Формы парламентского контроля за деятельностью

Правительства

Различают превентивный и последующий контроль.Пре­вентивный контроль осуществляется в ходе образования правительства и выражается в обсуждении парламентом основных направлений деятельности правительства, его программы. Последующий контроль осуществляется в ходе деятельности правительства.

В парламентской практике выработаны различные формы последующего контроля. Наиболее распространенной формой являются вопросы депутатов к правительству (премьер – министру, министрам и другим членам правительства). Для этого регламентами многих парламентов на сессиях отводится специальное время – час вопросов. Например, в Германии депутат Бундестага может задавать правительству не более двух вопросов в неделю. При этом обсуждение ответов не пре­дусматривается, но ответ должен быть дан в установленное время.

Другой формой контроля выступает запрос депутата. Это обращение депутата парламента к члену правительства с требованием о предоставлении информации и даче разъяснений по конкретным вопросам деятельности. Как правило, запрос подается в пись­менном виде, ответ на него может выноситься на обсуждение.

Еще одной формой контроля является интерпелляция. Онапредставляет собой обращение палаты или группы парламентариев к правительству или отдель­ному министру по важному вопросу государственной и общественной жизни, которое включается в повестку сессии и по результатам обсуждения принимается соответствующее решение. Неудовлетворительная оценка деятельности правительства может повлечь его отставку. Эта форма контроля применя­ется в парламентарных и смешанных республиках.

Контроль за деятельностью правительства может также осуществ­ляться через парламентские комиссии и комитеты, кото­рые вправе вызвать любого члена правительства на свои заседания, потребовать предоставления соответствующей информации.

Среди форм контрольной деятельности парламента сле­дует назвать парламентские расследования. Для этих целей обычно создаются специальные комиссии, которые наделяются полномочиями по сбору доказательств, вызову свидетелей (явка которых обязательна). О результа­тах своей деятельности комиссии докладывают парламен­ту, который в свою очередь может направить материалы в суд или применить парламентские формы ответственности: выразить вотум недоверия правительству, осуществить про­цедуру импичмента.

Важной формой контроля за деятельностью правитель­ства является постановка вопроса о доверии или недове­рии правительству. Вотум недоверия (резолюция порица­ния) – это выражение недоверия парламентом или его нижней палатой деятель­ности правительства или отдельного министра. Он считается выраженным, если в его поддержку проголосовало абсолютное большинство членов палаты. Правовым последствием выражения вотума недоверия является обычно уход в отставку данного правительства и формирование нового. Вотум недоверия может быть деструктивным (обычным) и конструктивным. По­следний предполагает выражение недоверия правитель­ству в сочетании с процедурой избрания нового главы правительства. Такой порядок, в частности, ус­танавливает Основной закон ФРГ 1949 г. (ст. 67) (немецкая модель позднее была вос­принята в Испании, Польше, Венгрии и других странах). В отличие от вотума недоверия, вотум доверия инициируется самим правительством в связи с критикой его курса или в связи с принятием какого-либо закона, предложенного правительством. В ряде случаев вотум доверия может использоваться как средство давления на депутатов, под угрозой возможного роспус­ка парламента.

Распространенной формой контроля за деятельностью прави­тельства являются доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат, содержащие информацию о своей деятельности. Данная форма контроля характерна для парламентарной формы правления, в президентских рес­публиках она не применяется.

Правовой статус депутата

Правовой статус депутата – это его правовое положение, включающее в себя совокупность прав и обязанностей, закрепленных консти­туцией и законами. Статус депутата в парламентах различных государств мо­жет быть различен, однако его основные черты являются общи­ми для большинства государств. Должность депутата является одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых. Например, зарплата члена Конгресса США составляет примерно 150 тыс. дол. в год.

Для правового статуса депутатов характерными являются такие понятия, как «иммунитет»и «индемнитет».

Иммунитет (депутатская неприкосновенность) означает, что член парламента не может быть подвергнут уголовному преследова­нию, аресту, задержанию и (или) обыску без согласия парламента или его руководящих органов (спикера, бюро), за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Депутат­ский иммунитет служит гарантией независимости депутатов, защищает их от вмешательства в их деятельность должностных лиц государства.

Законодательство многих государств содержит ряд существенных дополнений в отношении иммунитета депутатов. Например, в Японии указанные меры принуждения не могут применяться к депутату в течение сессии. В США иммунитет не распространяется на случаи государственной измены, совершения тяжких преступлений и нарушения общественного порядка. Бундестаг ФРГ в начале работы парламента принимает решение, в соответствии с которым полиции в случае обоснованных подозрений предоставляется пра­во вести против депутатов следствие без специального решения палаты.

В настоящее время намети­лась тенденция постепенного отказа от иммунитета, поскольку он на­рушает принцип равенства всех перед законом.

Понятие «индемнитет» обозначает ряд депутатских привилегий материального плана, необходимых для выполнения депутатских функций. В частности, понятие индемнитет включает в себя:

1) право депутата не нести ответственность за свои высказывания и голосования в парламенте; 2) право на денежное вознаграждение за депутатскую деятельность, размер которого не подлежит измене­нию в течение всего срока полномочий депутата; 3) право на пользование услугами консультантов, помощников и оплату их работы за счет бюджета; 4) право на транспортные расходы и расходы за пользование сред­ствами связи; 5) право пользования авиатранспортом для общения с избирателя­ми в своем округе; 6) право пользования услугами внутрипарламентских служб – биб­лиотекой, компьютерной базой данных (Финляндия), столовой (Япо­ния) и пр.; 7) право на оплату расходов, связанных с проведением встреч с из­бирателями, и другие права

Вместе с тем конституционное законодательство предусматривает внутрипарламентскую ответственность депутатов, выражающуюся в определенных санкциях (например, лишение слова или выдворение из парламента на какой-то срок (Великобритания), лишение вознаграждения за время отсутствия в парламенте (Франция), исключение из парламента (Южная Корея).

В парламентах большинства развитых государствдепутаты работают на профессиональной основе. Для создания благоприятных условий деятельности им предоставляется свободный мандат. Это значит, что депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избира­телей. По общему правилу, досрочный отзыв депутата не допускается.

В странах с недемократическими режимами депутаты парламентов работают, как правило, на непостоянной основе, т.е. совмещают депутатские функции с основной работой. Кроме того, они имеют императивный мандат. Это означает, что они представляют интересы конкретных избирателей; обязаны выполнять их наказы; могут быть досрочно отозваны избирателями.

Выделяют 2 вида мандата – свободный и императивный, характеризующиеся следующим:

свободный мандат императивный мандат
• депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избира­телей; • депутат не связан волей своих избирателей; • невозможен досрочный отзыв депутата • депутаты представляют интересы своих конкретных избирателей; • в своих решениях депутаты подчинены избирателям и ответственны перед ними; • обязаны выполнять наказы избирателей; •могут быть досрочно отозваны избирателями

Вспомогательные органы, учреждения и должностные лица

При парламентах

К числу таких органов, учреждений и должностных лиц относятся:

1) счетные палаты, которые контролируют исполнение государственного бюджета, следят за финансово-хозяйственной деятельностью органов го­сударства и др. Они формируются парламентом и отчитываются перед ним о своей деятельности. Нахождение этих органов при парламенте гарантирует их независимость от исполнительной власти;

2)омбудсмены – должностные лица, избираемые парламентом, в обязанности которых входит наблюдение за состояни­ем прав человека в стране;

3)квесторы – лица, которые поддерживают порядок в зале заседаний парламента.

К вспомогательным службам парла­мента относятся также: библиотека, секретариат, консультанты парламента, помощни­ки депутатов, референты.

Важную роль в структуре парламента и его палат занимают постоянные комитеты и комиссии, количество которых зависит от парламента кон­кретного государства и часто меняется. Обычно создается от 10 до 25 комиссий и комитетов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие парламентаризма и определите его сущность.

2. Назовите и охарактеризуйте структуру зарубежных парламентов.

3. Охарактеризуйте внутреннюю организацию парламентов и их палат.

4. Охарактеризуйте компетенцию парламентов.

5. Дайте понятие законодательного процесса и охарактеризуйте его составляющие.

Тема 8. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Наши рекомендации