Возникновение и развитие идеи правового государства

Несмотря на то, что сам термин «правовое государство» возник и утвердился в немецкой юридической литературе в 30-х годах XIX века (в трудах К.-Т. Велькера, Р. Фон Моля и др.), значительное влияние на формирование представлений о правовой государственности оказали политико-правовые идеи Древней Греции и Рима. Там сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится общеобязательным законом.

В эпоху перехода от феодализма к капитализму в развитии новых представлений о правовой государственности основное место занимают проблемы политической власти и ее правовой организации в виде раздельных государственных властей.

В трактовке английского мыслителя XVII в. Д. Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, и осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную.

Новые представления о разделении властей получили свою разработку в творчестве французского юриста XVIII в. Ш. Л. Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную и судебную, - он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Влияние учений Локка и Монтескье о разделении властей и обеспечении прав и свобод граждан, оказали заметное влияние на теорию правового государства, раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчетливо проявилось и в Конституции США 1787 г., и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Д. Мэдисон внесли большой вклад в разработку доктрины правовой государственности. Так, Джефферсон отстаивал идею разделения властей, поскольку именно народ является подлинным и единственным источником власти. Концепция «сдержек и противовесов» между различными властями была обстоятельно развита Д. Мэдисоном. По его мнению, одного лишь обозначения на бумаге разделения властей недостаточно, чтобы предотвратить нарушения на практике принципа разделения властей, необходима еще и надлежащая внутренняя организация государственной власти в целом.

Важная веха в истории идей правового государства связана с философской разработкой этих проблем И. Кантом и Г.Ф.В. Гегелем.

Канту принадлежит заслуга последовательного обоснования либеральной теории правового государства. В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он различает и противопоставляет две формы правления: республику (чем и является правовое государство) и деспотию. Причем Кант отвергает идею «равновесия» различных властей, отстаивая верховенство законодательной власти.

В отличие от кантовской концепции разделения властей, учение Гегеля о разделении властей исходит из признания суверенитета монарха в рамках конституционной монархии. Тремя властями, на которые подразделяется государство, по Гегелю являются: законодательная власть, правительственная власть (к коей относится и судебная) и власть государя.

В истории русской правовой мысли первым идею правового государства сформулировал М.М. Сперанский в подготовленной им для императора Александра I записке «Введение к изменению государственных законов».

Теоретическую завершенность концепция правового государства получила в работах представителей теории и философии права: В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, С.А. Мурашова, П.И. Новгородцева, Г.Ф.Шершеневича, Б.Н. Чичерина. Они связывали будущее своей страны с идеями конституционализма как главнейшего условия для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти. До практической реализации этих идей дело тогда не дошло.

К. Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Идея правового государства была выражена Марксом: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому органу подчиненный».

С октября 1917 г. в отдельно взятой стране (РСФСР, а затем СССР) стали воплощаться идеи Маркса на практике. Уже сразу после революции, далее в годы гражданской войны идеи правового государства были поглощены требованиями революционного правосознания. В первые послевоенные годы, в начале 20-х годов принимаются первые кодексы законов, упраздняются или преобразуются чрезвычайные органы, повышается роль суда, создается прокуратура, главным назначением которой становится надзор за законностью деятельности органов государственного управления. Перечеркнуло данные иллюзии упрочение тоталитаризма в стране. Вплоть до 1989 года, категория «правовое государство» практически была изъята из официального научного оборота.



Наши рекомендации