Законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) санкционирование, промульгация и опубликование закона.

Законодательная инициатива. Под законодательной инициативой понимается офици­альное внесение законопроекта управомоченным на то субъектом в соответствии с установленной процедурой и обязанность парламента рассмотреть внесенный законопроект.

Правом законодательной инициативы обладает ог­раниченный круг субъектов:

1) депутаты (члены) парламента; 2) правительство, реже глава правительства (Фран­ция, Япония); 3) глава государства (Мексика, Бразилия, Венгрия, Польша, Латвия, Литва, Украина); 4) субъекты федерации или административно-терри­ториальных единицы в лице их высших органов (Швейца­рия, Чехия); 5) высшие судебные органы (Бразилия, Россия); 6) специальные органы и учреждения (в Италии – Национальный совет экономики и труда); 7) установленное законом число из­бирателей (США, Швейцария, Италия, Испания).

Обсуждение законопроекта. Обсуждение законопроекта осуществляется на пленарных заседаниях палат парламен­та, а также в парламент­ских комиссиях (комитетах).

Обычно рассмотрение законопроекта в парламенте осуществляется в нескольких чтениях (обсуждениях). Первое чтение состоит в том, что заслушивается инициатор законопроекта и ему задаются вопросы. На этом этапе решается вопрос о необходимости принятия данного закона. В случае приня­тия законопроекта в первом чтении он направляется в соответствующую комиссию для дальнейшей разработки. Работа комиссии завершается составлением доклада и на­значением докладчика для выступления в палате. Второе чтение предполагает обсуждение законопро­екта в деталях. Оно состоит в рассмотрении каждой статьи и относящихся к ней поправок и дополнений. Если палата одобрила проект во втором чтении, то он возвращается в комиссию для редакционной доработки. Третье чтение включает в себя обсуждение законо­проекта в целом. В ходе третьего чтения допускаются об­щие дискуссии по проекту в целом без внесения попра­вок, допускаются лишь редакционные поправки.

Принятие закона. Принятие закона включает ряд этапов. На первом этапе принятия законопроекта палатой (парламентом) проводится голосование. Для принятия закона необходим кворум, т. е. минимальное число депутатов, при котором, могут приниматься решения, имеющие законную силу.

Подходы в определении кворума различны: 1. Может устанавливаться конкретная цифра. На­пример, в палате общин Великобритании для принятия решения, имеющего законную силу, необходимо участие не менее 40 депутатов (полный состав па­латы 635 депутатов). 2. Может устанавливаться процент к общему числу депутатов. Так, Федеральный кон­ституционный закон Австрии 1920 г. требует присутствия на сессии не менее 1/3 депутатов Националь­ного совета. 3. Может устанавливаться норма о при­сутствии не менее половины членов палаты парламента. Так, Бундестаг Германии правомочен принимать решения, если на заседании присутствует более полови­ны его депутатов.

Закон считается принятым, если за него проголосовало: простое большинство – для принятия обычного закона; квалифицированное большинство – для принятия конституционных и финансовых законов. При равенстве голо­сов проект считается либо отклоненным, либо прово­дится жеребьевка, либо решающим признается голос председателя палаты (в Сенате Конгресса США).

В двухпалатном парламенте законопроект после принятия в одной из палат передается в другую, где рассмат­ривается в том же порядке. Вторая палата может принять законопроект полностью, внести в него поправки, дополнения либо отклонить его.

Принятый парламентом законопроект направляется на утверждение главы государства.

Санкционирование, промульгация и опубликование закона. Санкционирование законо­проекта осуществляет глава государства путем подписания его официального текста. В случае отказа законопроект счи­тается непринятым, если глава государства наделен правом абсолютного вето, или возвращается на повторное рассмот­рение, если глава государства располагает правом отлага­тельного вето. После повторного принятия парламентом за­конопроект должен быть подписан главой государства.

Промульгация – это издание специального акта главой государства, содержащего распоряжение об официаль­ном опубликовании закона.

Опубликование закона – это доведение его содержания до всеобщего сведения.

Законы публикуются в специальном печатном издании. Они вступают в юридическую силу, как правило, в день официального опубликования или по истечении уста­новленного времени после опубликования.

В современных зарубежных странах расширяется сфера так называемого делегированного законодательства, к которому парламент имеет непосредственное отношение.

Делегированное законодательство – это санкционирован­ное парламентом право принятия нормативных актов, имеющих силу закона, высшими органами исполнитель­ной власти. Существуют два основных способа делегирования за­конодательных полномочий органам исполнительной власти:

1. Путем принятия парламентом специального за­кона о праве правительства (других органов исполнительной власти) издавать акты по определенным вопросам в течение точно установленного времени. При этом закон должен определять цели, принципы, критерии, на которые следует ориентироваться в процессе осуществления делегированных полномочий. 2. Путем издания законов, из которых следует поручение органам исполнительной власти принять соответствующие акты в их развитие. В этом случае парламент осуществляет контроль за исполнением законодательных предписаний конкретными органами управления.

В качестве субъектов делегирования чаще всего выступают правительства (во Франции, Испании, Италии, Португалии). Иногда допускается делегирование законодательных полномочий со стороны правительства вниз по исполнительной вертикали путем издания соответствующего постановления (например, на основе ст. 80 Основного закона ФРГ). Контроль за делегированным законодательством осуще­ствляет парламент как орган, инициирующий процесс делегирования и определяющий его условия. Кроме того, контроль за соблюдением делегированного законодательства может возлагаться на суды.

Наши рекомендации