Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности
Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности. Общими ее отличительными особенностями являются:
1) нормативная база, основа;
2) характер, содержание;
3) основание;
4) привлечение к административной ответственности значительным количеством органов государственного управления, их должностными лицами;
5) субъектами административной ответственности являются наравне с физическими и юридические лица.
Нормативной основой административной ответственности является КоАП. Это единственный законодательный акт, определяющий, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляющий основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности.
Нормативную основу уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс, дисциплинарной — Трудовой кодекс и многие другие нормативные правовые акты — уставы и положения о дисциплинарной ответственности, принимаемые, утверждаемые различными государственными органами.
Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности своим характером, т.е. содержанием. Содержание ее образуют административные взыскания, являющиеся мерами административной ответственности. Некоторые из них в определенной мере схожи с уголовными наказаниями, например, штраф, исправительные работы, административный арест. Между тем, эти меры как административные взыскания менее суровы по сравнению с уголовными. По общему правилу штраф, налагаемый в административном порядке, не может быть более 50 базовых величин, а как уголовная мера — 50 базовых величин и выше: за преступления, не представляющие большой общественной опасности — от 50 до 500 базовых величин, за менее тяжкие — от 300 до 1000 базовых величин, минимальные и максимальные пределы увеличиваются в два раза, если преступление совершено из корыстных побуждений (ч. 2 ст. 50 УК).
Административный арест как мера административной ответственности выражается в лишении свободы, существует лишение свободы и как мера уголовного наказания. Вместе с тем, административный арест не может превышать пятнадцати суток, а лишение
свободы по уголовному праву может устанавливаться на срок от шести месяцев до десяти лет, за особо тяжкие преступления до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека,— до двадцати пяти лет (ч. 1 ст. 57 УК).
Исправительные работы по административно-деликтному праву устанавливаются на срок от одного до двух месяцев, а по уголовному праву — от шести месяцев до двух лет.
По содержанию административная ответственность существенно отличается от дисциплинарной. Административная ответственность преимущественно носит материальный (денежный), дисциплинарная — моральный характер. По существу, каждое административное правонарушение обеспечено такой мерой, как штраф. Нет ни одной меры административной ответственности, схожей с дисциплинарной.
Применение мер административной ответственности не влияет на освобождение от должности (работы) работника, за исключением лишения профессионала-водителя права на управление автотранспортным средством.
Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности по своему основанию. Если основанием административной ответственности является административное правонарушение, то уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок. Правда, существует ряд преступлений с административной иреюдицией. Однако ввиду их незначительного количества они скорее являются исключением из общего правила, а возможно, и упущением законодателя. Преступления — общественно опасные деяния, административные правонарушения — лишены такого качества, дисциплинарные проступки совершаются только по службе, по работе, административные правонарушения, как правило,— вне службы, вне работы. Нельзя не обратить внимание и на такое обстоятельство: при совершении административного правонарушения не всегда реализуются административные санкции. Действующий административно- деликтный закон предоставляет право органам (лицам), уполномоченным вести административный процесс, освобождать от ответственности. Подобное может быть при наличии определенных в законе обстоятельств.
Немаловажным отличительным критерием является и то, что административная ответственность налагается особым континген-
том органов или лиц. Одни из них специально предназначены для этих целей, другие выполняют такие полномочия как дополнительные к основным. К первому виду относятся судьи по административным делам и исполнительным производствам и административные комиссии, ко второму виду — многочисленные органы государственного управления и их работники, например, сельский (поселковый) исполнительный комитет, районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних, орган внутренних дел в лице его начальника, заместителей начальника и других работников милиции, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля и т.д. Ни один из подобных органов не может решать дела о преступлениях. Они разрешаются только судом. Названные органы и их лица применяют меры административной ответственности к неподчиненным им по службе лицам.
Следующая отличительная особенность состоит в том, что административная ответственность применяется не только к физическим, но и к юридическим лицам. Субъектами уголовной и дисциплинарной ответственности юридические лица не являются.
Специальные отличительные особенности обособляют административную ответственность лишь от одного какого-либо иного вида юридической ответственности. Так, дисциплинарная ответственность применяется только по служебной подчиненности, административная — вне служебной подчиненности, т.е. к третьим лицам; применение мер административной ответственности даже за административно-дисциплинарные правонарушения не является основанием для увольнения или перевода на нижестоящую должность.
От уголовной административная ответственность отличается упрощенным порядком разрешения дела об административном правонарушении, сокращенными сроками их разрешения. Например, в целом ряде случаев привлечение к административной ответственности возможно на месте совершения административного правонарушения и без оформления соответствующих документов об административном правонарушении (ст. 10.3 ПИКоАП). Общий срок, в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности, равняется двум месяцам со дня совершения правонарушения. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения
дисциплинарного проступка (ст. 200 ТК); привлечение к уголовной ответственности возможно в следующие сроки:
1.два года — при совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности;
2.пять лет — при совершении менее тяжкого преступления;
3.десять лет — при совершении тяжкого преступления;
4.пятнадцать лет — при совершении особо тяжкого преступления, кроме случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи (ч. 1 ст. 83 УК)
Нельзя не обратить внимание и на существующие ограничения применения административной ответственности к отдельным видам специальных субъектов административных правонарушений. Так, лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к административной ответственности за незначительное количество (16) видов правонарушений, перечень которых дан в части 2 статьи 4.3 КоАП. Кроме того, на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не может налагаться также штраф, за исключением случаев, когда они имеют свой заработок, стипендию или иной собственный доход, а также исправительные работы.
Подобные ограничения существуют и применительно к военнослужащим, военнообязанным во время прохождения сборов, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч. 1 ст. 4.7 КоАП).
Очевидно, что названные пределы позволяют говорить о существовании ограниченных субъектов административной ответственности.
Отдельные категории лиц за совершение административных правонарушений вообще не могут быть привлечены к административной ответственности, т.е. к ним не применяются санкции нарушенных административно-деликтных норм. Это в первую очередь лица, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. По КоАП 1984 г. к таким лицам относились прокурорско-следственные работники, а до принятия Положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 626,— и судьи судов. Все они за совершение административных правонарушений несли дисциплинарную от-
ветственность. В соответствии со статьей 15 КоАП работники железнодорожного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несли в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей отдельных видов административных правонарушений. Иначе говоря, все указанные лица не являлись субъектами административной ответственности. По части 2 статьи 4.7 КоАП 2003 г. физические лица, кроме указанных в части первой этой же статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях. Подобная регламентация не достаточно полно отражает фактическое положение всех субъектов, относящихся к рассматриваемому виду. Заметим, что к ним относятся, кроме работников железнодорожного транспорта, гражданской авиации и т.д., прокуроры, следователи прокуратуры и судьи всех судов Республики Беларусь.
Вряд ли к прокурорам, следователям и судьям могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ и административного ареста. В этой связи следовало бы или отнести их к перечню лиц, который дан в части 1 статьи 4.7, или уточнить порядок исполнения названных мер административной ответственности применительно к указанным лицам.
Глава 15