции. Соглашения земель между собой могут касаться только вопросов их собственной компетенции. При этом на такие соглашения распространяются международно-правовые принципы.

Зарубежные федерации строятся, как правило, по естественно-географическому принципу, без учета этнического фактора. Однако некоторые из них в своей организации выражают национально-лингвистические начала, например, Канада, включающая франкоязычную провинцию Квебек, Бельгия, объединяющая 3 этнических сообщества, Индия, Эфиопия.

Территория федерации слагается главным образом из территории ее субъектов, но в некоторых федерациях выделяется так называемая федеральная территория, находящаяся под юрисдикцией центральной власти. В США, например, помимо штатов, существует федеральный округ Колумбия, в котором расположена столица США – Вашингтон; подобный федеральный округ есть в Мексике – Мехико, в Бразилии, в Аргентине. В Индии имеется 25 штатов и 7 союзных территорий. Федеральные территории могут иметь свои представительные и исполнительные органы государственной власти, даже представительство в федеральном парламенте, участвовать в федеральных делах. Так, федеральный округ Колумбия в США кооптирует одного делегата с правом совещательного голоса в палату представителей американского конгресса. Округ избирает 3 выборщиков на президентских выборах. Но федеральные территории нигде не достигают самостоятельности субъектов федерации.

Зарубежные федерации полагаются симметричными, поскольку объединяют одноименные и равноправные субъекты. В то же время в отдельных федерациях (ФРГ, Австрия, Индия) субъекты имеют неравное представительство в федеральном парламенте, пропорциональное численности населения субъекта, что сказывается на их фактическом статусе.

В некоторых федерациях отдельные субъекты имеют эксклюзивный статус. В Индии штат Джамму и Кашмир единственный из всех субъектов индийского союза имеет собственную конституцию, пользуется территориальной неприкосновенностью, территорию штата нельзя изменить без его согласия, федеральный президент может ввести чрезвычайное положение на территории этого штата лишь после консультаций с правительством штата.

Парламенты зарубежных федераций являются, как правило, двухпалатными, в которых верхняя палата служит органом представительства субъектов федерации.

Представительство субъектов федерации может быть равным и неравным. Равное представительство существует в США, где субъекты федерации – штаты имеют в Сенате по два представителя каждый, избираемых населением штатов на базе двухмандатных мажоритарных округов. Таким образом, американский сенат насчитывает 100 членов.

В Федеративной Республике Германии, напротив, представительство субъектов в верхней палате федерального парламента (Бундесрате) является неравным: от 3 до 6 представителей в зависимости от численности населения земли.

Обычно субъекты обладают собственной учредительной властью, имеют свои конституции. Но есть федерации, члены которых лишены своих конституций, это Индия (за исключением Джамму и Кашмир), Пакистан, Малайзия, Нигерия. В отдельных федерациях конституции субъектов утверждаются федеральной властью (Швейцария).

Повсеместно субъекты федерации располагают законодательной властью, при этом, однако, обеспечивается приоритет федеральных законов с учетом размежевания компетенции. Так, в Конституции Германии сказано, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель.

В одних федерациях существует только федеральное гражданство (Индия, Малайзия, Канада), в других наряду с федеральным допускается гражданство субъектов, которое, разумеется, совмещено с гражданством союзным (США, ФРГ, Австрия).

Субъекты зарубежных федераций обладают собственной территорией, неприкосновенность которой гарантируется. Границы субъектов изменяются, как правило, с их согласия. В Конституции Швейцарии говорится, что любое изменение территории какого-либо кантона передается на одобрение соответствующих кантонов.

Но границы субъектов западных федераций являются лишь административными, они не препятствуют свободному движению людей, товаров, денежных средств, федеральные конституции запрещают установление внутренних таможенных и иных барьеров, нарушающих свободный режим сообщения. В Конституции Австрии записано: «Внутри Федерации не могут устанавливаться таможенные и иные транспортные ограничения».

В своем государственном устройстве субъекты федераций в основных чертах уподобляются федеральной власти, копируют ее организацию. В то же время государственное устройство субъектов федерации может отклоняться от федеральных схем при сохранении государственного единства. В США, например, выборы президента являются косвенными, а губернаторские выборы в штатах – прямыми (кроме штата Миссисипи).

Абсолютно все субъекты обладают собственной выборной легислатурой, которая, однако, имеет разную структуру. Скажем, в Швейцарии, Австрии, Мексике, Канаде, Германии парламенты субъектов являются однопалатными. В США, напротив, легислатуры штатов – двухпалатные и только в штате Небраска действует однопалатный парламент. В Австралии также все штаты, кроме Кливленда, имеют двухпалатные легислатуры. В Канаде только франкоязычная провинция Квебек располагает двухпалатным парламентом. В Аргентине двухпалатная структура имеется в 10 провинциях из 22, в Индии – в 5 штатах из 20.

Исполнительная власть в субъектах федерации принадлежит местным губернаторам и правительствам, формируемым, как правило, самими субъектами. Но в Канаде и Индии губернаторы назначаются центральной властью, а в Австралийском Союзе – британским монархом (по рекомендации местного правительства).

Субъекты отдельных федераций обладают не только внутренней, но и внешней самостоятельностью, возможностью вступить в отношения с иностранными государствами или их частями, хотя субъекты федераций, как несуверенные образования, конечно же, полной международной правосубъектностью не обладают, членами ООН не являются. Международные связи субъектов осуществляются в пределах их ведения и под патронажем федерального центра. Согласно Конституции Австрии земли в пределах своей компетенции могут заключать государственные договоры с пограничными с Австрией государствами или их составными частями, но с согласия федерального правительства. Франкоговорящая канадская провинция Квебек имеет культурные соглашения с Францией, участвует в конференциях франкоязычных государств.

Не обладая государственным суверенитетом, субъекты зарубежных федераций не обладают правом сецессии. федеративный союз считается нерасторжимым. Некоторое исключение представляет Эфиопия, конституция которой признает право на отделение, но не за субъектами федерации, а за народностями Эфиопии.

В то же время попытки сецессии предпринимались неоднократно. Так, в 1965 г. Сингапур самовольно вышел из федерации Малайзии и образовал независимое государство. В 1972 г. штат Западная Бенгалия добился независимости от Пакистана, образовав государство Бангладеш. Во франкоязычной провинции Канады Квебеке дважды в 1980 и 1995 гг. проводился референдум о выходе из состава Канады, в последнем случае не хватило всего полпроцента голосов для положительного решения, после чего Верховный Суд страны проведение подобных референдумов признал неконституционным. В 1933 г. штат Западная Австралия обратился к королю и парламенту Англии с петицией о признании выхода из Австралийского Союза, в которой было отказано.

Способы разделения компетенции между федерацией и ее субъектами весьма разнообразны. Конституции ряда зарубежных федераций отдельно называют вопросы федерального ведения (исключительная федеральная компетенция) и отдельно вопросы совместного ведения (конкурирующая компетенция), вопросы же ведения субъектов федерации определяются по остаточному принципу (ФРГ, Нигерия, Пакистан).

В Соединенных Штатах конституция перечисляет только вопросы федерального ведения, а все остальные относит к ведению штатов (кроме прямо не запрещенных для них). В 10-й поправке к Конституции США записано, что полномочия, не предоставленные конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом.

В ряде федеральных конституций перечисляются все три сферы государственного ведения: федеральное, совместное и региональное (трехзвенная система разграничения компетенции), а также конкретные полномочия в них (Индия, Малайзия). Полномочия остаточные, не вошедшие в конституционный перечень, бронируются либо за федерацией (Индия), либо за субъектами (Малайзия).

В отдельных федерациях граница компетенции оказывается подвижной, допускается одностороннее или даже взаимное делегирование полномочий путем соглашения. Конституция Эфиопии устанавливает, что федерация и штаты могут взаимно делегировать полномочия друг другу (ст. 50).

Ряд зарубежных федераций характеризуется институтом федерального принуждения (федерального вмешательства), предполагающим применение к субъектам федерации федеральной властью мер принудительного порядка, ограничивающих юрисдикцию субъектов. Основаниями подобных акций могут служить: невыполнение субъектами своих обязательств перед федерацией, нарушение или неисполнение ими федеральных законов, злостное неповиновение, акты сепаратизма и т.п. В Конституции Швейцарии говорится: «Конфедерация защищает конституционный правопорядок кантонов. Конфедерация вмешивается в случае, когда правопорядок нарушен или находится под угрозой в кантоне и последний не в состоянии его сохранить сам или с помощью д

Наши рекомендации