Общая характеристика конституционных прав и свобод.
Как уже отмечалось, Основной закон непосредственно начинается с определения основных прав. Раздел I насчитывает ныне 22 статьи, состоящих каждая из нескольких частей. Три статьи были в него включены уже в период действия Основного закона.
Однако в данном разделе не все положения сформулированы как субъективные основные права. Отдельные из этих положений обязывают публичную власть, но не содержат норм, прямо управомочивающих лицо на заявление каких-либо претензий, подлежащих безусловному удовлетворению. В этом смысле Основной закон не отличается от многих других конституций. Такие положения рассматриваются ниже, в § 3.
Хотя о ст. 1 Основного закона уже упоминалось, ее стоит изложить подробно, ибо она представляет собой как бы фундамент конституционного института основных прав.
Человеческое достоинство неприкосновенно, —- гласит ч. 1 этой статьи и устанавливает далее, что уважение и защита его составляют обязанность всей государственной власти. Согласно ч. 2, немецкий народ привержен поэтому нерушимым и неотчуждаемым правам человека как основе любого сообщества людей, мира и справедливости в мире. Наконец, весьма важно положение ч. 3, в соответствии с которым нижеследующие основные права связывают законодательство, исполнительную власть и правосудие как непосредственно действующее право. Последнее означает, что любое лицо, будучи носителем основного права, может требовать его реализации в силу самого Основного закона, независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих законов или, тем более, подзаконных актов. Знатоки отечественной Конституции не могут не отметить, что и в ней отражена такая же идея.
В ст. 3 Основного закона изложены нормы, обеспечивающие принцип равноправия как один из основополагающих для всего института основных прав. Все люди равны перед законом, — говорится в ч. 1 этой статьи. В ч. 2 этот принцип конкретизируется применительно к правовому равенству полов: мужчины и женщины равноправны, — гласит эта часть. Государство содействует фактическому осуществлению равноправия женщин и мужчин и стремится устранить существующие невыгоды. Никто, согласно ч. 3, не может нести ущерб или получать преимущества вследствие своего пола, происхождения, расы, языка, родины и места рождения, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никто не может нести ущерб вследствие своей инвалидности. Последнее положение, включенное в Основной закон в 1994 г., заслуживает особого внимания в силу его актуальности для нашей страны.
Проблема равноправия применительно к гражданам урегулирована в ч. 1 — 3 ст. 33. Здесь сказано, что каждый немец в любой земле имеет как гражданин равные права и обязанности. В зависимости от своей пригодности, способностей и профессиональных заслуг он имеет равный доступ к любой публичной должности. Пользование гражданскими правами (der GenuB burgerlicher und staatsburgerlicher Rechte), доступ к публичным должностям, а также приобретенные на публичной службе права не зависят от религиозного вероисповедания. Никто не должен нести ущерб от принадлежности или непринадлежности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению.
Последняя норма по существу воспроизводит в несколько уточненной форме положения продолжающей действовать ст. 136 Веймарской конституции (ч. 1 и 2), где также указано, что гражданские (bürgerlichen und staatsbürgerlichen) права и обязанности не должны ни обусловливаться, ни ограничиваться осуществлением свободы религии. Пользование этими правами, равно как и доступ к публичным должностям, не зависят от религиозного вероисповедания.
Некоторые более специальные нормы, гарантирующие равноправие, содержатся в других статьях Основного закона. Так, согласно ч. 5 ст. 6, внебрачным детям законодательство должно обеспечивать такие же условия для их физического и духовного развития и их положения в обществе, как и детям, рожденным в браке.
Ниже мы рассмотрим конкретные основные права, записанные в Основном законе. Необходимо, однако, отметить сразу же, что отдельные из них, как мы увидим, могут быть по Основному закону в той или иной мере ограничены. Более того, согласно ст. 18 Основного закона, если лицо в целях борьбы против свободного демократического строя злоупотребляет такими основными правами, как свобода мнений, в особенности свобода печати (ч. 1 ст. 5), свобода преподавания (ч. 3 ст. 5), свобода собраний (ст. 8), свобода объединения (ст. 9), тайна переписки, почтовой и телесвязи (ст. 10), собственность (ст. 14) или право убежища (ст. 1б-а), оно лишается этих основных прав. Лишение и его объем определяются Федеральным конституционным судом.
В Общей части учебника (п. 8 § 1 гл. Ill) цитировались ч. 1 и 2 ст. 19 Основного закона, установившие правила для введения ограничений основных прав. Здесь же представляется уместным процитировать ч. 3 этой статьи, содержащую прямое регулирование положения, относительно которого в нашей стране юристы все еще спорят. Эта часть гласит: «Основные права распространяются также на отечественные юридические лица, поскольку применимы к ним по своему существу». Такой подход представляется наиболее целесообразным.
В этой связи следует упомянуть и ст. 17-а Основного закона, согласно которой законы о военной и альтернативной службе могут ограничивать на период несения этой службы такие основные права, как право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений (первая половина первого предложения ч. 1 ст. 5), свобода собраний (ст. 8) и право петиций (ст. 17), поскольку оно предусматривает право подавать просьбы или жалобы вместе с другими (иначе говоря, возможно запрещение групповых просьб и жалоб). Законы, служащие целям обороны, включая гражданскую оборону, могут ограничить основные права на свободное передвижение (ст. 11) и неприкосновенность жилища (ст. 13). Это надо иметь в виду при ознакомлении далее с перечисленными основными правами.
Наконец, нельзя не сказать и о некоторых ограничениях, продиктованных состоянием обороны, на которых мы остановимся ниже при рассмотрении соответствующих прав и гарантий.