Тема 11. Конституционные основы организации системы органов государственной власти в Российской Федерации.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Теория разделения властей; ее конституционное закрепление.

2. Органы государственной власти, не вошедшие в систему разделения властей.

3. Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации.

Темы рефератов

1. Теория разделения властей в государстве: исторический аспект.

2. Общая характеристика механизма «сдержек» и «противовесов».

Методические рекомендации

В первом вопросе предлагается рассмотреть понятие и назначение власти в обществе. Отдельно остановиться на понятии государственной власти, и конституционном закреплении теории разделения властей, как основном принципе организации системы органов государства в России, а так же раскрыть осуществление ее по вертикали и горизонтали. Надо рассказать о народе как носителе суверенитета и источнике государственной власти. Основные ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Подробнее рассмотреть систему «сдержек» и «противовесов», основные уровни государственной власти, федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ, а так же единство государственной власти.

Во втором вопросе следует обратить внимание на органы государственной власти, не вошедшие в систему разделения властей такие как:

Уполномоченный по правам человека;

Счетная палата;

Центральный банк;

Прокуратура;

Центральная избирательная комиссия;

Общественная палата;

Академия наук.

В третьем вопросе надо охарактеризовать те исходные начала, основополагающие принципы организации и деятельности государственных органов. Данные принципы можно разделить на три группы:

принципы организации органов государственной власти;

принципы деятельности органов государственной власти;

принципы взаимоотношений между личностью и государством.

Практическое занятие – 2 часа

Решите следующие задачи:

1. В «Российской газете» от 29 февраля 1996 г. опубликована статья прокурора Тверской области В. Парчевского «Тверским думцам закон не писан». Вот выдержка из нее.

«Как вопиющее беззаконие оцениваю принятие Законодательным собранием закона «О системе органов государственной власти Тверской области». Мало того, что он принимался в нарушение ст. 72, пункта 1 и пункта 2 ст. 76 Конституции РФ, законодатели проигнорировали и требование ст. 2 Указа Президента РФ от 5 октября минувшего года, обязующее, цитирую: «Впредь до издания федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации воздержаться от принятия нормативных правовых актов субъектов федерации, устанавливающих принципы организации и систему органов государственной власти в субъектах Российской Федерации».

Дайте собственную правовую оценку данного случая.

2. На состоявшейся в Биробиджане сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о повышении государственно-правового статуса Еврейской автономной области и превращении ее в республику. Акт провозглашения республики был неоднозначно воспринят жителями области. Сессии представительных органов двух крупнейших районов - Ленинского и Смидовичского - приняли решение категорически вое препятствовать претворению декларации в жизнь.

Оцените вышеуказанное решение и раскройте конституционный порядок преобразования субъектов федерации.

3. Областное Законодательное собрание приняло закон, в соответствии с которым часть земель, отведенных для промышленного предприятия закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), передавалась сопредельному муниципальному образованию в целях их использования для сельскохозяйственных нужд. В связи с этим данный закон изменял также границы ЗАТО. Прокурор области опротестовал областной закон, утверждая, что последний противоречит федеральному законодательству.

Какие законы устанавливают правовое положение ЗАТО?

4. В правительство Рязанской области поступило письменное заявление от граждан-владельцев дачных участков, расположенных в пригородной зоне г. Рязани. В заявлении содержалась просьба зарегистрировать поселок, состоящий из дачных домов садового кооператива, в качестве пригородного поселка, так как часть владельцев дачных домов постоянно проживает в них, а общее число владельцев дачных участков превышает одну тысячу человек.

Правомерна ли просьба граждан? Какие требования предъявляются к городским поселениям законодательством? Кто осуществляет учет и ведет реестр населенных пунктов Рязанской области?

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 29, 58, 74, 85].

Наши рекомендации