Понятие и виды конституционных ограничений прав и свобод. Ограничения прав и свобод в условиях военного и чрезвычайного положения

Конституционные ограничения – это установленные в Конституции гра­ницы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.

Признаки конституционных ограничений:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта либо направлены на их сдерживание и одновременно на удов­летворение интересов противной стороны правоотношения и общест­венных интересов в охране и защите (интересов правопорядка);

2) выражаются в уменьшении объема возможностей, свободы, прав личности;

3) отличаются от ущемлений, которые также являются специфиче­скими ограничениями, но противоправными, противозаконными.

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ ус­тановила в ч. 3 ст. 55, в которой закреплено, что права и свободы чело­века и гражданина могут быть ограничены федеральным законом толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные ограничения прав и свобод можно классифициро­вать в зависимости:

1) от прав и свобод, которые ограничиваются: ограничение граждан­ских и политических прав (например, ог­раничение свободы передвижения, избирательных прав), ограничения экономических, социальных, культурных прав (например, ограничение в использовании права собственности на землю);

2) времени действия: постоянные, установленные в Конституции РФ, и временные, которые должны быть прямо указаны в федеральном законе о чрезвычайном положении и которые связаны в основном с за­прещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обя­занностями в сфере свободы печати и других средств массовой инфор­мации, приостановлением деятельности политических партий, установ­лением комендантского часа и другими ограничениями;

3) широты охвата: общие, распространяющиеся на все права и сво­боды, и индивидуальные, распространяющиеся только на отдельные пра­ва и свободы;

4) сферы использования: государственные (федеральные, республи­канские, краевые, областные) и муниципальные;

5) содержания: финансово-экономические (запрет определенной экономиче­ской деятельности), личные (содержание под стражей) и огранизационно-политические (отставка);

6) способов их осуществления: запреты, обязанности, приостановле­ния, меры ответственности и т. д.

В современных условиях возможные ограничения любых прав и свобод граждан должны соответствовать международно-правовым нормам и осуществляться при неукоснительном соблюдении норм национального законодательства. Всеобщей декларацией прав человека (п. 2 ст. 29) закреплено, что "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

-К первой группе ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ст. 11) и "О военном положении" (ст. 7 - 8) отнесены такие меры, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно: а) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное или военное положение, и выезда с нее, а также установление ограничений на свободу передвижения; б) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций; г) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.

Ко второй группе ограничений обоими Законами отнесены меры, которые применяются лишь при введении чрезвычайного положения в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженным мятежом, массовыми беспорядками, террористическими актами, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований, межнациональными, межконфессиональными и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями (при введении военного положения - независимо от оснований). К таким мерам относятся: а) установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа); б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ; г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.
К третьей группе ограничений ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ст. 12) отнесены меры, которые могут применяться исключительно при введении чрезвычайного положения по вышеназванным основаниям (в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ и др.), а именно: а) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; б) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
К четвертой группе ограничений обоими Законами отнесены такие меры, которые применяются при введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, требующими проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (при введении военного положения - независимо от оснований). К ним, в частности, относится мобилизация (привлечение) трудоспособного населения (граждан) к выполнению аварийно-спасательных работ (работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия), восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.
К пятой группе ограничений ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ст. 13) отнесены меры, которые могут применяться исключительно при введении чрезвычайного положения в связи с названными чрезвычайными ситуациями: а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; в) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности руководителей.
Шестую группу временных мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, исходя из требований Федеральных законов "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и "О гражданской обороне", составляют следующие возлагаемые на граждан обязанности и ограничения: а) выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам; б) явка по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане; в) выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц; г) предоставление гражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества); д) задержание по основаниям, установленным федеральным законом, граждан и транспортных средств на срок до 30 суток; е) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами; ж) запрещение работы приемопередающих станций индивидуального пользования; з) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с РФ; и) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ; к) запрещение или ограничение выбора места пребывания или места жительства.

Наши рекомендации