Формы парламентского контроля за деятельностью
Правительства
Различают превентивный и последующий контроль.Превентивный контроль осуществляется в ходе образования правительства и выражается в обсуждении парламентом основных направлений деятельности правительства, его программы. Последующий контроль осуществляется в ходе деятельности правительства.
В парламентской практике выработаны различные формы последующего контроля. Наиболее распространенной формой являются вопросы депутатов к правительству (премьер – министру, министрам и другим членам правительства). Для этого регламентами многих парламентов на сессиях отводится специальное время – час вопросов. Например, в Германии депутат Бундестага может задавать правительству не более двух вопросов в неделю. При этом обсуждение ответов не предусматривается, но ответ должен быть дан в установленное время.
Другой формой контроля выступает запрос депутата. Это обращение депутата парламента к члену правительства с требованием о предоставлении информации и даче разъяснений по конкретным вопросам деятельности. Как правило, запрос подается в письменном виде, ответ на него может выноситься на обсуждение.
Еще одной формой контроля является интерпелляция. Онапредставляет собой обращение палаты или группы парламентариев к правительству или отдельному министру по важному вопросу государственной и общественной жизни, которое включается в повестку сессии и по результатам обсуждения принимается соответствующее решение. Неудовлетворительная оценка деятельности правительства может повлечь его отставку. Эта форма контроля применяется в парламентарных и смешанных республиках.
Контроль за деятельностью правительства может также осуществляться через парламентские комиссии и комитеты, которые вправе вызвать любого члена правительства на свои заседания, потребовать предоставления соответствующей информации.
Среди форм контрольной деятельности парламента следует назвать парламентские расследования. Для этих целей обычно создаются специальные комиссии, которые наделяются полномочиями по сбору доказательств, вызову свидетелей (явка которых обязательна). О результатах своей деятельности комиссии докладывают парламенту, который в свою очередь может направить материалы в суд или применить парламентские формы ответственности: выразить вотум недоверия правительству, осуществить процедуру импичмента.
Важной формой контроля за деятельностью правительства является постановка вопроса о доверии или недоверии правительству. Вотум недоверия (резолюция порицания) – это выражение недоверия парламентом или его нижней палатой деятельности правительства или отдельного министра. Он считается выраженным, если в его поддержку проголосовало абсолютное большинство членов палаты. Правовым последствием выражения вотума недоверия является обычно уход в отставку данного правительства и формирование нового. Вотум недоверия может быть деструктивным (обычным) и конструктивным. Последний предполагает выражение недоверия правительству в сочетании с процедурой избрания нового главы правительства. Такой порядок, в частности, устанавливает Основной закон ФРГ 1949 г. (ст. 67) (немецкая модель позднее была воспринята в Испании, Польше, Венгрии и других странах). В отличие от вотума недоверия, вотум доверия инициируется самим правительством в связи с критикой его курса или в связи с принятием какого-либо закона, предложенного правительством. В ряде случаев вотум доверия может использоваться как средство давления на депутатов, под угрозой возможного роспуска парламента.
Распространенной формой контроля за деятельностью правительства являются доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат, содержащие информацию о своей деятельности. Данная форма контроля характерна для парламентарной формы правления, в президентских республиках она не применяется.
Правовой статус депутата
Правовой статус депутата – это его правовое положение, включающее в себя совокупность прав и обязанностей, закрепленных конституцией и законами. Статус депутата в парламентах различных государств может быть различен, однако его основные черты являются общими для большинства государств. Должность депутата является одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых. Например, зарплата члена Конгресса США составляет примерно 150 тыс. дол. в год.
Для правового статуса депутатов характерными являются такие понятия, как «иммунитет»и «индемнитет».
Иммунитет (депутатская неприкосновенность) означает, что член парламента не может быть подвергнут уголовному преследованию, аресту, задержанию и (или) обыску без согласия парламента или его руководящих органов (спикера, бюро), за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Депутатский иммунитет служит гарантией независимости депутатов, защищает их от вмешательства в их деятельность должностных лиц государства.
Законодательство многих государств содержит ряд существенных дополнений в отношении иммунитета депутатов. Например, в Японии указанные меры принуждения не могут применяться к депутату в течение сессии. В США иммунитет не распространяется на случаи государственной измены, совершения тяжких преступлений и нарушения общественного порядка. Бундестаг ФРГ в начале работы парламента принимает решение, в соответствии с которым полиции в случае обоснованных подозрений предоставляется право вести против депутатов следствие без специального решения палаты.
В настоящее время наметилась тенденция постепенного отказа от иммунитета, поскольку он нарушает принцип равенства всех перед законом.
Понятие «индемнитет» обозначает ряд депутатских привилегий материального плана, необходимых для выполнения депутатских функций. В частности, понятие индемнитет включает в себя:
1) право депутата не нести ответственность за свои высказывания и голосования в парламенте; 2) право на денежное вознаграждение за депутатскую деятельность, размер которого не подлежит изменению в течение всего срока полномочий депутата; 3) право на пользование услугами консультантов, помощников и оплату их работы за счет бюджета; 4) право на транспортные расходы и расходы за пользование средствами связи; 5) право пользования авиатранспортом для общения с избирателями в своем округе; 6) право пользования услугами внутрипарламентских служб – библиотекой, компьютерной базой данных (Финляндия), столовой (Япония) и пр.; 7) право на оплату расходов, связанных с проведением встреч с избирателями, и другие права |
Вместе с тем конституционное законодательство предусматривает внутрипарламентскую ответственность депутатов, выражающуюся в определенных санкциях (например, лишение слова или выдворение из парламента на какой-то срок (Великобритания), лишение вознаграждения за время отсутствия в парламенте (Франция), исключение из парламента (Южная Корея).
В парламентах большинства развитых государствдепутаты работают на профессиональной основе. Для создания благоприятных условий деятельности им предоставляется свободный мандат. Это значит, что депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избирателей. По общему правилу, досрочный отзыв депутата не допускается.
В странах с недемократическими режимами депутаты парламентов работают, как правило, на непостоянной основе, т.е. совмещают депутатские функции с основной работой. Кроме того, они имеют императивный мандат. Это означает, что они представляют интересы конкретных избирателей; обязаны выполнять их наказы; могут быть досрочно отозваны избирателями.
Выделяют 2 вида мандата – свободный и императивный, характеризующиеся следующим:
свободный мандат | императивный мандат |
• депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избирателей; • депутат не связан волей своих избирателей; • невозможен досрочный отзыв депутата | • депутаты представляют интересы своих конкретных избирателей; • в своих решениях депутаты подчинены избирателям и ответственны перед ними; • обязаны выполнять наказы избирателей; •могут быть досрочно отозваны избирателями |
Вспомогательные органы, учреждения и должностные лица
При парламентах
К числу таких органов, учреждений и должностных лиц относятся:
1) счетные палаты, которые контролируют исполнение государственного бюджета, следят за финансово-хозяйственной деятельностью органов государства и др. Они формируются парламентом и отчитываются перед ним о своей деятельности. Нахождение этих органов при парламенте гарантирует их независимость от исполнительной власти;
2)омбудсмены – должностные лица, избираемые парламентом, в обязанности которых входит наблюдение за состоянием прав человека в стране;
3)квесторы – лица, которые поддерживают порядок в зале заседаний парламента.
К вспомогательным службам парламента относятся также: библиотека, секретариат, консультанты парламента, помощники депутатов, референты.
Важную роль в структуре парламента и его палат занимают постоянные комитеты и комиссии, количество которых зависит от парламента конкретного государства и часто меняется. Обычно создается от 10 до 25 комиссий и комитетов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие парламентаризма и определите его сущность.
2. Назовите и охарактеризуйте структуру зарубежных парламентов.
3. Охарактеризуйте внутреннюю организацию парламентов и их палат.
4. Охарактеризуйте компетенцию парламентов.
5. Дайте понятие законодательного процесса и охарактеризуйте его составляющие.
Тема 8. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ