Основные права и публичные свободы
Согласно ст. 15 Конституции, все имеют право на жизнь и физическую и моральную целостность, ни в коем случае не могут подвергаться пыткам, бесчеловечным или унизительным наказаниям или обращению. Смертная казнь остается отмененной, за исключением случаев, когда она может быть предусмотрена военно-уголовными законами на время войны.
В ст. 16 Конституции индивидам и сообществам гарантируется идеологическая и религиозная свобода, свобода отправления культов. Ограничения в проявлениях этих свобод не должны быть большими, чем необходимо для поддержания публичного порядка, охраняемого законом. Запрещается обязывать кого-либо объявлять о своих убеждениях, религии или вере. Ни одна религия не может приобретать государственный характер. Публичные власти должны лишь принимать во внимание религиозные вероисповедания испанского общества и сотрудничать с католической церковью и прочими конфессиями.
Каждое лицо имеет право на свободу и на безопасность, — гласит ст. 17 Конституции. Никого нельзя лишать свободы без соблюдения конституционных условий и иначе, чем в установленной законом форме. Предупредительное задержание не может длиться дольше, чем строго необходимо для осуществления действий, направленных на выяснение фактов, и во всяком случае дольше 72 часов, после чего задержанного следует отпустить на Свободу или доставить в суд. Задержанный должен быть немедленно информирован в понятной для него форме о его правах и основаниях задержания, не будучи обязан делать заявления. Ему гарантируется помощь адвоката при полицейских и судебных действиях на условиях, установленных законом. На основании предписания Конституции Органический закон об урегулировании процедуры хабеас корпус 1984 г. гарантирует лицам, которые считают свое задержание незаконным, право требовать немедленного их доставления в суд. Конституция предусмотрела также, что законом должна быть установлена максимальная продолжительность предварительного заключения.
Конституция (ст. 18) гарантирует право на честь, личные и семейные, отношения и на собственное изображение. Жилище неприкосновенно, и никакое вторжение или обыск невозможны без согласия владельца или судебного решения, за исключением случаев поимки на месте преступления. Гарантируется также тайна коммуникаций, в частности почтовых, телеграфных и телефонных, за исключением случаев, когда на этот счет имеется судебное решение. Конституция обязала законодателя ограничить использование средств информатизации в интересах гарантирования чести, личных и семейных отношений граждан и полного осуществления их прав. Примечательно, что последняя норма касается только граждан (ciudadanos).
Испанцы, согласно ст. 19 Конституции, имеют право свободно выбирать место проживания и передвигаться по национальной территории. Они также вправе на установленных законом условиях свобобко въезжать в Испанию и покидать ее. Это право не может ограничиваться по политическим или идеологическим мотивам. В Общей части учебника (п. 1 § 1 гл. III) говорилось о том, что подобные права в некоторых других странах признаются независимо от гражданства.
В ст. 20 Конституция провозглашает признание и охрану следующих прав:
а) свободно выражать и распространять мысли, идеи и мнения устно, письменно или с помощью иных средств воспроизведения;
б) на литературное, художественное, научное и техническое производство и творчество;
в) на свободу преподавания;
г) свободно передавать или получать достоверную информацию с помощью любого средства распространения. Законодатель обязан урегулировать вопросы о применении при осуществлении этих свобод оговорки совести (права журналиста на возмещение в случае, если ему пришлось оставить место работы из-за изменения средством массовой информации политической ориентации) и о профессиональной тайне.
Никакая предварительная цензура Конституцией не допускается. Несколькими законами урегулированы организация средств массовой информации, зависящих от государства или иной публичной единицы (например, местной власти), и парламентский контроль за ними, а также гарантируется доступ к ним значительных общественных и политических групп при уважении плюрализма общества и различных языков Испании.
Эти свободы ограничиваются лишь уважением к основным правам и обязанностям, признанным в разделе первом Конституции, предписаниями развивающих их законов и, особенно, правом на честь, личные отношения и собственное изображение, а также на охрану молодежи и детства.
Конституция (ст. 21) признает право собираться мирно и без оружия. Осуществление этого права не требует предварительного разрешения. В случае проведения собраний в местах движения общественного транспорта, а также в случае проведения демонстраций необходимо предварительное уведомление властей, которые могут запретить мероприятия только в том случае, если существуют обоснованные опасения нарушений общественного порядка, влекущих угрозу для людей или имущества.
В ст. 22 признается право на объединение, однако Конституция объявляет незаконными объединения, которые преследуют преступные цели или используют преступные средства. Законные объединения должны регистрироваться с целью придания им гласности. Роспуск объединений или приостановление их деятельности могут иметь место лишь по мотивированному решению суда. Запрещены тайные и военизированные объединения.
Граждане имеют право участвовать в публичных делах непосредственно или через представителей, свободно избранных на периодических выборах всеобщим голосованием (ст. 23). На условиях равенства они также имеют доступ к публичным должностям при соответствии требованиям, установленным в законах.
За всеми лицами (следовательно, и юридическими) ст. 24 Конституции признает право получать эффективную защиту у судей и трибуналов при осуществлении своих прав и законных интересов, причем состояние незащищенности не может возникать ни в коем случае. Кроме того, все имеют право на предусмотренного законом обычного судью (иному судье дело, следовательно, передаваться не должно), на защиту и помощь адвоката, на информацию о выдвинутых против них обвинениях, на публичный процесс без необоснованных задержек и со всеми гарантиями, на использование необходимых для своей защиты средств доказывания, на отказ от показаний против себя, на непризнание себя виновным, на презумпцию невиновности. В установленных законом случаях в силу родственных отношений или профессиональной тайны лицо не обязано давать показания относительно деяний, предполагаемых преступными.
В соответствии со ст. 25 Конституции никто не может быть осужден или наказан за действия или бездействие, которые в момент совершения по действовавшему тогда законодательству не являлись преступлением (delito), проступком (falta) или административным правонарушением (infraccion administrativa). Наказания, связанные с лишением свободы, и меры безопасности должны ориентироваться на перевоспитание и социальную реабилитацию и не могут включать принудительные работы. Осужденный к тюремному заключению пользуется при его отбывании конституционными основными правами, кроме тех, которые выраженным образом ограничены содержанием приговора, смыслом наказания и пенитенциарным законом. Он имеет право на оплачиваемый труд и блага социального страхования, так же как на доступ к культуре и целостное развитие своей личности.
Гражданская администрация не может назначать взысканий, которые прямо или дополнительно предполагают лишение свободы.
В сфере гражданской администрации и профессиональных организаций ст. 26 Конституции запретила трибуналы чести.
Конституция (ст. 27) признает за всеми право на образование, а также свободу обучения. Цель образования — полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим принципам общежития и основным правам и свободам. Это положение весьма важно с учетом того, что Испания прошла относительно длительный период тоталитарной фашистской диктатуры. Конституция обязывает публичные власти гарантировать право родителей давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии со своими убеждениями.
Основное образование, согласно Конституции, обязательно и бесплатно. Публичные власти гарантируют право всех на образование посредством общего программирования обучения при эффективном участии всех заинтересованных факторов и создания учебных заведений. Свобода создавать учебные заведения признается за физическими и юридическими лицами в рамках уважения конституционных принципов. При установленных законом условиях преподаватели, родители и в соответствующих случаях учащиеся участвуют в контроле и управлении всеми учебными заведениями, созданными администрацией на базе публичных фондов. Публичные власти инспектируют и утверждают систему образования, чтобы обеспечить исполнение законов. Они оказывают содействие учебным заведениям, которые отвечают требованиям законов. Признается автпонолшя университетов на установленных законом условиях.
Все имеют право свободно создавать профессиональные союзы (ст. 28). В то же время Конституция разрешает законодателю ограничивать или исключить это право для Вооруженных сил или учреждений и прочих формирований, опирающихся на военную дисциплину, и регулировать осуществление этого права публичными должностными лицами. Профсоюзная свобода включает право основывать профсоюзы и вступать в них по своему выбору, а также право профсоюзов создавать конфедерации и основывать международные профсоюзные организации или вступать в них. Никто не может быть обязан вступить в профсоюз.
Признается право работников на забастовку для защиты своих интересов. Законодатель обязывается при этом установить точные гарантии для обеспечения функционирования существенных для сообщества служб.
Наконец, согласно ст. 29 Конституции, все испанцы имеют право на индивидуальные или коллективные петиции, о чем также упоминалось в Общей части учебника (п. 6 § 4 гл. III). Петиции подаются в письменном виде в форме и с последствиями, которые определяются законом. Согласно Закону о регулировании права петиции 1960 г., петиции могут направляться обширному кругу должностных лиц — Королю, Генеральным кортесам, Председателю Правительства, министрам, в постоянные парламентские комиссии, губернаторам, органам власти провинций, межостровным органам власти и в местные органы власти как в Испании, так и за границей в ее консульские представительства. Правом подачи обладает значительный круг субъектов — граждане Испании и юридические лица. Лица, принадлежащие к Вооруженным силам или учреждениям, а также к формированиям, опирающимся на военную дисциплину, могут осуществлять это право только индивидуально и согласно положениям относящегося к ним законодательства. Петиции должны представляться только в письменном виде с указанием фамилии петиционера и его адреса. В срочном случае петиции могут передаваться по телеграфу. Петиции, поданные главе государства, передаются на рассмотрение его кабинета, а направленные в Генеральные кортесы — на благоусмотрение соответствующей постоянной комиссии. Петиции на имя министра рассматриваются этим должностным лицом, а направленные в другие органы — соответственно этими органами.
Права и обязанности граждан
По идее, в соответствующей подглавке Конституции должны бы быть сконцентрированы все права и обязанности, связанные с испанским гражданством. Однако некоторые из них мы уже рассмотрели. В то же время ряд прав и обязанностей распространяется не только на граждан, но вообще на всех жителей страны.
Испанцы имеют право и обязаны защищать Испанию, — гласит ст. 30 Конституции. Воинские обязанности испанцев определяются законом, который регулирует необходимые гарантии, институт возражения совести, упоминавшийся в Общей части учебника (п. 9 § 1 гл. III), а также другие основания освобождения от обязательной военной службы и возможность ее замены социальными повинностями. Он может установить гражданскую службу для достижения целей, представляющих общий интерес. Законом могут регулироваться повинности граждан в случаях серьезной опасности, катастрофы или общественного бедствия (например, Органический закон об угрожаемом, исключительном и осадном положениях 1981 г.).
Все обязаны участвовать в покрытии публичных расходов сообразно своим экономическим возможностям посредством справедливого налогообложения, которое основано на принципах равенства и прогрессивности, но никогда не приобретает конфискационного характера, — указано в ст. 31 Конституции. Публичные расходы производятся путем сбалансированного ассигнования публичных ресурсов, их программирование и использование должны отвечать критериям эффективности и экономности. Личные или имущественные повинности публичного характера могут устанавливаться только в соответствии с законом. Нетрудно видеть и по формулировке статьи («все обязаны»), и по ее содержанию, что субъектами изложенных в ней обязанностей являются не только испанцы, но вообще все лица, находящиеся на территории страны (кроме, конечно, пользующихся иммунитетом).
Согласно ст. 32 Конституции, мужчина и женщина могут заключать брак при полном юридическом равенстве. Это тоже относится отнюдь не только к испанцам.
Признается право на частную собственность и ее наследование (ст. 33). Содержание социальной функции этих прав должно быть определено законами. Никто не может быть лишен своего имущества и прав иначе, как по причине публичной пользы или общественного интереса, при соответствующем возмещении и согласно положениям законов. Очевидно, что и данные права признаются не только за гражданами Испании.
В ст. 34 Конституции признается право на учреждение фондов в целях, представляющих общий интерес. Здесь также не видно ограничения по признаку гражданства.
Примечательна ст. 35 Конституции, согласно которой все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или занятия, на продвижение посредством труда и на вознаграждение, достаточное для удовлетворения потребностей своих и своей семьи при недопущении дискриминации по признаку пола. Статус работников должен регулироваться законом*, каким является Закон о статусе работников 1980 г., который, в частности, установил 40-часовую рабочую неделю и 30-дневный минимальный отпуск.
* Trabajadores часто переводится как «трудящиеся», но русский эквивалент имеет более широкое значение, так как охватывает не только лиц, работающих по найму. Estatuto может переводиться и как «статут» или «устав», и как «статус». В нашей литературе (к сожалению, и в Общей части учебника) характерно употребление перевода данного закона в первом значении. Статут — это нормативный акт, а статус — положение, состояние, в частности правовое. Поэтому в названии указанного закона на русском языке правильнее употреблять «статус» (можно, кстати, и «положение»).
Статья 37 Конституции обязывает законодателя урегулировать право на коллективные трудовые переговоры, между представителями работников и предпринимателей, а также обязывающую силу соглашений. Соответствующее регулирование содержится в упомянутом Законе о статусе работников. В этой же статье Конституции признается право работников и предпринимателей принимать меры коллективного конфликта, т. е. проводить забастовки и локауты. Законодательное регулирование этих отношений не должно наносить ущерб ограничениям, которые могут устанавливаться, включая точные гарантии для обеспечения функционирования служб, имеющих существенное значение для сообщества. В настоящее время эти отношения регулируются изданным еще до принятия Конституции Королевским декретом- законом о регулировании права на забастовку и коллективных трудовых конфликтов 1977 г.
Наконец, в ст. 38 Конституции признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики. Публичные власти гарантируют и охраняют осуществление этой свободы, защищают производительность в соответствии с требованиями общей экономики и в соответствующих случаях планирования.