IV. Организационные действия.
Этапы:
· Составление списков избирателей.
Новизна составления списков избирателей по новому закону: регистрация участников референдума осуществляется главой муниципального образования и уточняется участковой избирательной комиссией. Впервые по новому закону в списки участников референдума включаются иностранцы, если на основании международного договора РФ они имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местного референдума (т.е. имеют право участия только на уровне муниципального образования).
· Формирования участков референдума.
Участки референдума – это места, на которых граждане организуются для проведения голосования.
· Организация деятельности комиссий по проведению референдума.
Виды комиссий по проведению референдума основываются на избирательных комиссиях (см. «комиссии о выборах»).
V. Стадия голосования и определения результатов.
Эта стадия возникает с момента прихода на избирательный участок.
22 вопрос. Избирательная система и избирательное право.
Избирательная система имеет два смысла:
· В широком смысле это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти, местного самоуправления и высших должностных лиц, а также организаций, возникающих при этом процессе.
· В узком смысле это способ определения результатов выборов в зависимости от результатов голосования, то есть, технология определения результатов выборов.
Существуют два типа избирательных систем:
· при мажоритарной избирательной системе избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов избирателей;
· пропорциональная избирательная система – это система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.
Достоинство мажоритарной системы:
Мажоритарная система обладает преимуществом по связи избирателей с конкретным депутатом. Депутат хорошо знает избирателей, отдавших за него голос и поэтому граждане чаше приходят к нему на прием, имеют право потребовать от депутата конкретных действий
Недостаток мажоритарной системы:
При мажоритарной системе отсутствует единый перспективный план развития всей территории, депутатом от которой он является.
Достоинство пропорциональной системы:
Представительный орган имеет цельный перспективный план развития территории.
Недостаток пропорциональной системы:
Пропорциональная система ослабляет личные связи и персональную ответственность депутата перед избирателями.
Именно поэтому, по мнению ученых, для лучшего развития парламентаризма в России имеет место баланс этих двух систем.
Мажоритарная система имеет три разновидности:
1.Относительно большинства (получение большинства голосов относительно другого кандидата).
2.Абсолютного большинства (50% + один голос).
3.Квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 всех голосов избирателей).
Пропорциональная избирательная система имеет огромное количество разновидностей.
После распределения мандатов между партийными списками встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получаю мандаты депутатов. Существует два вида списков:
1.Жесткие (жесткая очередность кандидатов определяется партией в момент формирования списка; депутаты, указанные в списке не подлежат переносу).
2.Гибкие (список может быть изменен внутри самих кандидатов).
Новый федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» вводит в обязательном порядке пропорциональную систему выборов депутатов представительных органов.
Избирательное право имеет два значения:
· Субъективное избирательное право закреплено в статье 32 Конституции: избирать и быть избранными.
· Объективное избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующая определенные периоды выборов депутатов законодательных представительных органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.
Существует три уровня относительно самостоятельных нормативных массивов избирательного права:
1.Федеральный.
2.Субъекта федерации.
3.Муниципальный уровень.
Избирательное право регулируется следующими законами:
Конституция РФ (ст. 32 и т.д.), федеральные законы (ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ» 1999 года, ФЗ «О выборах» 1999 года и т.д.), Указы Президента, судебные решений Конституционного Суда РФ, Конституции, уставы и законы субъектов, нормативные акты избирательных комиссий, нормативные акты местного самоуправления.