Система законодательства: понятие, ее отличие от системы права. Формы систематизации законодательства.
Система законодательства - это совокупность законов и подзаконных актов, являющихся формой отражения юридических норм.
Систему права и систему законодательства следует различать по следующим основаниям:
1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства - нормативный акт;
2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы;
3) если система права складывается объективно в соответствии существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, либо зависит от законодателя;
4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный;
5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);
6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство с одной стороны не охватывает всего разнообразия нормативности (кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах и в иных источниках); а, с другой стороны, включает а себя кроме формулировок норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов глав, статей и т. п.
Система законодательства совершенствуется при помощи систематизации, то есть проводимой органами государства деятельности по упорядочению законодательства, приведению его в определенную систему.
Существуют следующие формы систематизации:
1. Учет нормативных правовых актов– это деятельность государственных органов и юридических лиц по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации. Значительную часть актов можно обнаружить в таких официальных изданиях как: «Российской газеты», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетеня международных договоров».
2. Инкорпорация - объединение в сборники и собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.
Сборники - издания нормативных правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания актов.
Собрания - издание нормативных актов высших органов государственной власти и управления страны. В зависимости от субъекта инкорпорации выделяют три вида собраний: официальные (когда правотворческий орган сам подготовил, издал или утвердил собрание, подготовленное иным органом – Свод законов Российской империи от1833 года); официозные (готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без утверждения – Собрание действующего законодательства СССР от 1977 года); неофициальные (проводятся научными учреждениями, издательствами, отдельными лицами по собственной инициативе, без поручения и контроля правотворческого органа).
3. Консолидация - сведение множественности нормативных актов в один укрупненный акт. Новый акт полностью заменяет вошедшие в него акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер акта и подпись должностного лица.
4. Кодификация - это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового нормативного правового акта. Кодификация осуществляется в форме издания: основ законодательства РФ и субъектов федерации; кодексов, уставов, положений и т.п.
Виды кодификации:
всеобщую, когда в течение времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям законодательства. В Российской Федерации в настоящее время идет подготовка к изданию Свода законов РФ;
отраслевую, когда охватывается законодательство какой-либо отрасли или подотрасли законодательства;
специальную, когда группируют нормы определенного правового института или нескольких институтов.
Кодификационный акт – это акт сводного характера, объединяющий в единую юридическую конструкцию действующие и не утратившие свое значение нормативные предписания по определенной теме и на основе общих принципов. Именно поэтому он, как правило, значителен по объему, отличается сложной структурой и высокой степенью стабильности материала.
Формы кодификационных актов:
· основы законодательства – это юридически цельные, внутренне согласованные правовые акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные максимально урегулировать определенный круг отношений;
· кодексы отраслевые – сводные акты, позволяющие полно урегулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений;
· кодексы комплексные (межотраслевые);
· уставы – это комплексные нормативные правовые акты, ту или иную сферу государственной деятельности;
· положения – это сводные акты, детально регламентирующие либо правовой статус, либо организацию деятельности определенных субъектов права;
· правила – это акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.